https://am.sputniknews.ru/20230831/vypleskivat-pretenzii-naruzhu-neeffektivno-chto-stoit-za-polemikoy-erevana-i-moskvy-65142641.html
Выплескивать претензии наружу неэффективно: что стоит за полемикой Еревана и Москвы?
Выплескивать претензии наружу неэффективно: что стоит за полемикой Еревана и Москвы?
Sputnik Армения
Эксперт считает, что при всем наличии объективных факторов, у публичной критики в адрес РФ со стороны армянского руководства есть внутриполитическая подоплека. 31.08.2023, Sputnik Армения
2023-08-31T23:15+0400
2023-08-31T23:15+0400
2023-08-31T23:32+0400
армения
россия
политика
дипломатия
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/2106/46/21064692_0:67:1600:967_1920x0_80_0_0_b4a9ed20419b5099888aed4b3b8dade5.jpg
ЕРЕВАН, 31 авг — Sputnik. Взаимные упреки и обвинения между Арменией и Россией при всех объективных факторах в корне своей контрпродуктивны, особенно для Еревана, который в условиях глобальной нестабильности должен сохранять сбалансированные отношения с силовыми центрами. Такое мнение выразил Sputnik Армения политолог Давид Арутюнов, комментируя реакцию МИД Армении на заявление официального представителя МИД РФ о ситуации в Лачинском коридоре. Он считает, что в нынешней ситуации ни один внешний актор не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы единолично отстаивать интересы Армении и решать ее проблемы безопасности. Именно поэтому нужно развивать отношения со всеми, кто способен что-то дать Армении. В то же время у критики Еревана в адрес Москвы есть своя четкая внутриполитическая подоплека. Внутри страны на руководство Армении оказывается давление в вопросе Нагорного Карабаха, и власти предпочитают направлять стрелки на Россию, упрекая ее в невыполнении своих обязательств. Но проблема в том, что нынешний дискурс уводит от настоящих причин, по которым Россия проводит ту политику, которую она проводит. А причины эти заключаются в изменении регионального баланса в целом. Это ослабление позиций Армении, ограниченность ресурсов РФ на Южном Кавказе, обусловленное не в последнюю очередь украинскими событиями. Ереван и Москва хоть и обвиняют друг друга в собственных упущениях, реальные причины находятся в несколько ином месте. Эксперт констатирует изменение общей стратегии Москвы по Нагорному Карабаху. Изначально, в ноябре 2020 года предполагалось, что российское присутствие в Нагорном Карабахе будет долгосрочным, и что миротворцы – это надолго. Однако в 2022 году процессы пошли в совершенно ином направлении в первую очередь из-за упомянутого изменения регионального баланса. "Разумеется, устное и публичное признание Николом Пашиняном Нагорного Карабаха в составе Азербайджана усилило позиции Баку, но сказать, что именно это признание в корне изменило ситуацию, не приходится. Мир находится в ситуации, когда под угрозой оказалось международное право, и решающее значение имеет баланс сил, этот баланс стал основным драйвером событий", - полагает наш собеседник. Эксперт ставит в вину властям Армении то, что они не смогли мобилизовать существующий потенциал для сопротивления и выработки более жесткой позиции по ключевым для интересов страны вопросам. С другой стороны, большой вопрос, могла ли нынешняя власть "потянуть" на решение этой задачи. Мобилизация ресурсов предполагает очень серьезную перестройку государства, смена парадигмы государственного и общественного развития. Сделать это может только власть, обладающая очень высокой легитимностью, так как решение задачи требует непростых, подчас непопулярных в обществе мер. С точки зрения Арутюнова, армянское общество к таким непопулярным решениям и к такой мобилизации явно не готово – ни тогда, ни сейчас, а власть Пашиняна такой легитимностью не обладает. К неспособности перестроить государство прибавляется и четкая стратегия правящей команды – путем уступок добиться определенной стабильности в отношениях с Азербайджаном. К примеру, в том же армейском строительстве после 44-дневной войны можно было сделать гораздо больше, однако нежелание правящей силы столкнуться с внутренним сопротивлением и общий курс на нормализацию отношений с Азербайджаном ценой уступок, стали помехой на пути к полноценному реформированию ВС. Что касается дальнейших отношений с РФ, то, по мнению политолога, при взаимном недовольстве и критике, коренного пересмотра этих отношений не стоит ждать. Слишком много связей: и экономических, и общественных, и торговых, для того, чтобы в одночасье их "обрубать", и главное, у властей Армении нет ресурсов для такого резкого разворота, да и задачи такой не ставится.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/2106/46/21064692_180:0:1600:1065_1920x0_80_0_0_5979c88cabaaab6635aa6d7f174db8bf.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армения, россия, политика, дипломатия
армения, россия, политика, дипломатия
Выплескивать претензии наружу неэффективно: что стоит за полемикой Еревана и Москвы?
