https://am.sputniknews.ru/20230405/chto-mozhet-armenii-dat-tsifrovaya-transformatsiya-bankov-i-chem-ona-grozit-samim-bankam-57761707.html
Что может Армении дать цифровая трансформация банков, и чем она "грозит" самим банкам
Что может Армении дать цифровая трансформация банков, и чем она "грозит" самим банкам
Sputnik Армения
Нужно не только укреплять кибербезопасность, но и следить за рисками, которые в онлайн-банкинге могут "нагрянуть" гораздо быстрее. 05.04.2023, Sputnik Армения
2023-04-05T22:16+0400
2023-04-05T22:16+0400
2023-04-05T22:26+0400
армения
банки
экономика
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/1691/23/16912368_0:83:1600:983_1920x0_80_0_0_8a6833c4c25f0cc491d4a0573a3a5315.jpg
Естественно, цифровая трансформация в банковской системе Армении идет уже несколько лет. Развился онлайн-банкинг, сильно распространились онлайн-кредиты. Но в ближайшие несколько лет финансовая система должна быть готова развивать новую экосистему и следить за рисками, связанными с ней. Об этих задачах и рассказал председатель Центробанка Армении Мартин Галстян, на форуме Doing Digital в Ереване. Какие же задачи сформулировал регулятор и как к ним относятся банки? Прежде всего Наиболее очевидная задача – это укрепить кибербезопасность. Чем больше будет расти оборот электронных платежей, тем сильнее будет у мошенников желание их перехватывать. Поэтому ЦБ будет следить за стандартами безопасности – как для карточных платежей, так и для банковских транзакций. Банки должны будут следить за обновлениями этих стандартов. Опомниться не успеют Есть и другая, менее очевидная задача: при развитии онлайн-банкинга маятник финансовых рисков раскачивается намного быстрее. Об этом свидетельствует недавнее банкротство ряда банков в США. Поскольку клиенты могут управлять своими деньгами быстро, в онлайн-режиме, шоковая волна прошла по системе за считанные часы. Когда американский банк Silvergate Capital (который специализировался на кредитовании крипто-индустрии) заявил, что нуждается в дополнительных средствах ($2 млрд с небольшим), вкладчики сразу забрали оттуда более $40 млрд. Неуверенность передалась вкладчикам, державшим деньги в двух других банках (Silicon Valley Bank и Signature Bank), которые в больших объемах кредитовали ИТ-стартапы (еще один рисковый вид инвестиций, напугавший вкладчиков). Из этих двух банков тоже стали массово забирать деньги. Раньше (например, во время кризиса 2008 года) этот процесс занимал несколько недель, у банков было время раздобыть деньги: привлечь займы (межбанковские, или у инвестфондов), выпустить ценные бумаги, привлечь новые вклады (пусть даже под повышенный процент) или уговорить клиентов (или хотя бы их часть) не трогать свои вклады. Теперь же "дубинка" опускается так быстро, что у банков нет времени опомниться. Open banking Долгое время в финансовой системе Армении (и не только) обсуждается идея "открытого банкинга". При такой системе банки открывают друг для друга, а также для сторонних провайдеров (например, онлайн-магазинов или сотовых операторов) доступ к данным о своей клиентской базе. Теоретически это позволяет создавать на клиентов профили большого охвата (такие, которые в одиночку не соберет ни один банк). Тем не менее, банки в Армении (и не только) не хотят делиться – в особенности крупные банки, у которых больше клиентов, а значит и данных. Тем не менее, на будущее для этого уже обсуждаются технические возможности, через так называемые open API (открытые интерфейсы финансовых данных). Все понимают, что это дело не сегодняшнего, и может быть, даже не завтрашнего дня. Подчеркнем, что никаких решений об их внедрении Центробанк не принимал и на будущее не анонсировал. Но в банковской индустрии эти вопросы обсуждаются уже сейчас – тем более, что в небольших странах электронные системы можно внедрить быстрее. Один из известных примеров – Эстония, где можно не только электронно пользоваться всеми госуслугами, но и знакомиться с данными о компаниях, включая их финансовые отчеты (они публикуются на едином портале). Если такая компания захочет обратиться в банк за кредитом, то, имея нужный софт, банки смогут даже автоматически скачать и обработать эти отчеты и оценить (пусть даже приблизительно) финансовое положение своего заемщика. Программа для этого была принята в феврале, а для формирования отраслевой политики создали Совет управления информационными системами, который возглавил бывший зампред Центробанка Нерсес Ерицян. Теперь для всей этой инфраструктуры будут готовиться проекты и нормативная база.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Арам Гарегинян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/1629/46/16294616_318:-1:1383:1065_100x100_80_0_0_cae4f7e4e625377d36ba17d54a97c61e.jpg
Арам Гарегинян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/1629/46/16294616_318:-1:1383:1065_100x100_80_0_0_cae4f7e4e625377d36ba17d54a97c61e.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/1691/23/16912368_90:0:1510:1065_1920x0_80_0_0_4b8d6c99b0d777bcad2f1afae50cb60e.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Арам Гарегинян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/1629/46/16294616_318:-1:1383:1065_100x100_80_0_0_cae4f7e4e625377d36ba17d54a97c61e.jpg
армения, банки, экономика
армения, банки, экономика
Что может Армении дать цифровая трансформация банков, и чем она "грозит" самим банкам
22:16 05.04.2023 (обновлено: 22:26 05.04.2023) Арам Гарегинян
Обозреватель
Нужно не только укреплять кибербезопасность, но и следить за рисками, которые в онлайн-банкинге могут "нагрянуть" гораздо быстрее.
