Армения выбрала стратегию умеренного давления на ОДКБ: политтехнолог

© Sputnik / Aram NersesyanПремьер-министр Никол Пашинян встречает президента России Владимира Путина (23 ноября 2022). Еревaн
Премьер-министр Никол Пашинян встречает  президента России Владимира Путина (23 ноября 2022). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 25.11.2022
Подписаться
Эксперт не исключает, что в меру жесткие заявления армянского премьера на саммите ОДКБ были согласованы с президентом России.
ЕРЕВАН, 25 ноя — Sputnik. Недовольство и претензии Армении к ОДКБ вписываются в стратегию умеренного давления на организацию, предпосылок выхода из нее не просматривается. Об этом заявил Sputnik Армения политтехнолог Виген Акопян, комментируя итоги саммита организации в Ереване и последующий отклик со стороны правящей элиты Армении.
Участники заседания Совета Коллективной безопасности, вопреки ожиданиям Еревана, не дали политической оценки азербайджанской агрессии. В результате премьер Никол Пашинян счел невозможным подписать итоговую декларацию в том виде, в котором она была представлена.
По словам Акопяна, важно учесть, что заседание проводилось именно в Армении, это обстоятельство имело определенное пропагандистское значение в плане ожиданий для страны. Армянское руководство должно было отчитаться перед внутренней аудиторией о каких-то результатах, тем более что не без участия властей Армении ранее уже был создан определенный негативный "шлейф" вокруг ОДКБ.

"Я думаю, что власти Армении устраивал любой результат заседания. Если бы организация выразила политическую поддержку Еревану, то это преподносилось бы в качестве дипломатической победы руководства страны, если нет – то путем таких демаршей, отказа подписать документы устроить пропагандистскую кампанию, показать свою принципиальность", - говорит он.

Однако важно понять, какую реакцию в Москве вызвали действия и риторика властей Армении. Как отметил политтехнолог, не следует забывать, что в организации первую скрипку играет Россия. Именно Москва является той цементирующей силой, на которой выстроена структура. И участие остальных стран в ОДКБ – это стремление максимально сблизиться с Россией в военном, военно-техническом и политическом аспектах. К примеру, членство в организации в целом дает возможность получать вооружения и военную технику по ценам ниже рыночных.
"Все же смею предположить, что определенная согласованность заявлений Пашиняна с президентом России имела место. И то, что оба лидера отправились из аэропорта на саммит в одной машине, вряд ли стоит считать случайностью. Не исключено, что Путину нужно было поделиться срочной информацией с Пашиняном, например, о том, что некоторые страны ОДКБ в последний момент не согласились с формулировками, предполагающими оказание помощи Армении. Косвенно о предварительном согласовании свидетельствует и довольно сдержанная реакция представителя Кремля Дмитрия Пескова", - сказал эксперт.
Пресс-секретарь российского лидера после заседания в интервью программе "Москва.Кремль.Путин" заявил, что право Армении говорить о фиаско, однако востребованность организации очевидна. По словам Пескова, предстоит принять решение, как быть дальше, чтобы ОДКБ способствовала урегулированию ситуации, и чтобы армянская сторона развеяла все сомнения.
Говоря о демаршах Еревана, стоит также заметить, что на следующий день поле саммита спикер армянского парламента Ален Симонян подверг довольно жесткой критике работу структуры, повторив ранее уже высказанные претензии в ее адрес и заявив, что постсоветская модель развития вооруженных сил себя не оправдывает больше. А его заместитель Акоп Аршакян представил возражения Еревана на обсуждениях проекта заявления ПА ОДКБ "О недопустимости разработки биологического (микробиологического) и токсинного оружия".
"Я склонен считать, что Ереван выбрал стратегию умеренного давления на организацию. Такая стратегия заключается в том, что выражать недовольство, говорить об озабоченности, делать намеки на возможные альтернативы, актуализировать разговоры о смене вектора и т.д. И нужно отметить, что стратегия эта не всегда безрезультатна. Можно говорить о локальных результатах, которые хотя и имеют более внутриполитический, нежели внешнеполитический характер, тем не менее, они есть", - говорит наш собеседник.
Возвращаясь к возможности смены вектора, Акопян констатирует, что конкретного вектора у армянского руководства на данный момент нет. Представители правящей элиты так часто меняют свои взгляды, делая порой противоположные заявления, что говорить о каких-то четких геополитических предпочтениях не приходится. Разговоры об альтернативах идут скорее на экспертном уровне, нежели имеют практическое содержание. Чтобы реально говорить и думать об альтернативах, прежде всего они должны быть. Выход из одной системы безопасности, без внятных перспектив сменить ее другой системой эксперт считает не лучшим вариантом.
"Возможно, Ереван и ищет сейчас альтернативу, но я не вижу, что другие системы готовы принять Армению с обеспечением всего спектра элементов безопасности", - говорит Акопян.
Возможно, ОДКБ – не самая функциональная структура для Армении, есть недовольство из-за ее низкой эффективности. Однако выход из нее чреват более серьезными рисками, говорит эксперт.
Лента новостей
0