Запланировано, но не израсходовано: что не так с капитальными расходами в Армении?
21:19 12.12.2022 (обновлено: 20:25 05.04.2023)
© Photo : press office of Gyumri municipalityРемонтно-строительные работы дорог и улиц Гюмри
© Photo : press office of Gyumri municipality
Подписаться
По бюджетным показателям за январь-сентябрь 2022 года капитальные расходы не реализованы на 36.8%.
ЕРЕВАН, 12 дек – Sputnik, Нелли Даниелян. Капитальные расходы, предусмотренные бюджетом, в Армении всегда недовыполнялись на 25-30%. А в определенные годы процент составлял даже больше. Об этом в беседе со Sputnik Армения сказал эксперт исследовательского центра "Амберд", экономист Армен Ктоян, комментируя очередное неисполнение бюджетных расходов этого года.
"Фактическая часть, как правило, составляет 68, 70, 72% от запланированного. Всегда было такое соотношение. В какие-то годы может наблюдаться небольшое улучшение, что обусловлено определенными факторами, в иные же годы этот процент может понизиться. Но должен отметить, что это институциональная проблема, здесь вопрос институционального несовершенства", - отметил Ктоян.
Примечательно, что на внеочередном заседании парламента Армении 9 декабря развернулась дискуссия между представителями правительства и оппозицией вокруг исполнения капитальных расходов, предусмотренных бюджетом на 2022 год.
Депутаты от оппозиции утверждали, что "капитальные расходы были возмутительным образом не осуществлены полностью", выделенные деньги не послужили своей цели.
Заместитель министра финансов Армении Ваге Ованнисян не стал отрицать, что и в этом году бюджет не выполнен полностью, но заверил, что по состоянию на 1 декабря 2022 года есть некоторое улучшение в процентном плане по сравнению с прошлым годом.
Согласно последнему официальному отчету по исполнению бюджета этого года, капитальные расходы за январь-сентябрь 2022 года не осуществлены на 36,8%. Декабрьских показателей пока нет.
Экономист Армен Ктоян не исключает, что до конца года эти данные изменятся в положительную сторону. Но это еще не означает, что существующая на протяжении многих лет проблема этим решится.
"Тендеры объявляются в соответствии с порядком, предусмотренным законом, какие-то организации их выигрывают. После этого возникают некоторые обстоятельства, при которых победившая организация бывает не в состоянии осуществить эти расходы в установленные сроки. Институциональная система не обладает механизмами для преодоления данной проблемы или эти механизмы очень слабы", - подчеркнул эксперт.
Еще одна причина нарушения сроков выполнения программ - срыв государственных тендеров, когда ни одна из организаций не проявляет интереса к участию в конкурсе, либо ни один из подавших заявку участников не соответствует требуемым параметрам.
По словам Ктояна, правительство хорошо осведомлено об этой проблеме, и ее решение находится в ряду приоритетов кабмина.
"Насколько мне известно, шаги в данном направлении предпринимаются. Однако какие именно и каковы результаты, сказать не могу. В любом случае, эта проблема должна быть решена незамедлительно, потому как, если на следующий год правительство планирует значительно увеличить капитальные расходы, следует больше внимания уделить разрешению этой проблемы", - сказал наш собеседник.
Экономист убежден - неполное исполнение бюджета не зависит от суммы целевых расходов или количества программ. Даже если капитальные расходы и программы будут увеличены, полностью бюджет выполнить не удастся.
В этом году вследствие различных факторов была зарегистрирована беспрецедентная экономическая активность, ВВП Армении вырос в двузначных цифрах, но уже в течение года было ясно, что неисполнение бюджета неизбежно, говорит Ктоян. Он не видит здесь противоречий, поясняя, что задержки в программах обусловлены не только экономическими факторами.
"Сумма выделяется на стадии проектирования, есть смета, но когда делается более основательный подсчет, смета пересматривается. В проекте, например, хотят изменить какую-то деталь, которая меняет общую концепцию, возникают инфляционные явления, возникают проблемы в странах-партнерах, логистические проблемы, которые могут вызвать осложнения в вопросе импорта стройматериалов. Например, такая проблема у нас была с цементом. Много подобных проблем возникло в постковидный период", - заметил он.
Кроме того, по оценкам экономиста, неизбежны задержки и в ходе самого строительства. С этой проблемой сталкивается любой человек, занимающийся ремонтом своего дома. Даже если государство решит применить самые строгие санкции, работы от этого все равно не ускорятся.
"Можно сказать, что эта проблема присуща не только Армении, но и всему постсоветскому пространству. А это значит, что, в частности, существует необходимость во внедрении новой культуры в сфере строительства", - говорит Ктоян.
Наш собеседник считает, что было неправильно сокращать финансирование или объем расходов с целью их нормального выполнения. Наоборот, он убежден, что для создания предпосылок к устойчивому развитию, государство должно незамедлительно подумать о модернизации инфраструктур. А для этого нужно увеличить капитальные траты. Чтобы запланированные расходы реализовывались своевременно, государству следует пересмотреть всю систему - от планирования до контроля выполненной работы.
Отметим, что в 2022 году, согласно бюджету, расходы на капитальное строительство составляют 390 млрд. драмов ($966 млн). В бюджете на 2023 год эта сумма была увеличена до 548 млрд. драмов ($1 млрд 358 млн).