Что известно о главных храмах в Нагорном Карабахе, оказавшихся под контролем Азербайджана
09:20 28.10.2023 (обновлено: 19:38 30.10.2023)
© Sputnik / Hovhannes ShoghikyanМонастырь Дадиванк
![Монастырь Дадиванк Монастырь Дадиванк - Sputnik Армения, 1920, 28.10.2023](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/2035/59/20355907_0:215:1600:1116_1920x0_80_0_0_3c88ad858cd4973a4171d4ec5aca37a3.jpg)
© Sputnik / Hovhannes Shoghikyan
Подписаться
Жители Нагорного Карабаха свою родную землю вынужденно оставили, но на этой земле осталось то, что строили и творили армяне на протяжении многих веков. Sputnik Армения рассказывает о главных армянских храмах, которые оказались под контролем ВС Азербайджана.
Лилит Арутюнян, Sputnik Армения
На территории Нагорного Карабаха насчитывается несколько десятков армянских храмов. Многие из них основаны в глубокой древности – преимущественно V век. Большинство же возведены в средние века. Рассказать обо всех христианских памятниках края в одной статье было бы нерационально, поэтому остановимся на самых известных из них, а также представим храмы, которые пострадали от ВС Азербайджана после 2020 года, а точнее – 44-дневной войны.
Дадиванк или Хутаванк, Шаумянский район, село Дадиванк
© Sputnik / Hovhannes ShoghikyanМонастырь Дадиванк
![Монастырь Дадиванк Монастырь Дадиванк - Sputnik Армения, 1920, 21.10.2023](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/2048/79/20487916_0:0:1280:960_1920x0_80_0_0_66e14bb44026c7a6daf35f56f2b3eaa9.jpg)
Монастырь Дадиванк
© Sputnik / Hovhannes Shoghikyan
Это один из крупнейших монастырских комплексов средневековой Армении и важнейший образец армянской архитектуры.
Комплекс назван именем святого Дади — ученика апостола Фаддея, который, в свою очередь, был одним из 70 учеников Христа. Дади проповедовал христианство в этой местности. Однако в I веке был забит камнями и похоронен верующими. Первое святилище на могиле святого было построено в раннем средневековье. Уже в IV веке, после принятия христианства, его могила стала местом паломничества. Первые же упоминания монастыря относятся к IX веку.
У Дадиванка, как и у других храмов княжества Хачен (Гандзасар, Гтичаванк, Хатраванк, Акопаванк и Бри Ехци), был скрипторий, в котором копировались и освящались многочисленные армянские рукописи.
© Sputnik / Nelli DanielyanМонастырь Дадиванк
![Монастырь Дадиванк Монастырь Дадиванк - Sputnik Армения, 1920, 21.10.2023](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/2048/84/20488462_0:0:1600:1200_1920x0_80_0_0_9a35bab8c6e47e39319100cba3b3740f.jpg)
Монастырь Дадиванк
© Sputnik / Nelli Danielyan
В первой половине XIII века монастырские сооружения, разрушенные сельджуками, были восстановлены. В 1214 году супругой Вахтанга Тагаворазна Арзухатун Арцруни была возведена соборная церковь в память о ее погибших муже и сыновьях. Надпись на древнеармянском языке гласит: "Старший сын мой Асан воевал с турками за веру христианскую <...>, второй сын – Григор – погиб при битвах с врагом".
Амарас, Мартунинский район, село Сос
© Sputnik / Aram NersesyanМонастырь Амарас
![Монастырь Амарас Монастырь Амарас - Sputnik Армения, 1920, 21.10.2023](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/0b/0e/35336315_0:0:1600:1068_1920x0_80_0_0_f11266c5e697077613c4dc59d6f9dbaa.jpg)
Монастырь Амарас
© Sputnik / Aram Nersesyan
Амарас основан в начале IV века Сурб Григором Лусаворичем (Святым Григорием Просветителем). Наибольшей известности он достиг в середине IV столетия, после того, как здесь был похоронен внук Григория Просветителя – первый епископ Албании Кавказской – Григорис.
