Что не так в позиции властей Армении и Нагорного Карабаха - мнение эксперта
19:14 15.05.2023 (обновлено: 16:26 19.07.2023)
© Sputnik / Asatur YesayantsАдвокат Арам Орбелян
© Sputnik / Asatur Yesayants
Подписаться
Правовой и дипломатический инструментарий можно будет эффективно использовать только при условии четкой единой позиции руководства Армении и Нагорного Карабаха.
ЕРЕВАН, 14 мая – Sputnik. Проблему Нагорного Карабха следует рассматривать с точки зрения внешнеполитического, дипломатического, а не гуманитарного кризиса. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения высказал эксперт по международному праву, бывший замминистра юстиции Арам Орбелян.
"Рассматривая проблему Нагорного Карабаха лишь с точки зрения гуманитарного кризиса, изначально не стоит надеяться на благоприятный исход дела. Гуманитарная сторона проблемы Нагорного Карабаха решается очень просто – путем политических уступок. То есть достаточно сказать, что Нагорный Карабах – Азербайджан, пусть Баку и снабжает его всем необходимым, и на следующий же день эта проблема решится. Проблему надо рассматривать с другой точки зрения – внешнеполитической. Основная же проблема заключается в отсутствии правильной позиции у руководства Армении", - считает эксперт.
По его словам, с точки зрения международного права, Нагорный Карабах, как правовая единица, не очень-то многое может сделать, поскольку в данном случае отсутствует ключевой элемент – международная правосубъектность. Он напоминает, что в классическом понимании международное право регулирует права государств, международных организаций — с определенными ограничениями, и наций, борющихся за самоопределение.
Большая часть международных судебных процессов подразумевает участие в них именно государств. То есть юрисдикция международного суда ООН распространяется как раз на споры между государствами, говорит эксперт. Для участия в других правовых процессах необходимо быть, хотя бы частично признанным государством. То есть, так или иначе противоположная сторона должна согласиться урегулировать спор на международной площадке – будь то арбитраж, или другие инстанции, связанные с правами человека, замечает собеседник Sputnik Армения.
Как отмечает Орбелян, остается еще возможность индивидуальных заявлений, то есть, граждане могут обратиться в ЕСПЧ с исками. Этому можно было бы придать массовый характер, считает эксперт. Можно было бы против Азербайджана направить 120000 дел – по отдельности от каждого жителя Нагорного Карабаха. Впрочем, специалист затруднился сказать, насколько эффективен может быть такой шаг.
"Я уже неоднократно повторял — проблема в том, что международное право не является отдельным, самостоятельно действующим правовым инструментом, а действует совместно с политическими, дипломатическими, экономическими, общественными, военными механизмами. То есть, одними лишь правовыми рычагами в отсутствие четкой политической позиции, эффективности или не будет, или она будет очень низка", - говорит Орбелян.
Он подчеркивает. что, если мы хотим решить вопрос Нагорного Карабаха или той же Армении, то следует в первую очередь обратиться не к международному сообществу, а исключительно к властям Нагорного Карабаха и Армении. Только при условии четкой единой позиции, можно будет эффективно использовать правовой и дипломатический инструментарий, вместо того, чтобы предаваться бесплодным рассуждениям по поводу того, "как спасти Нагорный Карабах". Это обязанность властей Армении, которая закреплена в Конституции страны (Декларации о независимости), напоминает он.
"У Армении должна быть четкая позиция. Армения не должна отказываться от Нагорного Карабаха, Армения должна четко заявить о том, что Нагорный Карабах имеет право быть независимым государством и предпринимать шаги в этом направлении. Армения должна дать понять, что в условиях кризиса переговоры невозможны. Армения должна поставить вопрос о том, что нецелесообразно продолжать переговоры с Баку в условиях, когда Азербайджан явно нарушает достигнутые договоренности. И очень четко поставить вопрос о введении санкций в отношении Азербайджана", - отмечает эксперт по международному праву.
