"Гуманизм" вместо статуса: как и почему Совбез ООН подменил суть карабахской проблемы?

© Sputnik / Дмитрий Астахов / Перейти в фотобанкСовет Безопасности ООН. Архивное фото.
Совет Безопасности ООН. Архивное фото. - Sputnik Армения, 1920, 17.08.2023
Подписаться
Эксперты считают, что после снижения Арменией пресловутой планки в вопросе статуса Нагорного Карабаха, мир рассматривает конфликт как чисто внутриазербайджанскую проблему.
ЕРЕВАН, 17 авг — Sputnik. Заседание Совбеза ООН по ситуации в Лачинском коридоре не стало прорывным. Помимо дежурных фраз о необходимости открытия коридора, беспрепятственного доступа гражданского населения к продовольствию и медикаментам, общественность не услышала ничего. Вместе с тем, по мнению экспертов, все отчетливее проявляется опасная тенденция к сужению и искажению сути карабахского конфликта в целом.

"Армянская сторона на заседании Совбеза ООН попыталась обратить внимание присутствующих на угрозу геноцида в Нагорном Карабахе. Но в целом впечатление такое, что международное сообщество воспринимает вопрос в исключительно гуманитарном, а не политическом ракурсе. Здесь и речи не было о каком-то статусе Нагорного Карабаха, самоопределении и т.д. Вопрос ими рассматривается как внутреннее дело Азербайджана, а в этом случае какие бы решения ни принимались международным сообществом, все они так или иначе будут созвучны азербайджанской позиции", - заявил в интервью Sputnik Армения политолог-международник Менуа Согомонян.

Он опасается, что такими темпами в скором времени можно ожидать и определенного давления на руководство Нагорного Карабаха с целью открыть дорогу Агдам-Степанакерт, к чему столь упорно стремится Азербайджан. И решение проблемы может быть сведено всего лишь к восстановлению грузоперевозок, не более.
"Конечно были участники, озвучившие более или менее адресные оценки, например, Франция. Были и откровенно проазербайджански настроенные дипломаты. Были и выступления в которых содержался призыв к обеим сторонам – Армении и Азербайджану. Складывалось впечатление, что в гуманитарной катастрофе в Нагорном Карабахе виноваты не только Азербайджан, но и Армения. Однако в целом дискурс сводится к тому, что это чисто гуманитарная проблема, которую как-то нужно решать", - говорит наш собеседник.
В выступлениях участников и речи не было о том, что гуманитарная проблема в какой-то момент может конвертироваться в политический вопрос, и что реализация права на самоопределение может стать императивом. Проблема в первую очередь в том, что основной бенефициар этой линии, этого курса – Республика Армения, сама отказалась ставить вопрос таким образом. Именно руководство Армении решило снизить пресловутую "планку" в вопросе статуса Нагорного Карабаха.
Именно поэтому ожидать от других игроков, что они начнут продвигать политическую, а не только гуманитарную повестку, как минимум наивно. Согомонян обращает внимание, что еще совсем недавно, даже после 9 ноября 2020 года право на самоопределение фигурировало в дипломатическом дискурсе, но сейчас про это забыли, и все обсуждения так или иначе сводятся к "территориальной целостности" Азербайджана.
"Когда в 1990 году Ирак предпринял агрессию против соседнего Кувейта, Совбез ООН не только на словах осудил ее, но и применил санкции, ввел эмбарго против Ирака, сформировал международную коалицию. Иными словами, механизмы давления были предельно четкими и конкретными. Сейчас же мы слышим лишь призывы и заявления в контексте ситуации вокруг Нагорного Карабаха", - говорит Согомонян.
Политолог отмечает, что прозвучавшие на заседании заявления максимум могут пригодиться Армении в качестве дополнительных аргументов на случай, если Ереван вдруг решит сменить свою стратегическую линию в карабахском вопросе. Тогда Армения сможет сослаться на гуманитарные факторы в попытке убедить мир признать за Нагорным Карабахом право на самоопределение и независимость.
Результаты заседания Совбеза ООН были ожидаемы для политолога Григора Баласаняна, который считает, что международное сообщество не хочет выходить за рамки заявлений, вмешиваться в процесс путем практических шагов и уж тем более заставлять Азербайджан открыть Лачинский коридор.
"Хотя отдельные государства – Мальта, Франция выступили довольно жестко, называя вещи своими именами (Франция даже заявила, что нет легитимных оснований для закрытия коридора), но ничего большего не было – ни осуждающих резолюций, ни конкретной последовательности шагов для разблокирования", - сказал Баласанян.
Основным доводом азербайджанской стороны, с которым, по сути, согласились все, стало следующее – если Армения признала Нагорный Карабах в составе Азербайджана, то, согласно внутреннему законодательству, Баку может открывать или не открывать дорогу по своему усмотрению.
"Мы в очередной раз увидели позицию аморфного образования под названием "международное сообщество", которое, кроме выступлений, не предприняло никаких шагов. И это было ожидаемо, так как, признав НК в составе Азербайджана, Армения создала патовую ситуацию. После этого ожидать, что международное сообщество осудит Азербайджан и отправит контингент для открытия гуманитарного коридора или более того гуманитарной интервенции – было бессмысленно", - отметил Баласанян.
При этом он не исключает, что между определенными кругами в Армении и Азербайджане была договоренность об обращении в ООН, чем еще раз будет зафиксировано, что Азербайджан имеет право не открывать этот коридор. На такую "тайную договоренность" намекали, в частности, бывший глава МИД Вардан Осканян и другие.
Результаты, по словам Баласаняна, подтверждают возможность подобного сценария. Бывший глава МИД предупреждал, что позитивных результатов от заседания ждать не стоит, и более того, может быть поднят вопрос "торговли" через дорогу Агдам - Степанакерт.
"Мы увидели, что некоторые страны, даже представитель России, заявили, что Лачинский коридор и Агдам-Степанакерт могут быть равнозначными. Я считаю, что это неправильно – во-первых, это не коридор, во-вторых, его нет в заявлении от 9 ноября 2020 года", - отметил Баласанян.
Во всем этом негативе, по словам политолога, можно зафиксировать только один позитивный момент. Все говорили о том, что Азербайджан не имеет права выходить за рамки заявления от 9 ноября 2020 г, и нужно делать все в этой логике.
В целом же, по мнению Баласаняна, на заседании звучали лишь заявления, но никто не проявил желания переходить к конкретным действиям. Не стоит ожидать каких-либо шагов и в будущем, считает он.
Более того, результаты нынешнего заседания могут привести к новой войне, предупреждает эксперт, поскольку Азербайджан может сделать вывод, что ему все сойдет с рук. Даже Франция обвинила Баку в невыполнении решения Международного суда ООН, но не поставила вопрос о том, чтобы призвать Азербайджан к ответственности за это. Такая аморфность внешних сил может воспринята в Баку как карт-бланш для новой эскалации.
Лачинский коридор перекрыт с декабря прошлого года, в результате чего в Нагорном Карабахе сложилась крайне тяжелая гуманитарная ситуация. С 15 июня жители Нагорного Карабаха находятся в полной блокаде. Время от времени МККК удается организовать транспортировку пациентов из Нагорного Карабаха в Республику Армения.
Лента новостей
0