Армянам предлагают фейковый мир в Карабахе, чем это чревато? Статья экс-главы МИД Армении
17:47 25.07.2023 (обновлено: 19:17 25.07.2023)
© Photo : press office of the MFA of RFМинистр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян на пресс-конференции по итогам встречи с министром иностранных дел России (12 октября 2020). Москвa
© Photo : press office of the MFA of RF
Подписаться
Ради кажущейся стабильности, а также энергетических и логистических интересов, можно закрывать глаза на неприкрытую агрессию Азербайджана, но ценой этого станут многократно более высокие риски. Самое явное решение вопроса – четкие шаги генсека и Совбеза ООН.
ЕРЕВАН, 25 июл – Sputnik. Если мировые центры силы предпочитают для Нагорного Карабаха фейковую стабильность реальной – значит, они не понимают, к каким тяжелым последствиям это может привести. Об этом написал в своей статье в издании EVN Report экс-министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян.
Решение вопроса целиком за счет одной из сторон может не устранить нестабильность, а только обострить и распространить ее, что не отвечает интересам ни одной из сторон, включая и сами мировые державы, подчеркнул Мнацаканян.
Для неосведомленного читателя тезис о гарантии безопасности и прав народа Нагорного Карабаха под юрисдикцией Азербайджана может прозвучать вполне нормально. В условиях семи месяцев тотальной блокады и углубляющейся гуманитарной катастрофы в Карабахе предложение использовать дорогу через Агдам тоже может показаться абсолютно нормальным и способствующим решению гуманитарных вопросов.
"Повторюсь -для неосведомленного читателя это так. Но трудно назвать неосведомленными официальных представителей Евросоюза или Госдепартамента США. Конечно, можно предположить, что для них, осведомленных чиновников, на чаше весов доминирует установление стабильности в регионе любой ценой. Этот расчет неверен. Реальная и устойчивая стабильность иллюзорна, если кто-то предполагает, что ее можно достичь за счет одной из сторон – народа Карабаха. Тем самым можно заложить основы новой нестабильности, с рисками распространения", - заявил Мнацаканян.
С самого начала Баку не скрывал намерений относительно судьбы армян в Азербайджане и на словах, и на деле. Ненависть к армянам (вообще, и в Карабахе - в частности), стала во главе институциональной политики [Азербайджана] и удобным орудием для диктаторов в Баку. Как "удобные" враги армяне служат способом отвлечь внимание общества от внутренних проблем, угрожающих режиму, и оправдывают репрессии и традиции диктатуры, укоренившиеся в Азербайджане.
После войны 2020 года Азербайджан старается убедить мир, что исторически, политически и юридически не было такого субъекта, как Нагорный Карабах. Они "поддерживают" идею о том, чтобы армяне оставили свои дома и не скрывают намерений заселить Карабах азербайджанцами в количестве намного большем, чем 120-тысячное армянское население.
Один из объектов их риторики – нерешительность России в Карабахе (которая взяла на себя ответственность за безопасность живущих там армян), а также постоянно применяют силу против Карабаха и мешают наладить там нормальную жизнь.
Применение силы и принуждения маскируется демагогией о реинтеграции, региональном мире и стабильности.
Предложить гуманитарный коридор через Агдам - все равно, что во время пытки предложить человеку стакан воды. Это аморально, не говоря уже о том, что это противоречит международному праву, заявил Мнацаканян.
"Не нужно быть прорицателем, чтобы понять последствия таких действий со стороны режима, известного массовыми нарушениями прав человека, династическим доминированием над собственным народом. Можно просто притвориться, что не замечаешь этого", - добавил он.
"Соперничество международных политических сил в регионе обострилось, в том числе с началом войны на Украине. Свою роль играют и соображения об энергетической безопасности и транспортных связях. Но поможет ли стабильность любой ценой мировым силам?", - задался вопросом Мнацаканян.
Около 30 лет президент Индонезии Сухарто манипулировал мировым силами, которые беспокоились о советском или китайском вторжении в эту страну. Беспокоясь об этом, они не проявляли никакого интереса к постоянной экзистенциальной угрозе для жителей Восточного Тимора. После неустанного сопротивления, тысяч смертей, после консолидации, свобода была добыта.
"Неужели нужно, чтобы в Арцахе еще 20 лет сохранялись безысходность и отчаяние, длилась борьба? Сколько еще нужно смертей, чтобы оправдать право на свободу и достойную жизнь?", - заявил Мнацаканян.
Для любого осведомленного политика в мировых центрах силы, преследующего национальные интересы, устойчивая стабильность на Южном Кавказе требует действий. Наивно полагать, что Азербайджан готов на искренние усилия для того, чтобы устранить гуманитарную катастрофу. Чтобы достичь этого, нужно международное давление, и Совет безопасности ООН - самая эффективная платформа для действия, где нужно показать неустойчивость нынешней политики против Карабаха, написал экс-министр.
Совет, напомнил он, располагает для этого нужным правовым и политическим инструментарием. В пятерку постоянных членов Совбеза входят государства, имеющие прямые интересы в регионе.
"Сколь бы глубоким ни было противостояние между ними, формирование единой позиции по гуманитарному кризису в Арцахе даст луч надежды на то, что еще остается от международной ответственности за мир. Мирные переговоры Армении и Азербайджана не могут быть устойчивыми, если отделить их от гуманитарного кризиса в Арцахе", - заявил Мнацаканян.
Азербайджан до сих пор прикрывался перед ООН риторикой о своем суверенитете. Но, согласно уставу ООН, у генерального секретаря есть мандат на то, чтобы представлять Совету безопасности вопросы, которые он считает критическими для поддержания международного мира и безопасности. Отказ признать происходящее в Карабахе гуманитарным кризисом – один из таких вопросов. Чтобы генеральный секретарь сформировал такое мнение, необходимо присутствие ООН на месте. Чтобы преодолеть сопротивление Азербайджана, генеральный секретарь может запросить на это мандат Совбеза, послать туда миссию ООН по сбору фактов.
Наконец, действенный и международно признанный механизм переговоров между Карабахом как де-факто политической единицей и Азербайджаном, где бы напрямую затрагивались, а не ограничились, вопросы свободы и прав народа Карабаха - это неизбежный приоритет. Международное сотрудничество жизненно важно. чтобы компенсировать неравный статус сторон. Без такого посредничества этот диалог также сложно будет назвать переговорами: Азербайджан просто будет стучать по столу своими ультиматумами. ООН в лице специального эмиссара может стать решением вопроса.
Эти минимальные действия, наряду с двусторонними переговорами Армении и Азербайджана, которые могут заложить основы для реальной стабильности, а не ложного мира. Остается надеяться, что мировые геополитические конкуренты поймут опасность разжигания нестабильности.