Амарас известен тем, что в начале V века основатель армянского алфавита Месроп Маштоц создает первую в Арцахе армянскую школу. Монастырский комплекс становится крупным религиозным и образовательным центром средневековой Армении.
За свою долгую историю Амарас не раз подвергался нападениям арабов, монголов, а также азербайджанцев, но каждый раз армяне, не жалея сил, восстанавливали этот духовно-просветительский центр. Местные жители рассказывают предание, согласно которому один из арабских завоевателей приказал своему войску разрушить церковь и бросить все камни в реку. Выстроившись в ряд, они передавали камни друг другу и сбрасывали в воду. Но через некоторое время армяне, действуя подобным образом, но в обратном порядке, восстановили ее.
Акобаванк или Акопаванк, Мартакертский район, село Колатаг
© Sputnik / Janna PoghosyanПрихожане и туристы у монастыря Акопаванк в Мартакертской области Карабаха
![Прихожане и туристы у монастыря Акопаванк в Мартакертской области Карабаха Прихожане и туристы у монастыря Акопаванк в Мартакертской области Карабаха - Sputnik Армения, 1920, 21.10.2023](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/0a/1c/34765425_0:0:1600:720_1920x0_80_0_0_e747e27f523c16cd5124c5a8c02b3881.jpg)
Прихожане и туристы у монастыря Акопаванк в Мартакертской области Карабаха
© Sputnik / Janna Poghosyan
Монастырский комплекс датируется V-VII веками, однако свой окончательный вид принял в XI-XII веках. В средневековье он был местом паломничества и центром письменности (здесь было написано несколько евангелий).
Именно в Акопаванке находится каменное основание самого древнего армянского хачкара. Он датирован 853 годом и построен по приказу епископа Соломона Великотворца. На хачкаре есть надпись: "Возведен во времена князя Ованнеса". Сам хачкар не сохранился, а вот его основание находится в стенах одной из двух церквей монастыря. Не исключено, что в Армянском нагорье есть и более древние хачкары, но на этом есть датировка.
© Sputnik / Aram NersesyanОдна из церквей монастыря Акопаванк в Мартакертском районе Арцаха
![Одна из церквей монастыря Акопаванк в Мартакертском районе Арцаха Одна из церквей монастыря Акопаванк в Мартакертском районе Арцаха - Sputnik Армения, 1920, 21.10.2023](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e6/05/13/42239474_0:0:1600:1077_1920x0_80_0_0_1594eae88d52305fe93ec365264519dd.jpg)
Одна из церквей монастыря Акопаванк в Мартакертском районе Арцаха
© Sputnik / Aram Nersesyan
Монастырь назван именем святого Акопа Мцбнеци. В XIX веке по приказу Хримян Айрика десница Мцбнеци была перевезена из Акопаванка в Эчмиадзин, где и находится по сей день.
Вокруг Акопа Мцбнеци сложилось много легенд и преданий. Говорят, что он был первым человеком, который взобрался на гору Арарат. Вместе с установлением христианства в Армении гора Арарат начала считаться священной, восхождения были запрещены. Но в годы жизни Мцбнеци христианство все еще проходило этап становления в Армении, и священник в одиночку поднялся на Арарат, чтобы спустить остатки Ноева ковчега и доказать людям, что потоп был на самом деле.
Гандзасар, Мартакертский район, село Ванк
![Монастырь Гандзасар. Монастырь Гандзасар. - Sputnik Армения, 1920, 21.10.2023](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/04/35/043537_0:0:3077:2048_1920x0_80_0_0_e62b57ba3cf30dc80c563e66b25d3452.jpg)
Монастырь Гандзасар.
© Sputnik / Юрий Алексеев
/ Гандзасар – выдающийся памятник армянской культуры. По армянскому народному преданию, монастырь получил свое название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар благодаря серебряным рудникам в ней (по-армянски "гандз" – сокровище, "сар" – гора).
Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Анания Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен армянским князем Гасаном-Джалалом Дола и освящен в 1240 году.
Профессор Шарль Диль из Парижского университета, известный французский историк искусства, включил Гандзасар в список пяти шедевров армянского монументального искусства, которые вошли в сокровищницу мирового зодчества.