23:15 31.08.2023 (обновлено: 23:32 31.08.2023) Эксперт считает, что при всем наличии объективных факторов, у публичной критики в адрес РФ со стороны армянского руководства есть внутриполитическая подоплека.
ЕРЕВАН, 31 авг — Sputnik. Взаимные упреки и обвинения между Арменией и Россией при всех объективных факторах в корне своей контрпродуктивны, особенно для Еревана, который в условиях глобальной нестабильности должен сохранять сбалансированные отношения с силовыми центрами. Такое мнение выразил
Sputnik Армения политолог Давид Арутюнов, комментируя
реакцию МИД Армении на заявление официального представителя МИД РФ о ситуации в Лачинском коридоре.
"За последние год-два действительно между двумя союзниками накопилось много противоречий, взаимных обид и претензий. Но важно понять, насколько эффективно выставлять на публичную плоскость взаимные претензии и обиды. Мне кажется, такая тактика в достаточной мере контрпродуктивна, она не решает никакой практической задачи, но зато усугубляет текущую ситуацию в двусторонних отношениях. При такой риторике у Армении всегда будут возникать проблемы с РФ, в то время как геополитическая обстановка требует от Еревана максимально сбалансированных отношений со всеми силовыми центрами", - отметил Арутюнов.
Он считает, что в нынешней ситуации ни один внешний актор не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы единолично отстаивать интересы Армении и решать ее проблемы безопасности. Именно поэтому нужно развивать отношения со всеми, кто способен что-то дать Армении.
В то же время у критики Еревана в адрес Москвы есть своя четкая внутриполитическая подоплека. Внутри страны на руководство Армении оказывается давление в вопросе Нагорного Карабаха, и власти предпочитают направлять стрелки на Россию, упрекая ее в невыполнении своих обязательств. Но проблема в том, что нынешний дискурс уводит от настоящих причин, по которым Россия проводит ту политику, которую она проводит. А причины эти заключаются в изменении регионального баланса в целом. Это ослабление позиций Армении, ограниченность ресурсов РФ на Южном Кавказе, обусловленное не в последнюю очередь украинскими событиями. Ереван и Москва хоть и обвиняют друг друга в собственных упущениях, реальные причины находятся в несколько ином месте.
Эксперт констатирует изменение общей стратегии Москвы по Нагорному Карабаху. Изначально, в ноябре 2020 года предполагалось, что российское присутствие в Нагорном Карабахе будет долгосрочным, и что миротворцы – это надолго. Однако в 2022 году процессы пошли в совершенно ином направлении в первую очередь из-за упомянутого изменения регионального баланса.
"Разумеется, устное и публичное признание Николом Пашиняном Нагорного Карабаха в составе Азербайджана усилило позиции Баку, но сказать, что именно это признание в корне изменило ситуацию, не приходится. Мир находится в ситуации, когда под угрозой оказалось международное право, и решающее значение имеет баланс сил, этот баланс стал основным драйвером событий", - полагает наш собеседник.
Эксперт ставит в вину властям Армении то, что они не смогли мобилизовать существующий потенциал для сопротивления и выработки более жесткой позиции по ключевым для интересов страны вопросам. С другой стороны, большой вопрос, могла ли нынешняя власть "потянуть" на решение этой задачи. Мобилизация ресурсов предполагает очень серьезную перестройку государства, смена парадигмы государственного и общественного развития. Сделать это может только власть, обладающая очень высокой легитимностью, так как решение задачи требует непростых, подчас непопулярных в обществе мер. С точки зрения Арутюнова, армянское общество к таким непопулярным решениям и к такой мобилизации явно не готово – ни тогда, ни сейчас, а власть Пашиняна такой легитимностью не обладает.
К неспособности перестроить государство прибавляется и четкая стратегия правящей команды – путем уступок добиться определенной стабильности в отношениях с Азербайджаном. К примеру, в том же армейском строительстве после 44-дневной войны можно было сделать гораздо больше, однако нежелание правящей силы столкнуться с внутренним сопротивлением и общий курс на нормализацию отношений с Азербайджаном ценой уступок, стали помехой на пути к полноценному реформированию ВС.
Что касается дальнейших отношений с РФ, то, по мнению политолога, при взаимном недовольстве и критике, коренного пересмотра этих отношений не стоит ждать. Слишком много связей: и экономических, и общественных, и торговых, для того, чтобы в одночасье их "обрубать", и главное, у властей Армении нет ресурсов для такого резкого разворота, да и задачи такой не ставится.