Сколько времени займет восстановление армянского участка ж/д Гюмри-Карс? Оценка эксперта
23:27 24.03.2023 (обновлено: 23:36 24.03.2023)
© Sputnik / Aram NersesyanЖелезная дорога близ станции "Ахурян-2"
© Sputnik / Aram Nersesyan
Подписаться
В период работы железной дороги в начале 90-х турецкие поезда могли доезжать только до станции "Ахурян-2", где заканчивалась европейская колея – вглубь страны могли следовать только местные составы.
ЕРЕВАН, 24 мар – Sputnik, Давид Галстян. Для восстановления движения поездов на армянском участке железной дороги Гюмри-Карс понадобится около 10 дней, сказал в беседе со Sputnik Армения бывший работник станции "Ахурян-2" Гарник Мелконян.
Мелконян с 1990 года до закрытия границы в 1993 году проработал на станции, находящейся недалеко от Гюмри. Он начинал со стрелочника и постепенно дошел до дежурного по станции.
© Sputnik / Aram NersesyanЖелезнодорожник Гарник Мелконян
Железнодорожник Гарник Мелконян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Как вспоминает Мелконян, поезда активно курсировали через границу и после развала СССР вплоть до ее закрытия. Пассажирские, например, ходили дважды в неделю.
"Ездили в Турцию, конечно, не смотреть достопримечательности. В основном, для торговли. Страна голодала", - сказал железнодорожник.
В период независимости основная часть грузов из Турции транзитом шла в Россию. В основном, эта была одежда - спортивная, кожаная. В Армению из Турции поступало, преимущественно, продовольствие. Из Армении в сторону Карса отправляли макулатуру, кожу, цемент.
Железная дорога работала почти бесперебойно. Зимой иногда дорогу заносило снегом, тогда предупреждали, что поездов пару дней не будет. А так грузовые поезда ходили по расписанию – как минимум раз в 2 дня.
В Армении и Турции разная колея. Если в первом случае действует советская колея (шире на 18 см), то во втором - европейская. Поэтому на станции "Ахурян-2" была перевалка грузов.
© Sputnik / Aram NersesyanРучной стрелочный перевод железной дороги близ станции "Ахурян-2"
Ручной стрелочный перевод железной дороги близ станции "Ахурян-2"
© Sputnik / Aram Nersesyan
"На нашей станции был "турецкий" и "советский" железнодорожный парк. Наш советский вагон останавливался с одной стороны платформы, турецкий - с другой. С помощью тележек переваливали груз турецкого вагона в советский", - вспоминает Мелконян.
Турецкий тепловоз при пересечении границы сразу отсоединяли и отводили в специальный гараж. А вагоны с турецкой границы на станцию "Ахурян-2" доставлял уже местный тепловоз. После перегрузки товара на советскую колею, пустые турецкие вагоны отправляли обратно.
Именно на станции №Ахурян-2" и заканчивалась турецкая колея, это было сделано специально из соображений безопасности в случае войны. Тогда при вторжении противник не мог бы использовать железную дорогу для переброски сил вглубь советских границ.
© Sputnik / Aram NersesyanАдминистративное здание станции "Ахурян-2" на железной дороге Карс-Гюмри
Административное здание станции "Ахурян-2" на железной дороге Карс-Гюмри
© Sputnik / Aram Nersesyan
Перед закрытием границы на станцию привезли домкраты, чтобы автоматизировать процесс. Но к этому времени границу уже закрыли.
Какой груз проехал по дороге Гюмри-Карс в последний раз железнодорожник не помнит. Но ему хорошо запомнилось, что отправили из Турции после Спитакского землетрясения.
"Положили в вагон два трупа собак и написали на своем языке "поздравляем" (помог прочесть переводчик). Мы поступили так же, положили собачьи останки, запломбировали дверь и отправили в Турцию, им в "подарок", - рассказал Мелконян.
После закрытия границы железнодорожники работали еще 7-8 лет, сохраняя инфраструктуру в рабочем состоянии. Власти надеялись, что граница снова откроется.
© Sputnik / Aram NersesyanПлатформа перед станцией "Ахурян-2"
Платформа перед станцией "Ахурян-2"
© Sputnik / Aram Nersesyan
Однако, постепенно число сотрудников начали сокращать. Если до закрытия границы на станции работали 120 человек, то в конце остались начальник и 4 работника.
Запуск движения поездов прямо сейчас, по словам железнодорожника, невозможен.
"У нас здесь почти нет дороги. Шпалы до турецкой таможни на 90% сгнили", - сказал Мелконян.
© Sputnik / Aram NersesyanЛиния железной дороги в направлении Турции
Линия железной дороги в направлении Турции
© Sputnik / Aram Nersesyan
Очень многое, по его словам, нужно заменить, не говоря о рельсах и шпалах, чтобы можно было принимать поезда.
В период "футбольной дипломатии" в 2009 году отремонтировали гараж тепловоза, одну железнодорожную линию.
Планировалось электрифицировать дорогу, заменить тепловозы на электровозы. Поставили столбы, но провода так и не провели. Планировали другие работы, но потом процесс остановился.
© Sputnik / Aram NersesyanОбновленная линия железной дороги
Обновленная линия железной дороги
© Sputnik / Aram Nersesyan
Прежним осталось и административное здание, где сидело начальство. Сейчас там работает всего два человека, да и то следят за имуществом.
При этом для обеспечения минимальных условий приема/отправки поездов будет достаточно 7-10 дней. Несколько бригад, учитывая существующую технику, за этот период справятся.
Сам железнодорожник не против открытия границы, но считает, что не должно быть никаких предусловий со стороны Анкары.
© Sputnik / Aram NersesyanЖелезнодорожник Гарник Мелконян
Железнодорожник Гарник Мелконян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Если будет шанс на открытие границы, и это будет безопасно, буду только рад. Но если поставят предусловия, то черт с ними, пусть лучше будет закрыта", - говорит Мелконян.
Кроме станции "Ахурян-2", расположенной между селами Ахурик и Гарибджанян, есть еще станция "Ахурян-1", которая находится непосредственно на границе.