Все оценки Генштаба были реалистичны: Гаспарян опроверг обвинения Пашиняна

© Photo : official site of the MoD of RAНачальник Генерального штаба ВС РА генерал-полковник Оник Гаспарян посетил с рабочим визитом 3-ю воинскую часть (9 февраля 2021).
Начальник Генерального штаба ВС РА генерал-полковник Оник Гаспарян посетил с рабочим визитом 3-ю воинскую часть (9 февраля 2021). - Sputnik Армения, 1920, 28.06.2023
Подписаться
Экс-глава Генштаба подробно перечислил действия, которые предлагал для повышения боеспособности армии.
ЕРЕВАН, 28 июн — Sputnik. Экс-глава Генштаба Армении Оник Гаспарян ответил премьер-министру Николу Пашиняну, ранее упрекнувшему генералитет в озвучивании нереалистичных оценок по поводу боеспособности армянской армии до 44-дневной войны.
Он посчитал неприемлемым публичное обсуждение вопросов, связанных с подготовкой и ведением войны. По его словам, премьер должен оценивать не только деятельность Вооруженных сил, но и представлять функционирование всей системы государственного управления, отмечая положительные и отрицательные стороны, а также объективные и субъективные причины неудач.
Гаспарян подробно перечислил действия, которые предлагал в целях повышения боеспособности армии. В частности, он отметил, что 4 июля 2020 года в Генеральном штабе Вооруженных сил представил премьеру Армении и членам Совета национальной безопасности доклад о необходимости проведении дополнительных мероприятий в сложившейся военно-политической ситуации с целью подготовки войск к противостоянию возможной агрессии противника.

"Я предложил провести политические и дипломатические мероприятия для предотвращения войны или же поручить МИД разработать программу мер, направленных на резкое улучшение отношений с государствами-участниками Организации Договора о коллективной безопасности (особенно с Россией) и соседними странами (Ираном и Грузией), для создания благоприятных условий для задействования ВС РА", – отметил экс-глава Генштаба.

