Камиль Чалаев применяет в Армении методику лечения детей музыкой и жестами
17:04 04.02.2023 (обновлено: 17:23 04.02.2023)
© Sputnik / Aram NersesyanФранцузский хореограф Сабин Жаме и музыкант, специалист по музыкальной терапии Камиль Чалаев на площади Республики
© Sputnik / Aram Nersesyan
Подписаться
Выдающийся специалист по музыкальной терапии Камиль Чалаев вместе со своей супругой – французским хореографом Сабин Жаме – в эксклюзивном интервью Sputnik Армения раскрыл суть своего уникального метода по воздействию музыкой, звуками, игрой и жестами, в частности, на детей с особенностями развития.
Камиль Чалаев – один из самых интересных и неординарных музыкантов современности. Деятельность его многопрофильна: он пишет музыку, создает музыкальные инструменты, играет на нескольких инструментах, пишет книги. Однако своей миссией Чалаев считает звуко- и жестотерапию, которая оказывает особое воздействие на детей и взрослых.
Вместе со своей супругой Сабин Жаме он пробудет в Армении несколько лет, чтобы передать свой опыт и научить местных специалистов этому необычному методу.
© Sputnik / Aram NersesyanФранцузский хореограф Сабин Жаме и музыкант, специалист по музыкальной терапии Камиль Чалаев в гостях радио Sputnik
Французский хореограф Сабин Жаме и музыкант, специалист по музыкальной терапии Камиль Чалаев в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Aram Nersesyan
Как все зарождалось?
Супруги встретились в Театре французской комедии в Париже в 1992 году на проекте Анатолия Васильева. Это был балет "Маскарад" Лермонтова.
По словам Жаме, она танцевала в постановке, а ее будущий супруг был композитором.
"Камиль начал заниматься скрипкой в четыре, а я – танцевать в том же возрасте. Отец Камиля – выходец с Кавказа, мать – украинская еврейка. Сам он жил во Франции. Я же из буржуазной семьи, в которой профессия танцовщицы/балерины особо не приветствовалась", - рассказывает она.
Артисты чувствовали себя некомфортно в узких рамках французской театральной институции и стремились раскрыть новые грани своих профессий. У них, по собственному признанию, была потребность познакомить с миром музыки тех детей, которые были лишены этой возможности.
В итоге супруги начали свои занятия с детьми в неблагополучных пригородах Парижа. А в конце 90-х Чалаев организовал "Дикую школу" для детей эмигрантов (в основном из Африки и арабских стран) из необеспеченных семей.
© Sputnik / Aram NersesyanМузыкант, специалист по музыкальной терапии Камиль Чалаев в гостях радио Sputnik
Музыкант, специалист по музыкальной терапии Камиль Чалаев в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Aram Nersesyan
В чем уникальность метода Чалаева?
Суть музыкальной терапии Камиля Чалаева в том, чтобы дети с различными патологиями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата (аутисты, дети с ДЦП) научились слышать звуки и делать таким образом первые шаги в овладении речью.
На занятиях дети активно участвуют в процессе, используют музыкальные инструменты, что развивает тело и четкость движений.
"Принцип нашего метода в том, что мы создаем абсолютно открытое пространство, в котором находится большое количество инструментов. Ребенку мы даем свободу, оставляем его, и он находит в себе самом возможности освободиться, адаптироваться внутри свободного открытого пространства с этими инструментами. И только после этого мы начинаем сопровождать его", - говорит он.
Каждый ребенок, по его словам, выбирает свой собственный процесс, а наставники его только направляют. Чалаев собирает вокруг себя малышей и играет с ними на различных музыкальных инструментах — барабанах, колокольчиках, индийских флейтах.
Специально для аутистов и детей с синдромом Дауна он создает зеркальные инструменты, на которых могут играть одновременно двое.
© Sputnik / Aram NersesyanФранцузский хореограф Сабин Жаме и музыкант, специалист по музыкальной терапии Камиль Чалаев в гостях радио Sputnik играют на двусторонней скрипке
Французский хореограф Сабин Жаме и музыкант, специалист по музыкальной терапии Камиль Чалаев в гостях радио Sputnik играют на двусторонней скрипке
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Все очень просто – мир находится в бинарности, в некой диалектике, человек симметричен, у него две половины мозга. У детей с особенностями – проблемы коммуникации между левой и правой половинами мозга, и для того, чтобы прийти к единству, вернуться к потерянной сути, я начал создавать спекулярные, зеркальные инструменты. Таким образом, образ целостности можно приобрести через разделение. Так можно обеспечить коммуникацию между левым и правым полушариями мозга", - объясняет свой принцип Чалаев.
Для социально неадаптированных детей музыка, звуки, жесты и игра имеют особое значение. Звуко- и жестотерапии Камиля Чалаева оказывает на них седативное воздействие, в итоге дети становятся более спокойными, легче адаптируются, начинают слушать друг друга и идут на контакт друг с другом.