Уникальная эко-школа действует в приграничном с Турцией армянском селе Геташен. Репортаж
Уникальная эко-школа действует в приграничном с Турцией армянском селе Геташен. Репортаж
Sputnik Армения
"В этом классе строится будущее" - в приграничном с Турцией селе Геташен Армавирской области не только получают образование, но и приобретают различные знания... 21.05.2023, Sputnik Армения
Питомник саженцев, абрикосовый и смородиновый сады, производство чая и макарон, грибница, яма для биогумуса, ульи, различные мастерские, переработка мусора, производство сухофруктов, полуфабрикатов, консервов, - все это не фермерское хозяйство, а общеобразовательная школа в селе Геташен Армавирской области площадью около 4 га и 300 учениками. До двух часов дня дети осваивают предметы по школьной программе, а затем делятся на группы по предпочтениям и получают практические знания и навыки, которые помогают им лучше познать мир и могут пригодиться в жизни.Изумление охватывает еще у ворот школьного двора, где особым методом выращиваются розовые деревья. Да-да, не кусты, а именно деревья. В саду растут экзотические банановые пальмы, деревья барбариса и прочее. Дальше – еще интересней: в саду, прямо под открытым небом, стоят парты, идет урок.За классной комнатой в саду расставлены ульи, с которыми соседствует книжный шкаф. Это библиотека под открытым небом, чтобы по выходным, когда дети помогают родителям пасти скот в горах, им было что почитать на досуге."Государство строит школы для детей. Ученик здесь должен чувствовать себя хозяином. Он на самом верху пирамиды, мы – в самом низу. Мы ему служим, это настоящая служба", - говорит директор школы.Эта история началась в 2011 году, когда в школу пришел Мукоян, агроном по профессии. Говорит, что школа была в неутешительном состоянии."В 1967 году моих отца и мать направили сюда из университета. В тот год эта школа из 6-летки стала средней школой-десятилеткой. Мой отец проработал 30 лет директором, а мать – заместителем директора. В 97-м отец вышел на пенсию, и мама уволилась вслед за ним. 14 лет спустя, умирая, отец попросил меня оставить работу агронома и прийти в его школу, чтобы поднять ее на ноги. Я пообещал и сделал это...", - рассказывает Мукоян.Сейчас понадобится целый день, чтобы обойти территорию школы и все посмотреть. После занятий дети ходят в кружки по трем направлениям: углубленное изучение языков, искусств и ремесел. Кстати, в последнюю субботу каждого месяца представители школы отправляются на ереванский Вернисаж и продают товары, сделанные руками учеников.Ну а, третье, самое большое направление – агроэко-кружки. Здесь изучают агробизнес, фермерское дело, эксплуатацию тракторов, управление отходами, уделяют внимание экологическому воспитанию. У школы есть свой трактор, и все сельскохозяйственные работы они проводят сами.У школы есть еще и грузовик. В сезон сбора урожая абрикосы вывозят на продажу именно на этом грузовике, а полученные деньги инвестируются на нужды школы и детей. Средства передаются школе обязательно посредством банковского перечисления, чтобы дети учились тому, как нужно платить налоги, совершать выплаты в пенсионный фонд и переводить средства в фонд страхования военнослужащих.В рамках этого кружка участники нашли способ переработки сухого и мягкого мусора. К последнему виду мусора добавляют навоз и получают биогумус, которым и удобряют школьные сады. А из сухого мусора школьные "ремесленники" мастерят всякие предметы: оригинальную мебель, различные элементы декора и т.д.В саду у каждого школьника есть свое дерево, а у деревьев – свои паспорта, в которых указаны имена того, кто посадил дерево, и того, кто за ним ухаживает.Деревья удобряются натуральными удобрениями и дают экологически чистые плоды, часть которых идет на продажу, а другая часть идет на компоты, варенья, сухофрукты, которые уходят в школьную столовую.Они собственноручно выращивают рассаду овощей (в основном отдавая предпочтение армянским сортам) и получают экологически чистый урожай. В сезон урожая свежие овощи пополняют меню школьной столовой, а часть плодов идет на полуфабрикаты.Школа уже несколько лет получает помощь от Продовольственной программы ООН, плюс к этому - выращенные в школьном саду фрукты и овощи, благодаря чему школьники, а также воспитанники детского сада питаются совершенно бесплатно.