Оник Гаспарян отметил, что предлагал принять меры по нейтрализации антиармянских провокаций турецкой и азербайджанской общин в ведущих странах мира и организации мероприятий против их милитаристской политики с использованием потенциала армянской диаспоры. Гаспарян отметил, что 10 июля 2020 года в ходе заседания Совета национальной безопасности доложил премьеру о проекте государственной программы развития вооружения и военной техники на 2020-2024 годы, согласно которой для решения поставленных перед Вооруженными силами задач было необходимо 8 млрд долларов США.
"На заседании Совбеза, проведенного во второй половине августа 2020 года, я доложил премьеру, что эффективность общей группировки ПВО оценивается как "слабая", силами и средствами имеющейся РЭБ невозможно эффективно подавить системы управления противника. Сообщал, что слабы возможности разведывательных органов - по оперативному руководству и передаче информации", – отметил Гаспарян.
По его словам, он сообщал, что количества беспилотных летательных аппаратов недостаточно для выполнения боевых задач. Также отмечал, что для борьбы с БПЛА азербайджанской стороны необходимы ПВО, средства радиоэлектронной борьбы, указывал необходимое количество беспилотных летательных аппаратов.
Гаспарян отметил, что все это было включено в проект приобретения вооружений и военной техники на 2020-2024 годы, но в основном во второй части, поскольку возможности их приобретения были минимальны из-за нехватки бюджетных средств. В тоже время экс-глава Генштаба утверждает, что говорил о необходимости приобрести современные стратегические многофункциональные разведывательные и ударные БПЛА, действующие на большие расстояния и в течение длительного времени. Он отмечал также, что необходимо посредством министерства высокотехнологичной промышленности мобилизовать ресурсы, уточнить производственные возможности компаний, количество имеющихся в настоящее время разведывательных, ударных БПЛА, возможные сроки их предоставления вооруженным силам.
"В проекте государственной программы развития ВВТ на 2020-2024 годы мы зафиксировали: чтобы иметь собственный спутник разведки и организации связи на геостационарной орбите или арендовать спутник разведки и организации связи на … драмов (не отметил сумму) , а в случае приобретения .. драмов", - написал он.
Экс-глава Генштаба подчеркнул, что в последние два года, предшествовавшие 44-дневной войне (2018-2020), был в полной мере решен вопрос оснащения системами видеонаблюдения в армии обороны, однако проблемы остались на других направлениях. Он отметил, что были актуальны вопросы создания второго-третьего слоев систем видеонаблюдения.
"У нас также были проблемы с инженерным, техническим, тыловым и медицинским обеспечением", – отметил военный.
Гаспарян заверил, что говорил о важности модернизации систем управления огнем из танков, так как эксплуатируемая в Вооруженных силах техника своими основными тактико-техническими показателями и техническим состоянием не удовлетворяла требованиям современного боя, тем более ведения боя в ночных условиях. Актуальной проблемой он считал и децентрализацию складов боеприпасов. Он утверждал, что для решения этой задачи, централизации по оперативным направлениям, максимального приближения к районам применения войск и защиты их от возможных ударов противника ВС РА нуждаются в подземных складах. Также экс-глава генштаба утверждает, что поднимал вопросы, связанные с медобеспечением и эвакуацией раненых с поля боя. По его оценке, действовавшая тогда система не могла удовлетворить требованиям широкомасштабных военных действий.
"После июльских событий премьер поинтересовался, каковы потребности армии, на что я ответил, что они указаны в госпрограмме ВВТ на 2018-2024 года и программе развития ВВТ на 2020-2024гг. Там, по сути, упорядочены вопросы, связанные с приобретением необходимых средств. Однако надо понимать, что до начала войны оставалось всего два месяца, и на практике вопрос не мог быть решен", - написал он.
Военный отметил, что с первых же дней работы на посту главы Генштаба предлагал премьеру принять необходимые меры для улучшения отношений со стратегическим партнером - Россией, представив конкретный план действий. По его заверению, Пашинян принял его предложение, и они начали реализовывать отмеченные им мероприятия, однако не добились успеха до войны.
Что же касается организации защиты по принципу "Ни шагу назад", о котором экс-глава ГШ говорил на заседании Совбеза до войны, Гаспарян подчеркнул, что доклады составляются в соответствии с повесткой заседания и не могут отражать основополагающие проблемы системы безопасности.

"В своем докладе я отметил, что согласно оперативно-тактическим расчетам, соотношение сил и средств на восточном и северо-восточном оперативных направлениях без учета фактора Турции дает возможность вести бой по принципу "ни шагу назад"... (не отмечает сколько). Это подразумевает применение позиционной защиты, когда потеря территории считается недопустимой и участки местности и важные объекты удерживаются максимальными усилиями с нанесением противнику максимальных потерь. Но это не значит, что можно вести бессрочный бой, поскольку возможности войск ограничены наличием средств огневого поражения, ракет, боеприпасов и других материально-технических ресурсов", – отметил он.

По его словам, он предупреждал, что на других оперативных направлениях Азербайджан имел абсолютное преимущество в силах и средствах, и в таких условиях возможности серьезного сопротивления не было. Гаспарян отметил, что выполнение задачи означает до последней возможности, а не до победного конца.
"Никогда не представлял нереалистичных оценок руководству страны", - подчеркнул экс-глава Генштаба.
Он отметил, что в трехмесячный период до войны были осуществлены многочисленные плановые и внеплановые мероприятия по совершенствованию системы управления войсками, повышению защищенности пунктов управления, совершенствованию практических навыков органов управления, оперативному обмену информацией в различных звеньях, быстрому реагированию и повышению боеспособности войск. И обо всех мероприятиях было доложено премьеру лично.
Лента новостей
0