https://am.sputniknews.ru/20230617/dagestantsy-glazami-armyan-uchenye-podnyali-maloizvestnye-teksty-xvi-xix-vekov-61272170.html
Дагестанцы глазами армян: Ученые подняли малоизвестные тексты XVI-XIX веков
Дагестанцы глазами армян: Ученые подняли малоизвестные тексты XVI-XIX веков
Sputnik Армения
Ученые из Еревана и Махачкалы собрали и исследовали армянские тексты о Северном Кавказе. Многие из этих текстов впервые стали доступны русскоязычным... 17.06.2023, Sputnik Армения
2023-06-17T09:56+0400
2023-06-17T09:56+0400
2023-06-17T09:56+0400
армения
новости армения
кавказ
северный кавказ
дагестан
общество
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/04/12/58373243_0:107:2048:1259_1920x0_80_0_0_f82a1fb9815d455f0cfc212e8f656b4a.jpg
ЕРЕВАН, 17 июн – Sputnik, Арам Гарегинян. Историки из Армении и Дагестана готовят к изданию монографию, где собраны описания народов Северного Кавказа в армянских источниках. Многие из этих текстов впервые станут доступны для русскоязычных ученых, заявил в беседе со Sputnik Армения Рамазан Абдулмажидов, руководитель Института археологии, истории и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН. С армянской стороны в работе участвовала группа под руководством научного сотрудника Института археологии и этнографии, а также музея-института Матенадаран Национальной Академии наук Айка Акопяна.Средневековые армянские источники дают важный материал и о ранней истории народов Северного Кавказа, а тексты нового времени дополняют многочисленные записи русских офицеров на Кавказе и историков, а также источники на других языках (арабские, греческие, грузинские, тюркские).Глазами армянОдин из изученных армянских текстов – записки Ростом-бека Ерзнкяна, служившего в русской армии в середине 19-го века, в годы войны с горцами. Он оставил несколько очерков: один - "Авария" (о земле аварцев, одного из народов Дагестана), другой - "Мюридизм" (об исламском движении духовного ученичества, которое стало идеологической основой войны против русской армии), а также ряд других.Исследованы и записки армянского священника Ованеса Хосровянца, который в 1839-40 годах решил провести миссионерство среди черкесогаев – особой этнической группы армян. В конце XV века, с падением греческих княжеств в Крыму и образованием Крымского ханства, вассального Османской империи, они переселились в западную часть Северного Кавказа, где переняли многие обычаи адыгов и черкесов, но, в большинстве, сохранили христианство.Отец Ованес записал то, что знал об истории черкесогаев (в том числе о противоборстве тех, кто перешел в ислам, и тех, кто остался в христианстве). При этом он описывает и их обряды с элементами язычества."Названия местных рек, лесов, детали обрядов, которые он приводит, больше нигде не встречаются. Согласитесь, такой источник ценен для любого кавказоведа. И, повторюсь, записки и Ростом-бека Ерзнкяна, и тер-Ованеса, и ряд других текстов до сих пор не были достоянием русскоязычных ученых, так как не были переведены", - добавил Абдулмажидов.Кавказоведение немыслимо без русского языкаСовместное исследование укрепит традиции российской историографии, которая всегда славилась разносторонней и подробной работой с источниками, заметил исследователь."Я убежден, что русский язык должен оставаться одним из основных в кавказоведении, учитывая огромный пласт классических трудов советского времени. Мы продолжаем эту традицию", - говорит ученый."Новостные ленты"Исследованы и тексты более раннего периода, XVI-XVIIвеков, среди них – так называемые "мелкие хроники", отмечает руководитель исследования с армянской стороны Айк Акопян. Это не масштабные хроники, а записи о текущих событиях: отдаленно их можно сравнить с нынешними лентами информагентств, с поправкой на то, что тогда время отсчитывали не минутами, как сейчас, а месяцами и годами. В таких записях (которые составляли и священники, и миряне) есть упоминания о походах лезгин и аваров на Грузию и Армению.Многие из этих "мелких хроник" тоже пока не напечатаны.А черкесы об армянах?Монографию намечено издать в будущем году, после чего ученые надеются провести зеркальное исследование: изучить упоминания об армянах в северокавказских текстах, в том числе написанных приближенными имама Шамиля во время Кавказской войны, а также в более ранних источниках ("Дербенд-наме", "Тарих Дагестан") и в житиях видных исламских деятелей.Вдобавок ко всему, дагестанские ученые провели экспедиции, ценные для армянской истории: в нескольких селениях Дагестана они изучили армянские кладбища и храмы. Как известно, в Дагестане осталось одно село, где до сих по компактно проживают армяне – это село Карабаглы (основанное выходцами из Карабаха), но есть и другие села, где сохранились памятники армянской культуры."Попутно отмечу факт, интересный для читателей в Армении: жители этого села привязаны к нему и хоронят своих ушедших только в родных местах, как бы далеко от дома те ни скончались. А так мы, вместе с Айком, изучим и другие селения, хотя это и непросто: в одно из них надо ехать 20 километров в горы без автомобильной дороги", - улыбается Абдулмажидов.Доклад об исследовании ученые представили в Российско-Армянском университете, в рамках Российско-Армянской научно-образовательной конференции, прошедшей в Ереване.
