"Коридор" в Сюнике - ключ к поражению Ирана: что может дать Еревану конфликт Баку-Тегеран

© Photo : Unsplash / Arman TaherianТегеран
Тегеран - Sputnik Армения, 1920, 06.04.2023
Подписаться
В Тегеране сложилось понимание: конечная цель турецко-азербайджанского тандема не Нагорный Карабах, и не Сюник, а именно Иран.
ЕРЕВАН, 6 апр — Sputnik, Лаура Саркисян. Армения должна воспользоваться возникшей в регионе ситуацией и на фоне нарастающего ирано-азербайджанского противостояния сделать так, чтобы её голос услышали в официальном Тегеране. Для Еревана сложилась наиболее благоприятная атмосфера в плане углубления отношений с Тегераном на всех треках, считает ирановед Жанна Варданян.
После 44-дневной войны в Нагорном Карабахе между Баку и Тегераном отношения ухудшились. Новый виток напряженности возник после 27 января 2023 года, когда в результате вооруженного нападения был убит один и ранены двое сотрудников посольства Азербайджана в Иране. Баку сразу назвал это терактом. Усугубило положение и недавнее покушение на азербайджанского депутата. Причем, и здесь азербайджанцы усмотрели "иранский след". К факторам обострения также можно отнести сближение Баку с Тель-Авивом: уже в конце марта Тегеран назвал это "антииранским сотрудничеством". В Иране также жестко раскритиковали высказывания главы МИД Израиля Эли Коэна о "формировании объединенного фронта против Ирана", посчитав это еще одним свидетельством того, что Тель-Авив пытается превратить территорию Азербайджана в угрозу национальной безопасности ИРИ.
Варданян в интервью Sputnik Армения напомнила, что отношения между Баку и Тегераном всегда были проблемными. Периодически эти проблемы "всплывают" и становятся причиной обострения отношений между странами. Среди них - сотрудничество между Азербайджаном и Израилем (в том числе и военные закупки Баку), преследование шиитских богословов в Азербайджане, проблемы с Каспийским морем. В последний период добавился также вопрос о так называемом "Зангезурском коридоре" (Ереван неоднократно высказывался против какого-либо экстерриториального коридора - ред), посягательство на границы в Сюнике, которое в Тегеране расценивают, как угрозу и их безопасности. Иран на этот счет неоднократно заявлял, что Сюник для них – красная линия, и они не приемлют каких-либо изменений границы.
Последние процессы вокруг преследования шиитов в Баку усугубили ситуацию. В Тегеране изменилось отношение к соседним странам, и это видно по публикациям в СМИ. В частности, в экспертных кругах усилилась критика в адрес прежних властей из-за политики, проводимой в отношении стран региона.
"Негативной оценки удостаиваются и звучавшие в прошлом проазербайджанские тезисы по карабахскому урегулированию", - сказала Варданян.
Эксперт отметила, что в Тегеране сложилось понимание: конечная цель турецко-азербайджанского тандема не Нагорный Карабах, не Сюниксая область Армении, а Иран. По этой причине Тегеран так называемый "Зангезурский коридор" считает ключом к расчленению Ирана. Так как следующим шагом может быть посягательство на северо-западные районы Ирана.
Варданян считает, что Ереван должен сделать свою риторику более внятной и донести её до иранской аудитории. В частности, необходимо продвигать идею и объяснять, что Нагорный Карабах – щит не только для Армении, но и Ирана, а также объяснить важность объединения усилий в борьбе против азербайджано-израильского тандема.
В этой связи она считает, что Армения может помочь Ирану в вопросе противостояния антииранской риторике Баку на международной арене, а взамен воспользоваться потенциалом Тегерана для распространения своей позиции в странах исламского мира.

"3+3" и рычаги давления на Баку

Иран по-прежнему выступает за то, чтобы региональные проблемы решались региональными же игроками, без вовлечения третьих стран. Этим и объясняется интерес Тегерана к формату "3+3". При этом эксперт считает маловероятным задействование платформы, по крайней мере, в ближайшем будущем. По ее словам, в рамках формата состоялась только одна встреча в Москве. Одна из причин отсутствия подвижек в рамках платформы - достаточно натянутые отношения между Ираном и Азербайджаном. Все это, безусловно, накладывает свой отпечаток на региональное сотрудничество.
Усугубляет положение милитаристская риторика Баку. И если официальный Тегеран более сдержан в своих заявлениях и всегда призывает Баку к диалогу, то аналогичного нельзя сказать об азербайджанской стороне.
Несмотря на это, у Ирана есть рычаги воздействия на Азербайджан. По территории Ирана проходит единственный сухопутный маршрут, связывающий Нахичеван с Баку. И этот фактор может использоваться Тегераном, о чем прекрасно понимают в Баку, настаивая на экстерриториальном коридоре через Армению. Эксперт отметила, что пока Иран не может отказаться от транзита через Азербайджан (львиная доля грузоперевозок в РФ проходит через Азербайджан - ред.). Здесь отчасти вопрос может решить запуск международного транспортного коридора "Персидский залив – Черное море".
Однако Иран предпочитает не накалять ситуацию, а пока ограничивается заявлениями. Из этой серии и регулярно проводимые иранской стороной учения у границы с Азербайджаном: они продолжают демонстрацию силы, в особенности в тех местах, где чувствуется угроза.

"Иранская сторона старается предупреждениями предотвратить возможные действия Азербайджана, в частности, эскалацию, особенно в Сюнике", - сказала Варданян.

Варданян подчеркнула, что баланс сил, который сформировался после войны в регионе не в пользу ни Армении, ни Ирана. Что касается активизации Израиля на этом треке, то эксперт отметила, что Тель-Авив всегда рассматривал Азербайджан как антииранский плацдарм.
Напомним, 29 марта в Израиле состоялось открытие посольства Азербайджана. 5 апреля парламент Ирана принял специальное заявление, в котором осудил этот шаг Баку.
Лента новостей
0