Повестка Ереван-Баку не может не увязываться с Карабахом: эксперт о встрече Пашинян-Шольц

© Sputnik / Aram NersesyanПолитолог Сергей Мелконян в гостях радио Sputnik
Политолог Сергей Мелконян в гостях радио Sputnik - Sputnik Армения, 1920, 03.03.2023
Подписаться
Нужно понимать, по словам Мелконяна, что реализацию права на самоопределение жителей Нагорного Карабаха некоторые страны могут предполагать в рамках границ Азербайджана.
ЕРЕВАН, 3 мар – Sputnik. Разделение армяно-азербайджанского и карабахского урегулирования нереалистично. Такое мнение выразил в беседе со Sputnik Армения политолог, востоковед Сергей Мелконян, комментируя очередное примечательное заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна, сделанное в Берлине.
Ранее, в ходе совместной с главой германского правительства Олафом Шольцем конференции Пашинян заявил, что Ереван согласился отделить урегулирование карабахской проблемы от армяно-азербайджанского процесса.
По мнению Мелконяна, основная цель нынешних властей Армении - это установление и развитие отношений с Турцией. И препятствием на этом пути был карабахский вопрос. Сейчас Армения пытается разъединить эти два вопроса.

"Если Армения не нормализует отношения с Азербайджаном, то Анкара откажется от урегулирования отношений с Ереваном. Но в данной ситуации Армения выбрала путь разговора с позиции "слабого" – ведь понятно, каков силовой баланс, когда разговаривают Степанакерт и Баку", - сказал Мелконян.

Но этот вариант не сработает, уверен эксперт. Достаточно, по его словам, вспомнить, что Азербайджан выдвигал несколько требований для открытия Лачинского коридора – уход Рубена Варданяна, доступ азербайджанцев к рудникам, разоружение Армии обороны и т.д. Армения фактически исполнила первое предусловие Азербайджана.
Это, по его словам, первый случай, когда Баку был прямо вовлечен во внутреннюю политику Нагорного Карабаха через условия, поставленные перед Арменией.
"Сколько бы Армения ни пыталась разъединить два вопрос, не получится. В конце концов, 120 тысяч жителей – это граждане Армении, не нужно об этом забывать", - отметил Мелконян.
Что касается встречи представителей Нагорного Карабаха и Азербайджана, то они состоялись сразу после ухода Варданяна. Азербайджан продолжает продвигать свою повестку, предлагая Степанакерту обсудить возможности интеграции. Нагорный Карабах в свою очередь пытается говорить о гуманитарных вопросах, и первым делом — открытии коридора.
Исходя из заявления Совбеза, можно предположить, что карабахская сторона согласилась на ряд условий. Если они будут реализованы, можно ожидать, что дорога Горис-Степанакерт будет открыта.

Заявление Шольца о самоопределении

Что касается другого примечательного в контексте карабахского урегулирования заявления канцлера Шольца относительно важности соблюдения принципа права народа на самоопределение, то ничего "революционного" в нем нет, потому что оба принципа (право народов на самоопределение, принцип территориальной целостности) зафиксированы в Мадридских принципах, считает Мелконян.
Шольц в ходе все той же совместной с Пашиняном пресс-конференции отметил, в частности, важность мирного разрешения ситуации между Арменией и Азербайджаном, сохранения территориальной целостности, а также вопроса самоопределения народа Нагорного Карабаха.
В любом случае, по словам Мелконяна, Германия находится вне брюссельского и вашингтонского формата, у нее нет влияния на стороны в контексте карабахского урегулирования, комментируя слова канцлера ФРГ Олафа Шольца о принципе права народов на самоопределение.
"Право народов на самоопределение возможно даже в границах Азербайджана, потому что Армения, в конце концов, согласилась продолжать переговоры на основе Алма-Атинской декларации. Это может быть автономия или какой-то другой статус в логике принципа территориальной целостности Азербайджана", - сказал Мелконян.
Это, по словам политолога, не было каким-то радикальным заявлением, например, о том, что отделение от Азербайджана – единственная возможность для спасения карабахских армян.
Кроме того, заявление, по мнению Мелконяна, отражает, в первую очередь, позицию самого Берлина. Потому что Германия вне брюссельского и американского переговорных форматов.
Вдобавок к этому у Берлина нет рычагов влияния на Баку, Степанакерт или Ереван, или возможность стать посредником в переговорах.
Лента новостей
0