дагестан
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/04/12/58373243_114:0:1934:1365_1920x0_80_0_0_c78d135439f1e335eac348b9f361b57f.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армения, новости армения, кавказ, северный кавказ, дагестан, общество
армения, новости армения, кавказ, северный кавказ, дагестан, общество
Дагестанцы глазами армян: Ученые подняли малоизвестные тексты XVI-XIX веков
Ученые из Еревана и Махачкалы собрали и исследовали армянские тексты о Северном Кавказе. Многие из этих текстов впервые стали доступны русскоязычным исследователям, так как ранее не переводились.
ЕРЕВАН, 17 июн – Sputnik, Арам Гарегинян. Историки из Армении и Дагестана готовят к изданию монографию, где собраны описания народов Северного Кавказа в армянских источниках. Многие из этих текстов впервые станут доступны для русскоязычных ученых, заявил в беседе со
Sputnik Армения Рамазан Абдулмажидов, руководитель Института археологии, истории и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН. С армянской стороны в работе участвовала группа под руководством научного сотрудника Института археологии и этнографии, а также музея-института Матенадаран Национальной Академии наук Айка Акопяна.
Средневековые армянские источники дают важный материал и о ранней истории народов Северного Кавказа, а тексты нового времени дополняют многочисленные записи русских офицеров на Кавказе и историков, а также источники на других языках (арабские, греческие, грузинские, тюркские).
Один из изученных армянских текстов – записки Ростом-бека Ерзнкяна, служившего в русской армии в середине 19-го века, в годы войны с горцами. Он оставил несколько очерков: один - "Авария" (о земле аварцев, одного из народов Дагестана), другой - "Мюридизм" (об исламском движении духовного ученичества, которое стало идеологической основой войны против русской армии), а также ряд других.
Исследованы и записки армянского священника Ованеса Хосровянца, который в 1839-40 годах решил провести миссионерство среди черкесогаев – особой этнической группы армян. В конце XV века, с падением греческих княжеств в Крыму и образованием Крымского ханства, вассального Османской империи, они переселились в западную часть Северного Кавказа, где переняли многие обычаи адыгов и черкесов, но, в большинстве, сохранили христианство.
Отец Ованес записал то, что знал об истории черкесогаев (в том числе о противоборстве тех, кто перешел в ислам, и тех, кто остался в христианстве). При этом он описывает и их обряды с элементами язычества.
"Названия местных рек, лесов, детали обрядов, которые он приводит, больше нигде не встречаются. Согласитесь, такой источник ценен для любого кавказоведа. И, повторюсь, записки и Ростом-бека Ерзнкяна, и тер-Ованеса, и ряд других текстов до сих пор не были достоянием русскоязычных ученых, так как не были переведены", - добавил Абдулмажидов.
Кавказоведение немыслимо без русского языка
Совместное исследование укрепит традиции российской историографии, которая всегда славилась разносторонней и подробной работой с источниками, заметил исследователь.
"Я убежден, что русский язык должен оставаться одним из основных в кавказоведении, учитывая огромный пласт классических трудов советского времени. Мы продолжаем эту традицию", - говорит ученый.
Исследованы и тексты более раннего периода, XVI-XVIIвеков, среди них – так называемые "мелкие хроники", отмечает руководитель исследования с армянской стороны Айк Акопян. Это не масштабные хроники, а записи о текущих событиях: отдаленно их можно сравнить с нынешними лентами информагентств, с поправкой на то, что тогда время отсчитывали не минутами, как сейчас, а месяцами и годами. В таких записях (которые составляли и священники, и миряне) есть упоминания о походах лезгин и аваров на Грузию и Армению.
Многие из этих "мелких хроник" тоже пока не напечатаны.
Монографию намечено издать в будущем году, после чего ученые надеются провести зеркальное исследование: изучить упоминания об армянах в северокавказских текстах, в том числе написанных приближенными имама Шамиля во время Кавказской войны, а также в более ранних источниках ("Дербенд-наме", "Тарих Дагестан") и в житиях видных исламских деятелей.
Вдобавок ко всему, дагестанские ученые провели экспедиции, ценные для армянской истории: в нескольких селениях Дагестана они изучили армянские кладбища и храмы. Как известно, в Дагестане осталось одно село, где до сих по компактно проживают армяне – это село Карабаглы (основанное выходцами из Карабаха), но есть и другие села, где сохранились памятники армянской культуры.
"Попутно отмечу факт, интересный для читателей в Армении: жители этого села привязаны к нему и хоронят своих ушедших только в родных местах, как бы далеко от дома те ни скончались. А так мы, вместе с Айком, изучим и другие селения, хотя это и непросто: в одно из них надо ехать 20 километров в горы без автомобильной дороги", - улыбается Абдулмажидов.
Доклад об исследовании ученые представили в Российско-Армянском университете, в рамках Российско-Армянской научно-образовательной конференции, прошедшей в Ереване.