Почему Ереван пропустил Давос: политический и экономический взгляд
23:27 20.01.2023 (обновлено: 17:51 12.07.2023)
© Photo / official site of the Prime minister of RAПремьер-министр Армении Никол Пашинян принчл участие на тематическом обсуждении "Формировка будущего демократии" (23 января 2019). Давос
© Photo / official site of the Prime minister of RA
Подписаться
Помимо экономической повестки, форум в Давосе мог стать площадкой для встречи лидеров трех стран региона и способствовать ослаблению напряженности на Южном Кавказе.
ЕРЕВАН, 20 янв — Sputnik. Решение премьера Армении не ехать на Всемирный экономический форум в Давосе привлекло внимание наблюдателей в контексте гипотетического разговора с Азербайджаном и представления миру экономических возможностей республики.
Решить проблему путем встречи с источником этой проблемы
Учитывая, что в Давос поехал азербайджанский президент, армянский лидер, по сути, упустил возможность понизить градус напряженности вокруг Нагорного Карабаха, отказавшись встретиться лицом к лицу с источником этой напряженности.
В итоге на полях форума в Швейцарии тему армяно-азербайджанских отношений и мирного обустройства региона Ильхам Алиев обсуждал с грузинским премьером Ираклием Гарибашвили.
Комментируя неучастие Еревана в Давосском форуме, политолог Бениамин Матевосян отмечает, что власти Армении в карабахском вопросе взяли на вооружение план Вашингтона, и потому переговоры с Азербайджаном на других площадках им не интересны.
По мнению Матевосяна, Пашинян и его команда перестали руководствоваться соображениями интересов страны, и возможность разговаривать с Азербайджаном в целях ослабления напряженности для них не привлекательна. Аналогичным образом глава МИД Арарат Мирзоян мог поехать в Москву в конце декабря на трехстороннюю встречу с российским и азербайджанским коллегами. Но, сославшись на блокаду Лачинского коридора, Мирзоян отказался от встречи, а значит и шансов на выработку каких-то компромиссов, способных улучшить ситуацию "на земле".
"Дело в том, что Пашинян не видит возможности решить вопрос ни в Москве, ни в Давосе, ни в других столицах. Он и его соратники видят решение в другом месте – в Вашингтоне. На днях премьер заявил в парламенте, что готов подписать мирный договор на основе Пражского заявления. Но данное заявление в свою очередь основано на плане Вашингтона. Это означает, что власти хотят договариваться именно под патронажем американцев, и другие переговорные форматы им не интересны", - отметил Матевосян в комментарии Sputnik Армения.
В октябре в Праге по итогам встречи лидеров Армении, Азербайджана, Франции, а также главы Евросовета было принято заявление. В частности, в нем Армения и Азербайджан подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года, в соответствии с которыми обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга.
Матевосян считает, что американский план подразумевает нахождение Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, государственность Карабаха полностью упраздняется, и вместо этого формируется т.н. делегация представителей народа Нагорного Карабаха, которая в статусе органа местного самоуправления должна будет вести диалог с центральными властями Азербайджана.
С точки зрения эксперта, "завязанность" армянской стороны на американском патронаже настолько очевидна, что остается чуть ли не говорить об этом открытым текстом. Гипотетическая реализация этого плана неизбежно актуализирует вопрос гарантий личной безопасности для армянских властей. А гарантии эти они могут получить только от американцев, отмечает Матевосян. На этом фоне даже премьер страны, находящейся в орбите Запада, не воспринимается Ереваном как желаемый посредник.
"С точки зрения армянских властей, логичнее договариваться напрямую с "кураторами" Тбилиси, но "кураторами" в их представлении. Хотя мы сейчас в контексте украинских событий видим, что Грузия проводит достаточно сбалансированную, адекватную политику", - сказал он.
Возвращаясь к плану Вашингтона, эксперт отмечает, что их окончательная цель добиться вывода российских миротворцев, впоследствии встанет и вопрос присутствия российской военной базы в Армении. Матевосян убежден, что глобальный антироссийский курс Ереваном уже намечен. И риторический вопрос премьера на последней пресс-конференции о том, а не является ли российское военное присутствие угрозой для Армении, лучше всего демонстрирует реальные намерения правящей силы.
А как же экономика?
Экономист Армен Ктоян считает важной активность Еревана на разных треках и участие в международных форматах. Однако не всегда достигнутые договоренности реализуемы на практике. В беседе со Sputnik Армения Ктоян пояснил, что на то есть ряд причин, зависящих как от властей, так и от внешних факторов.
По словам эксперта, в экономическом плане польза международных форумов зачастую опосредована, а результат возможен лишь в долгосрочной перспективе. Не бывает так, чтобы тот или иной чиновник отправился на какой-либо форум, а через месяц в его страну прибыл крупный предприниматель для реализации конкретного проекта.
"Однако это отнюдь не означает, что участвовать в форумах не нужно, напротив, чем выше активность, тем лучше", - говорит Ктоян.
Что касается привлечения инвестиций, эксперт отметил, что задача эта не из легких, ее решение требует многосторонних, системных подходов с вовлечением всех структур и базовых договоренностей. Он пояснил, что крупного инвестора не введешь в заблуждение предложением в красивой упаковке. Перед тем как принять решение, бизнесмены по собственным каналам уточняют, стоит ли инвестировать в ту или иную страну.
Основные показатели для инвесторов - это риск и рентабельность, остальные параметры для них второстепенны. Для предпринимателя важны выгоды от инвестиций, особенно если страна находится в зоне повышенного риска. По этой же причине любая договоренность, достигнутая в рамках форума, может так и остаться на бумаге.
"Реализации того или иного проекта может помешать, к примеру, геополитический фактор, чреватый большим риском для предпринимателей", - отмечает Ктоян.
Отметим, что премьер-министр Армении участвовал в Давосском форуме лишь в 2019 году. В 2022 году Армению представлял президент.