Что даст Армении углубление ирано-китайского сотрудничества?
23:04 21.02.2023 (обновлено: 16:30 18.07.2023)
© Photo : official site of the President of IRIВстреча лидеров Китая и Ирана Си Цзиньпина и Эбрахима Раиси (14 февраля 2023). Пекин
© Photo : official site of the President of IRI
Подписаться
Армении придется постараться, чтобы добиться участия в ирано-китайских проектах, считает эксперт.
ЕРЕВАН, 21 фев – Sputnik. Армения могла бы сыграть важную роль на транзитных путях, учитывая ее выгодное географическое положение и дружественные отношения с Китаем и Ираном. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения высказала иранист Жанна Варданян, комментируя наметившуюся в последнее время активизацию ирано-китайских отношений.
Неделю назад лидеры Китая и Ирана Си Цзиньпин и Ибрахим Раиси на встрече в Пекине заявили о взаимной поддержке. В дополнение к 20 меморандумам о взаимопонимании Пекин и Тегеран подписали 19 соглашений и контрактов на сумму в $3,5 млрд.
По словам Варданян, у Китая и Ирана есть общие региональные интересы, которые могут стать основой для реализации таких мегапроектов, как "Один пояс, один путь". Тесное ирано-китайское сотрудничество позитивно повлияет на развитие региона Южного Кавказа, однако Армения должна будет приложить усилия для того, чтобы извлечь из этого пользу, считает эксперт.
"Коридор "Один пояс, один путь" упоминается в соглашении о 25-летнем ирано-китайском сотрудничестве. К сожалению, в этом документе в качестве транзитных путей указаны территории Азербайджана и Турции, однако Армения там не упоминается. Конечно, соглашение – всего лишь дорожная карта и не содержит каких-либо обязательств, кроме того, нам известен лишь черновой, не окончательный вариант этого документа. Так или иначе, Армения в договоренностях не упоминается, но мы могли бы приложить усилия для того, чтобы наша страна также была вовлечена в региональные транзитные проекты", - подчеркнула Варданян.
Помимо транзитных коридоров, немалых усилий от Армении потребуется для того, чтобы добиться участия и в других совместных с Ираном и Китаем проектах, говорит она.
А пока что даже двусторонние ирано-китайские проекты продвигаются достаточно медленно, замечает иранист. Соответственно, говорить о каких-либо трехсторонних проектах пока что затруднительно и нереалистично.
Комментируя наблюдающуюся в последнее время активизацию внешнеполитической деятельности Тегерана, Варданян отметила, что переговоры по ядерной программе Ирана заморожены, а санкции против этой страны продолжают действовать. В таких условиях Иран ищет надежных партнеров, готовых инвестировать в иранскую экономику.
"Правительство Ирана определило развитие отношений с соседними странами и азиатскими государствами в качестве приоритета внешней политики и в этом контексте визит иранского президента в Китай был вполне ожидаемым. На фоне затишья после длительного периода акций протеста в Иране наблюдается некоторая активизация на внешнем фронте", - сказала Варданян агентству Sputnik Армения.
Она также подчеркнула, что вне зависимости от глобальных изменений, происходящих в мире, интересы Ирана, Китая и России продолжают соприкасаться в плане противостояния Западу и особенно США.