В отсутствие четкой позиции Армения периодически участвует в переговорах, идет на уступки, за этим следует эскалация на армяно-азербайджанской границе и боевые действия, затем снова переговоры, новые уступки, вновь эскалация и т.д. Он считает, что в данном случае не важно, где ведутся переговоры – на западной, или российской площадке и кто выступает посредником.
Также он не согласен с мнением о том, что безопасность Нагорного Карабаха обеспечат западные наблюдатели, если они сменят российских миротворцев. Мы постоянно думаем, что кто-то решит наши проблемы за нас, но никто наши проблемы не решит, замечает он. Армения должна самостоятельно предпринимать решительные шаги. В частности, неоднократно возникали ситуации, когда Армении следовало признать независимость Нагорного Карабаха. Были и случаи, когда следовало поднять вопрос применения санкций против Баку.
Касаясь перекрытия Лачинского коридора Азербайджаном якобы для пресечения транспортировки оружия из Армении в Нагорный Карабах, Орбелян отметил, что это также стало следствием отсутствия четкой позиции армянской стороны в том плане, что "да, по Лачинскому коридору возможно перемещение оружия, поскольку мы от этого не отказывались". Правда, мы сторонники мирной повестки, но это не означает, что также Армения должна придерживаться "повестки разоружения", подчеркивает он, напоминая о том, что еще в советские времена озвучивалась концепция "тотального разоружения". Подразумевалось, что, если все без исключения разоружатся, войн больше не будет. Но пока не достигнуто всеобщее разоружение, мы не должны разоружаться в одностороннем порядке, говорит Орбелян.
Отвечая на вопрос о том, каковы должны быть первоочередные шаги со стороны Еревана, Орбелян выразил мнение, что Армения прежде всего должна исключить из своей риторики признание Нагорного Карабаха азербайджанской территорией. Помимо этого, власти должны предпринять целый комплекс мер – модернизировать армию, обеспечить согласие в обществе, социальную справедливость и верховенство закона, организовать патриотическое, а не глобалистское образование подрастающего поколения, а также законодательное и правовое регулирование статуса ополченцев.
Что касается невыполнения Азербайджаном вердикта международного суда по поводу открытия Лачинского коридора, эксперт подчеркнул, что в международном праве не предусмотрено механизмов принуждения. В качестве иллюстрации своих слов он привел пример жителей ереванского района Фирдуси, которые не покидают территорию, несмотря на решение суда. При этом государство медлит с применением силовых мер, поскольку в этом деле есть свои нюансы. По определению эксперта, международная правовая система достаточно "примитивна", и рассчитана лишь для урегулирования споров между равными по силе субъектами.
Тем не менее, Армения могла бы предпринять определенные шаги. В частности, Ереван не должен идти на переговоры с Ильхамом Алиевым, если мы считаем, что он военный преступник и должен предстать перед судом. Алиев совершил военные преступления, развязал агрессивную войну, допустил грубейшие нарушения прав человека, не выполняет решения международного суда ООН, но армянская сторона ведет переговоры с позиции уступок, в результате чего европейцы говорят о легитимности требования Азербайджана прекратить перевозку оружия в Нагорный Карабах, говорит Орбелян.
"Те люди, которые ведут переговоры от имени Армении, хотя у них нет такого мандата и конституционных полномочий, говорят не с позиции правосубъектности Нагорного Карабаха, или его воссоединения с Арменией, а с точки зрения армян, компактно проживающих на территории Азербайджана. Если мы рассматриваем вопрос с позиции армян, компактно проживающих на территории Азербайджана, то действия Баку становятся логичными и понятными. И армянская сторона производит странное впечатление, когда говорит об этом в международных инстанциях", - говорит экс-замминистра юстиции.
Он считает очевидным – армянская сторона легко может обосновать, что Нагорный Карабах – независимое государство. Если же идти на переговоры изначально настроившись на поражение, не подготовив аргументацию для наших оппонентов, то мы обязательно проиграем.