В столовую идут также грибы-вешенки, выращенные в специальной теплице. Ответственные за грибницу - восьмиклассники Оник и Офелия."Мы мечтали сделать так, чтобы в нашем селе что-то изменилось, хотели принести пользу односельчанам и школе", - рассказывает Офелия.В геташенской школе рассчитывают получить прибыль и от питомника саженцев. Ответственные по этой части – десятиклассники Размик, Седа и Мариам. По их словам, половина из 3000 саженцев могут послужить важной цели – озеленению не только школы, но и всей общины. А другая половина пойдет на продажу."Простые подсчеты показывают, что питомник – дело прибыльное. Один саженец стоит 600 драмов ($1,54), то есть мы получим около миллиона драмов. На эти деньги мы сможем организовать экскурсии и другие мероприятия, заниматься благотворительностью", - объясняет Мариам.В одном из помещений школы ученики упаковывают чай из собранного своими руками чабреца на продажу."Давайте будем честны - в каждом классе хорошо учатся не более 5-10 школьников. И что теперь делать, если Бог не одарил всех одинаковых способностями? Здесь не нарушается право на социальную справедливость и равенство в образовании. Моя задача – раскрыть способности каждого ученика. Кто-то может стать хорошим сварщиком, другой – плотником, третий – водителем, а кто-то может научиться переработке сельхозпродукции. Школа рассчитана не на 50, а на 300 детей. В нашей школе важен каждый ребенок", - объясняет директор.Директор школы Геташена говорит, что в школах помимо теоретического образования нужно учить и практическим навыкам. Им удалось создать авторскую модель, вобравшую в себя признаки европейской и сельской школы. На стенах школы наклеены QR-коды для подключения к Wi-Fi для участия в интерактивных уроках. Книги здесь никогда не запираются, книжные полки расположены в коридорах и доступны каждому. Здание школы раскрашено яркими красками, а в классе под открытым небом живут зайцы, ежи и черепахи.И тут же цитирует Рузвельта: "Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть".Мукоян сожалеет о том, что об опыте их школы пока мало кто знает, и обещает, что к следующему визиту нас будет ждать много интересных новостей.
"В этом классе строится будущее" - в приграничном с Турцией селе Геташен Армавирской области не только получают образование, но и приобретают различные знания и навыки: от выращивания грибов до изготовления деревянных скамеек.
Питомник саженцев, абрикосовый и смородиновый сады, производство чая и макарон, грибница, яма для биогумуса, ульи, различные мастерские, переработка мусора, производство сухофруктов, полуфабрикатов, консервов, - все это не фермерское хозяйство, а общеобразовательная школа в селе Геташен Армавирской области площадью около 4 га и 300 учениками.
До двух часов дня дети осваивают предметы по школьной программе, а затем делятся на группы по предпочтениям и получают практические знания и навыки, которые помогают им лучше познать мир и могут пригодиться в жизни.
Изумление охватывает еще у ворот школьного двора, где особым методом выращиваются розовые деревья. Да-да, не кусты, а именно деревья. В саду растут экзотические банановые пальмы, деревья барбариса и прочее. Дальше – еще интересней: в саду, прямо под открытым небом, стоят парты, идет урок.
"Вовсе не обязательно, чтобы дети сидели в четырех стенах, в жарком, душном классе, когда на улице такая прекрасная погода", - говорит директор школы Геворк Мукоян.
За классной комнатой в саду расставлены ульи, с которыми соседствует книжный шкаф. Это библиотека под открытым небом, чтобы по выходным, когда дети помогают родителям пасти скот в горах, им было что почитать на досуге.
"Государство строит школы для детей. Ученик здесь должен чувствовать себя хозяином. Он на самом верху пирамиды, мы – в самом низу. Мы ему служим, это настоящая служба", - говорит директор школы.
Эта история началась в 2011 году, когда в школу пришел Мукоян, агроном по профессии. Говорит, что школа была в неутешительном состоянии.
"В 1967 году моих отца и мать направили сюда из университета. В тот год эта школа из 6-летки стала средней школой-десятилеткой. Мой отец проработал 30 лет директором, а мать – заместителем директора. В 97-м отец вышел на пенсию, и мама уволилась вслед за ним. 14 лет спустя, умирая, отец попросил меня оставить работу агронома и прийти в его школу, чтобы поднять ее на ноги. Я пообещал и сделал это...", - рассказывает Мукоян.
