Властям Армении особо важен лишь один игрок: эксперт о позиции Еревана по формату "3+3"
21:44 11.10.2023 (обновлено: 22:57 11.10.2023)
© Photo : YouTube / Screenshot / Government of ArmeniaВстреча премьер-министра Никола Пашиняна с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом (6 октября 2022). Прага
Подписаться
Армянское руководство в долгосрочной перспективе намерено заключить стратегический союз с Турцией, считает эксперт.
ЕРЕВАН, 11 окт — Sputnik. Готовность армянского руководства участвовать в переговорах в формате "3+3" укладывается в логику их протурецкого курса, считает политтехнолог Виген Акопян. Так эксперт в интервью Sputnik Армения прокомментировал заявление главы правительства о том, что Ереван готов участвовать в работах формата.
До недавних пор армянская сторона не особо жаловало данное региональное измерение. Первая и последняя встреча в таком формате состоялась в декабре 2021 года в Москве, затем тема практически исчезла с повестки. На днях президент Азербайджана сообщил о предстоящем возобновлении переговоров в рамках формата "3+3", после чего премьер Армении заявил, что Ереван готов к ним.
"В формате "3+3" присутствует игрок, отношения с которым для властей Армении сейчас важны как никогда, и который рассматривается Николом Пашиняном как гарант личной безопасности. Речь идет о Турции. Никол Пашинян неоднократно говорил, что безопасность нужно искать в этом регионе, у основных региональных игроков", - отметил Акопян.
К слову, в своем интервью Пашинян также заявлял, что не стоит с пренебрежением относиться к региональным акторам.
По мнению Акопяна, эта реплика премьера косвенно подтверждает его доводы. И намеки на Турцию – иногда завуалированные, а иногда и весьма прозрачные.
"Считаю, что Никол Пашинян давно сделал свой выбор. Для него не существует дилеммы Россия или Запад, как считают многие. У него есть один источник и один механизм региональной безопасности – это турецкий фактор. Для него мир в регионе – это улучшение отношений с Турцией и Азербайджаном любой ценой", - убежден политтехнолог.
И поскольку премьер понимает, кто на самом деле "рулит" Азербайджаном, то он пытается договориться с Анкарой. В контексте "повестки мира", объявленной армянским руководством, стремление улучшить отношения с Турцией любой ценой, даже ценой ущемления интересов Армении, уступок по ключевым вопросам, вполне оправдано с прагматической точки зрения.
Но если бы власти Армении стремились вновь стать региональным силовым фактором, отстаивать жизненно важные интересы государства, то они стремились бы активизировать сотрудничество с другими игроками того же формата – с Россией и Ираном.
Однако политическая команда Пашиняна, с точки зрения эксперта, поставила перед собой совершенно иные стратегические задачи, в том числе установление стратегического союза с Турцией. Если Пашинян останется у власти, то в обозримом будущем этот стратегический союз станет реальностью, полагает Акопян.
На этом фоне для Еревана балансирующий фактор Москвы и Тегерана, возможно, не столь и желателен. Тем не менее, ни Иран, ни тем более Россия не имеют стратегического решения дистанцироваться от региональных процессов. А Россия, по мнению эксперта, и вовсе не намерена отсюда уходить, несмотря на то, что сегодня сталкивается с огромными вызовами на других направлениях.
К тому же Россия и ее руководство прекрасно понимают истинные цели и намерения армянских коллег. И как бы Пашинян ни заверял в приверженности стратегическому союзу с РФ, намерении оставить 102-ую базу или пограничников, реальные дела, практически шаги свидетельствуют об обратном, отметил наш собеседник.
Эксперт констатировал, что власти Армении раз за разом игнорируют встречи и мероприятия в рамках ОДКБ, ратифицируют Римский статут МУС, несмотря на то, что это крайне чувствительная тема для России, а сейчас еще и отказались от участия в саммите СНГ в Бишкеке.
По мнению Акопяна, внешнеполитические "метания" властей Армении привели к тому, что их заявления сейчас никто из партнеров не воспринимает всерьез. Другой вопрос, насколько эти же партнеры готовы дальше работать с Ереваном в таком ключе.