Поток машин в Армению растет: представитель Минэк о том, как не превратить страну в свалку

© Sputnik / Aram NersesyanПоток автомобилей на Араратской таможне
Поток автомобилей на Араратской таможне - Sputnik Армения, 1920, 07.08.2023
Подписаться
Даже новые регулировки таможенных пошлин в странах ЕАЭС не сократили объемы ввозимых в Армению машин с грузинского и западного рынков.
ЕРЕВАН, 7 авг – Sputnik. География импорта автомобилей в Армению изменилась в последние годы, и Грузию теперь немного вытеснили США, откуда идет поток в основном битых машин в страну. Специалисты отмечают, что сфера импорта машин нуждается в регулировании, иначе не избежать превращения страны в огромную свалку.
Как заявил Sputnik Армения начальник управления промышленной политики Министерства экономики Армении Армен Еганян, до 2019 года импорт в Армению с грузинского рынка составлял около 60 тысяч автомобилей в год. В 2019 году произошли не только диверсификация источников импорта, но и резкий рост объемов – до 180 тысяч автомобилей в год.

"Рост объемов ввоза машин был связан с тем, что для нашей страны было сделано исключение по части таможенных пошлин ЕАЭС – они были ниже, но с 2020 года регламенты Организации вступили в силу в полном объеме. До этого в Армению было импортировано огромное количество автомобилей, и значительная их часть продана на том же казахстанском рынке", - отметил чиновник.

Следует, однако, отметить, что со вступлением в силу таможенных норм ЕАЭС масштабы ввоза авто в Армению остаются достаточно внушительными. Связано это с тем, что, согласно тем же нормам, растаможка автомобилей производства 2017 года и позже стоит относительно дешево.
"Если мы не будем проводить политику утилизации, то Армения станет страной, куда будут привозить относительно старые машины. Хотя с другой стороны новые машины сейчас тоже дорогие, однако в случае их ввоза таможенные пошлины довольно мягкие. Получается, что новый автомобиль обходится в ту же сумму, что и старый, и, естественно, становится выгодней покупать новую машину", - уверяет он.
Что касается грузинского рынка, то, по словам Еганяна, процедуры таможенного оформления на грузинско-армянской границе сейчас не усложнились, однако там действуют установленные требования. При этом высокие таможенные ставки, вступившие в силу с 2020 года, остаются в силе и при импорте "грузинских" машин до 2017 года производства.
А тот факт, что сегодня на улицах Еревана часто можно встретить старые автомобили с грузинскими госномерами, Еганяна объясняет тем, что их привозят в режиме временного ввоза, и на территории Армении госномера не меняют.
"Автомобили с грузинскими госномерами не растаможиваются по законодательству Армении, однако они периодически должны пересекать армяно-грузинскую государственную границу для таможенной регистрации. Здесь важно то, что в нашей стране эти машины не останутся как металлолом и не станут экологическим мусором",– отметил представитель Минэкономики.
Но даже эти ограничения не мешают армянским импортерам продолжать приобретать автомобили на грузинском рынке.
Отметим, с 2022 года резко вырос импорт автомобилей из США, ЕС, Японии, Китая, Канады, Кореи. Как отмечалось выше, это в основном поврежденные автомобили, которые ремонтируются в Армении.
Более 43% импортируемых автомобилей – из США. По разным данным, только в 2022 году из Штатов было импортировано более 6000 автомобилей, общая стоимость которых составила более $55 млн. Импорт из Японии тоже был внушительным – более 2000 автомобилей общей стоимостью более $20 млн.
Лента новостей
0