Сейчас понадобится целый день, чтобы обойти территорию школы и все посмотреть. После занятий дети ходят в кружки по трем направлениям: углубленное изучение языков, искусств и ремесел. Кстати, в последнюю субботу каждого месяца представители школы отправляются на ереванский Вернисаж и продают товары, сделанные руками учеников.
Ну а, третье, самое большое направление – агроэко-кружки. Здесь изучают агробизнес, фермерское дело, эксплуатацию тракторов, управление отходами, уделяют внимание экологическому воспитанию. У школы есть свой трактор, и все сельскохозяйственные работы они проводят сами.
У школы есть еще и грузовик. В сезон сбора урожая абрикосы вывозят на продажу именно на этом грузовике, а полученные деньги инвестируются на нужды школы и детей. Средства передаются школе обязательно посредством банковского перечисления, чтобы дети учились тому, как нужно платить налоги, совершать выплаты в пенсионный фонд и переводить средства в фонд страхования военнослужащих.
В рамках этого кружка участники нашли способ переработки сухого и мягкого мусора. К последнему виду мусора добавляют навоз и получают биогумус, которым и удобряют школьные сады. А из сухого мусора школьные "ремесленники" мастерят всякие предметы: оригинальную мебель, различные элементы декора и т.д.
В саду у каждого школьника есть свое дерево, а у деревьев – свои паспорта, в которых указаны имена того, кто посадил дерево, и того, кто за ним ухаживает.
Деревья удобряются натуральными удобрениями и дают экологически чистые плоды, часть которых идет на продажу, а другая часть идет на компоты, варенья, сухофрукты, которые уходят в школьную столовую.
Они собственноручно выращивают рассаду овощей (в основном отдавая предпочтение армянским сортам) и получают экологически чистый урожай. В сезон урожая свежие овощи пополняют меню школьной столовой, а часть плодов идет на полуфабрикаты.
Школа уже несколько лет получает помощь от Продовольственной программы ООН, плюс к этому - выращенные в школьном саду фрукты и овощи, благодаря чему школьники, а также воспитанники детского сада питаются совершенно бесплатно.
В столовую идут также грибы-вешенки, выращенные в специальной теплице. Ответственные за грибницу - восьмиклассники Оник и Офелия.
"Мы мечтали сделать так, чтобы в нашем селе что-то изменилось, хотели принести пользу односельчанам и школе", - рассказывает Офелия.
В геташенской школе рассчитывают получить прибыль и от питомника саженцев. Ответственные по этой части – десятиклассники Размик, Седа и Мариам. По их словам, половина из 3000 саженцев могут послужить важной цели – озеленению не только школы, но и всей общины. А другая половина пойдет на продажу.
"Простые подсчеты показывают, что питомник – дело прибыльное. Один саженец стоит 600 драмов ($1,54), то есть мы получим около миллиона драмов. На эти деньги мы сможем организовать экскурсии и другие мероприятия, заниматься благотворительностью", - объясняет Мариам.
В одном из помещений школы ученики упаковывают чай из собранного своими руками чабреца на продажу.
"Давайте будем честны - в каждом классе хорошо учатся не более 5-10 школьников. И что теперь делать, если Бог не одарил всех одинаковых способностями? Здесь не нарушается право на социальную справедливость и равенство в образовании. Моя задача – раскрыть способности каждого ученика. Кто-то может стать хорошим сварщиком, другой – плотником, третий – водителем, а кто-то может научиться переработке сельхозпродукции. Школа рассчитана не на 50, а на 300 детей. В нашей школе важен каждый ребенок", - объясняет директор.
Директор школы Геташена говорит, что в школах помимо теоретического образования нужно учить и практическим навыкам. Им удалось создать авторскую модель, вобравшую в себя признаки европейской и сельской школы. На стенах школы наклеены QR-коды для подключения к Wi-Fi для участия в интерактивных уроках. Книги здесь никогда не запираются, книжные полки расположены в коридорах и доступны каждому. Здание школы раскрашено яркими красками, а в классе под открытым небом живут зайцы, ежи и черепахи.
"Я хочу, чтобы, став взрослыми, наши воспитанники оставались на родине и развивали родное село. Формула нашего успеха: ищите возможность работать и созидать, а не повод для того, чтобы бездельничать и жаловаться на жизнь", - говорит директор.
И тут же цитирует Рузвельта: "Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть".
Мукоян сожалеет о том, что об опыте их школы пока мало кто знает, и обещает, что к следующему визиту нас будет ждать много интересных новостей.