Баку хотел показать Пашиняну, кто в доме хозяин: эксперты об обстреле аэропорта в Капане
23:37 18.08.2023 (обновлено: 23:42 18.08.2023)
© Sputnik / Aram NersesyanСюникский аэропорт
© Sputnik / Aram Nersesyan
Подписаться
Собеседники Sputnik Армения считают, что власти своими решениями подставили под удар ключевые коммуникации на юге страны.
ЕРЕВАН, 18 авг — Sputnik. Азербайджан целенаправленно добивается "деарменизации" Сюникской области, и любые действия, в том числе огневой контроль над стратегическими объектами и коммуникациями, следует рассматривать в этом ключе. Такое мнение выразил Sputnik Армения политолог, аналитик центра APRI Сергей Мелконян, комментируя стрельбу в направлении Капанского аэропорта с азербайджанской стороны. Ранее соответствующее сообщение распространила Служба национальной безопасности.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что обстрел аэропорта произошел спустя считанные часы после визита в Капан премьера Никола Пашиняна, в ходе совещания заявившего о запуске прямых авиарейсов Ереван-Капан. И налицо попытка Азербайджана продемонстрировать, кто в доме хозяин. По мнению эксперта, такая ситуация – во многом следствие решений армянского премьера.
По словам Мелконяна, Сюник стал сегодня самым уязвимым регионом Армении, и решение высшего руководства страны уступить Азербайджану ряд ключевых высот в декабре 2020 года еще больше усугубило ситуацию.
"Я затрудняюсь сказать, о чем думали власти, когда передавали противнику важные позиции и высоты в Сюнике. По сути, Никол Пашинян своим единоличным решением поставил под угрозу наши важнейшие коммуникации на юге, сомневаюсь, что оно обсуждалось в Совете безопасности, с президентом и т.д.", - говорит наш собеседник.
В результате этого решения Армения, как известно, впоследствии потеряла автотрассу Горис-Капан, а Капанский аэропорт оказался в непосредственной близости от азербайджанских позиций. Огневой или фактический контроль над коммуникациями дает Азербайджану возможность перманентного давления на руководство Армении. Последнее в ответ ведет себя достаточно инертно. Во-первых, продолжительное время власти Армении не говорят об оккупации Азербайджаном порядка 220 кв. км. суверенной территории республики, а сам факт обстрела аэропорта демонстрирует уровень бездействия армянских силовиков.
"Очевидно, что вблизи аэропорта есть армянские вооруженные силы, будь то пограничные войска или армейские подразделения. Но как можно судить по поведению нынешних властей, любая попытка силового ответа на провокации противника воспринимается как угроза новой войны. Этим можно объяснить инертность и пассивность, которая однако еще больше усугубляет ситуацию. Если сегодня из подъехавшей с азербайджанской стороны машины стреляют по аэропорту, то завтра из такой же машины могут обстреливать жилые кварталы", - заявил Мелконян.
По его мнению, такая же участь может постичь коммуникации и стратегические объекты в Тавушской и Араратской областях, если Пашинян и его команда решат передать Азербайджану т.н. "анклавы". Он убежден, что ни о какой передаче не должно быть и обсуждений, в противном случае Армения сама создаст Азербайджану благоприятные условия для перманентных провокаций и силовых действий.
Депутат Национального собрания от блока "Честь имею", член постоянной комиссии по обороне и безопасности Тигран Абрамян также обращает внимание на вероятное бездействие армянских силовиков. По его словам, в заявлении СНБ не указано, какие действия предприняла армянская сторона в ответ на стрельбу по аэропорту. И хотя СНБ призвала власти Азербайджана расследовать инцидент, вряд ли в ведомстве сидят наивные люди, полагающие, что это результат самодеятельности или чистая случайность.
"Безопасная эксплуатация аэропорта возможна только в двух случаях. Либо азербайджанцы должны быть отброшены с соответствующих позиций, либо в Армении должна быть власть, при которой Азербайджан 100 раз подумает, прежде чем идти на провокацию", - написал депутат в своем аккаунте в соцсетях.
Абрамян расценивает стрельбу как личное оскорбление Пашиняну со стороны азербайджанцев в свете визита премьера в Капан и анонсирования прямых рейсов.