Естественно, цифровая трансформация в банковской системе Армении идет уже несколько лет. Развился онлайн-банкинг, сильно распространились онлайн-кредиты. Но в ближайшие несколько лет финансовая система должна быть готова развивать новую экосистему и следить за рисками, связанными с ней. Об этих задачах и рассказал председатель Центробанка Армении Мартин Галстян, на форуме Doing Digital в Ереване.
Какие же задачи сформулировал регулятор и как к ним относятся банки?
Наиболее очевидная задача – это укрепить кибербезопасность. Чем больше будет расти оборот электронных платежей, тем сильнее будет у мошенников желание их перехватывать. Поэтому ЦБ будет следить за стандартами безопасности – как для карточных платежей, так и для банковских транзакций. Банки должны будут следить за обновлениями этих стандартов.
Есть и другая, менее очевидная задача: при развитии онлайн-банкинга маятник финансовых рисков раскачивается намного быстрее. Об этом свидетельствует недавнее банкротство ряда банков в США. Поскольку клиенты могут управлять своими деньгами быстро, в онлайн-режиме, шоковая волна прошла по системе за считанные часы.
Когда американский банк Silvergate Capital (который специализировался на кредитовании крипто-индустрии) заявил, что нуждается в дополнительных средствах ($2 млрд с небольшим), вкладчики сразу забрали оттуда более $40 млрд. Неуверенность передалась вкладчикам, державшим деньги в двух других банках (Silicon Valley Bank и Signature Bank), которые в больших объемах кредитовали ИТ-стартапы (еще один рисковый вид инвестиций, напугавший вкладчиков). Из этих двух банков тоже стали массово забирать деньги.
Раньше (например, во время кризиса 2008 года) этот процесс занимал несколько недель, у банков было время раздобыть деньги: привлечь займы (межбанковские, или у инвестфондов), выпустить ценные бумаги, привлечь новые вклады (пусть даже под повышенный процент) или уговорить клиентов (или хотя бы их часть) не трогать свои вклады. Теперь же "дубинка" опускается так быстро, что у банков нет времени опомниться.
Поэтому Центробанк Армении укрепляет регулирование банков так, чтобы с развитием онлайн-банкинга все риски можно было обнаружить и купировать на ранней стадии.
Долгое время в финансовой системе Армении (и не только) обсуждается идея "открытого банкинга". При такой системе банки открывают друг для друга, а также для сторонних провайдеров (например, онлайн-магазинов или сотовых операторов) доступ к данным о своей клиентской базе. Теоретически это позволяет создавать на клиентов профили большого охвата (такие, которые в одиночку не соберет ни один банк). Тем не менее, банки в Армении (и не только) не хотят делиться – в особенности крупные банки, у которых больше клиентов, а значит и данных.
Тем не менее, на будущее для этого уже обсуждаются технические возможности, через так называемые open API (открытые интерфейсы финансовых данных). Все понимают, что это дело не сегодняшнего, и может быть, даже не завтрашнего дня. Подчеркнем, что никаких решений об их внедрении Центробанк не принимал и на будущее не анонсировал. Но в банковской индустрии эти вопросы обсуждаются уже сейчас – тем более, что в небольших странах электронные системы можно внедрить быстрее.
Один из известных примеров – Эстония, где можно не только электронно пользоваться всеми госуслугами, но и знакомиться с данными о компаниях, включая их финансовые отчеты (они публикуются на едином портале). Если такая компания захочет обратиться в банк за кредитом, то, имея нужный софт, банки смогут даже автоматически скачать и обработать эти отчеты и оценить (пусть даже приблизительно) финансовое положение своего заемщика.
Один из важнейших инструментов для этого –электронная идентификация граждан и взаимодействие (как сейчас любят говорить, "интероперабельность") между базами данных в банках и у госорганов. Такая идея лежит в основе так называемого "мобильного id", где электронная подпись гражданина вшита в обычную телефонную симку.
Программа для этого была
принята в феврале, а для формирования отраслевой политики создали Совет управления информационными системами, который возглавил бывший зампред Центробанка Нерсес Ерицян. Теперь для всей этой инфраструктуры будут готовиться проекты и нормативная база.