Приручила двигатели: 68-летняя Анаит Аветисян 50 лет занята неженским делом
16:51 08.03.2023 (обновлено: 17:07 18.07.2023)
© Sputnik / Aram NersesyanОбмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Подписаться
Обмотчик элементов электродвигателей, как бы тяжело это ни звучало, - профессия, пользующаяся высоким спросом. Впрочем в Армении ее можно включить в список вымирающих. А между тем Анаит Аветисян посвятила этому делу свыше 50 лет. 8 марта - хороший повод рассказать ее историю.
Анаит Аванесян в профессии с 16 лет, но даже достигнув пенсионного возраста она не планирует уходить с работы. Ее труд очень востребован, но передать навыки некому. Аванесян своим примером доказывает, что женщина может работать с железом и разбираться в сложных технологиях.
Обмотка элементов электродвигателей – один из ключевых элементов во всем производственном процессе ремонта генераторов. Без этой кропотливой и трудоемкой работы не заработает ни один двигатель, ни одна турбина - а это обеспечивает работу токарных станков, лифтов, трамваев и троллейбусов, и даже насосных станций.
© Sputnik / Aram NersesyanОбмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
Обмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Не женское дело?
Анаит родилась в городе Арташат Араратской области Армении, в 1954 году. Окончив школу, перебралась в столицу, где впоследствии устроилась на Канакерскую ГЭС имени И. О. Тер-Аствацатуряна (гидроэлектростанция на реке Раздан, на северной окраине города Ереван). Тогда, в 1971 году ее взяли ученицей, платили 30 рублей - этого хватало лишь на карманные расходы. Там же познакомилась с будущим супругом - Гарегином, который был старше ее на четыре года.
Однажды после рабочего дня, Гарегин сказал Анаит, что проводит ее домой в Арташат, но в итоге отвез к своей тете, которая живет в одном из сел близ армяно-грузинской границы. Спустя время пара узаконила свои отношения. У них родились трое детей, первенец Анаит появился на свет, когда ей было 17. Но даже это не остановило молодую маму, она упорно трудилась на Канакерской ГЭС.
© Sputnik / Aram NersesyanСупруги Гарник и Анаит Аветисян
Супруги Гарник и Анаит Аветисян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Обмотчица рассказывает, что на первых порах супруги в бытность учениками еле сводили концы с концами, однако спустя некоторое время оба устроились на работу на Разданскую ГЭС, что положительно отразилось на семейном бюджете.
Особенности работы
В обязанности обмотчиков моторов входит сборка роторов, турбогенераторов, укладка обмотки. Аветисян поясняет, что обмотка – важнейший элемент, без грамотной изоляции секций мотор не заработает.
"Это сложнейший ручной труд, требующий постоянной концентрации внимания и идеального глазомера. Обмотка укладывается в пазы в два уровня и должна быть идеально закреплена на поверхности металла", - говорит она.
Кроме того, это дорогостоящий процесс. К примеру, в случае, если один из клиньев, удерживающих в пазах обмотку статора будет забит недостаточно плотно, или изоляция недостаточно хорошо проведена, то при подключении мотора в витке может произойти короткое замыкание, и дорогостоящая машина выйдет из строя.
© Sputnik / Aram NersesyanОбмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
Обмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
© Sputnik / Aram Nersesyan
И опасна, и трудна
Работа намотчика не только трудна, но и может быть опасна. За весь период работы Аветисян особенно помнит аварию на Аргельской (Гюмушской) ГЭС, самой мощной в Армении. ЧП произошло в мае 1995 года. Из-за проливных дождей в районе станции произошел оползень, разрушивший холостой водосброс. Оползень перекрыл русло реки Раздан и привел к затоплению здания станции мощным селевым потоком (только объём твердых частиц и камней в нем составил около 300 тыс.м³).
Восстановительные работы начались сразу после аварии и позволили уже через 5 месяцев запустить первый гидроагрегат, вспоминает Аветисян.
По ее словам, ГЭС восстанавливали порядка 10 бригад, день и ночь расчищая генераторы от грязи. Аветисян была одной из тех, кто был занят ремонтными работами. Масштабы аварии настолько заинтересовали иностранцев, что даже специалисты из Германии приехали заснять произошедшее.
Аветисян работала на разных ГЭС, ремонтировала моторы на "АрменФильм", также за плечами работа на строительстве канала Арпа-Севан.
© Sputnik / Aram NersesyanОбмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
1/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Обмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
© Sputnik / Aram NersesyanЭлектродвигатели, нуждающиеся в ремонте
2/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Электродвигатели, нуждающиеся в ремонте
© Sputnik / Aram NersesyanОбмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
3/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Обмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
© Sputnik / Aram NersesyanЭлектродвигатели, нуждающиеся в ремонте
4/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Электродвигатели, нуждающиеся в ремонте
© Sputnik / Aram NersesyanЭлектродвигатели, нуждающиеся в ремонте
5/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Электродвигатели, нуждающиеся в ремонте
© Sputnik / Aram NersesyanОбмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
6/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Обмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
1/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Обмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
2/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Электродвигатели, нуждающиеся в ремонте
3/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Обмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
4/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Электродвигатели, нуждающиеся в ремонте
5/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Электродвигатели, нуждающиеся в ремонте
6/6
© Sputnik / Aram Nersesyan
Обмотчик элементов электродвигателей Анаит Аветисян
Обмотчица вспоминает, как однажды она в составе группы из 10 человек отремонтировала сгоревший двигатель "ДзораГЭС". В том, что двигатель заработает, сомневались даже специалисты из Франции.
В настоящее время у нее собственное малое предприятие, предоставляющее услуги узкого профиля. Аветисян до сих пор берется за работу, восстанавливает насосы, ремонтирует моторы. В некоторых случаях заказы принимает в своей мастерской, в иных - сама едет на место аварий.
Она сожалеет, что молодое поколение не заинтересовано в этом деле, и в скором времени страна столкнется с отсутствием специалистов. Сама Аветисян готова обучать и делиться своими знаниями, однако понимает, что как и в Советское время, без господдержки не обойтись.