Интересно, что из Гандзасара в 1701 году Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (XVIII век). Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Есаи Гасан-Джалалян.
Какие храмы уже пострадали со стороны Азербайджана?
Собор Святого Христа Всеспасителя или Казанчецоц, город Шуши
© Съемочная группа фильма "Армянский вопрос"Церковь Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши
![Церковь Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши Церковь Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши - Sputnik Армения, 1920, 21.10.2023](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/821/18/8211839_0:0:1600:1126_1920x0_80_0_0_139c18c542c38dacfd27825f9127b6f5.jpg)
Церковь Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши
© Съемочная группа фильма "Армянский вопрос"
Архитектурный комплекс XIX века состоит из храма и колокольни. До 44-дневной войны 2020 года Казанчецоц был центром Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви.
Название "Казанчецоц" произошло от имени квартала Шуши Казанчалу (Казанчецоц), которое было основано переселившимися сюда армянами – выходцами из села Казанчи в Нахичевани.
Согласно надписи на торце алтаря, строитель церкви – Аветис Ерамишянц, а зодчий – Симон Тер-Акобянц. Храм был освящен в 1888 году.
В ходе войны 2020 года собор был дважды поражен ракетами.
© Sputnik / Aram NersesyanСобор Сурб Аменапркич Казанчецоц (Святого Христа Всеспасителя) в Шуши, Карабах
![Собор Сурб Аменапркич Казанчецоц (Святого Христа Всеспасителя) в Шуши, Карабах Собор Сурб Аменапркич Казанчецоц (Святого Христа Всеспасителя) в Шуши, Карабах - Sputnik Армения, 1920, 21.10.2023](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e4/0a/0e/24906877_0:0:1600:1079_1920x0_80_0_0_ef9055e908ae60aa2a516aa5daa443e9.jpg)
Собор Сурб Аменапркич Казанчецоц (Святого Христа Всеспасителя) в Шуши, Карабах
© Sputnik / Aram Nersesyan
В результате был поврежден купол, а на потолке образовалась дыра от снаряда. На данный момент проводится незаконная реконструкция церкви Казанчецоц: азербайджанская сторона распространила фотографии, на которых видно, что с ворот церкви, выходящих во двор, сняты кресты, а с каменных столбов по обе стороны ворот – скульптуры ангелов.
© Photo : Facebook / Մասիս ԲեգլարյանВид на Шуши и купол церкви Казанчецоц
![Вид на Шуши и купол церкви Казанчецоц Вид на Шуши и купол церкви Казанчецоц - Sputnik Армения, 1920, 30.10.2023](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/05/03/27410572_0:0:1539:2015_1920x0_80_0_0_5f6cb66ec8b430f7fcdcad3923d1f56e.jpg)
Вид на Шуши и купол церкви Казанчецоц
© Photo : Facebook / Մասիս Բեգլարյան
Церковь Святого Иоанна Крестителя, или Канач жам
CC BY-SA 4.0 / Vladimir Minasyan PhD / Կանաչ Ժամ (cropped and resized)Церковь Канач Жам в Шуши, Карабах
![Церковь Канач Жам в Шуши, Карабах Церковь Канач Жам в Шуши, Карабах - Sputnik Армения, 1920, 21.10.2023](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e4/0b/13/25414068_0:0:1600:1067_1920x0_80_0_0_3eff2be7400d965553782b6789f5a5ad.jpg)
Церковь Канач Жам в Шуши, Карабах
CC BY-SA 4.0 / Vladimir Minasyan PhD / Կանաչ Ժամ (cropped and resized)
Церковь Сурб Ованнес Мкртич (св. Иоанна Крестителя), расположенная в исторической части Шуши, была построена выходцами из разных сел Нагорного Карбаха, обосновавшихся в городе, поэтому она также называется церковь Карабахцоц.
Первоначально постройка была деревянной, а церковь и колокольня были построены как единый комплекс. В верхней части входа в колокольню была надпись: "Построили церковь св. Ованнеса Мкртича горожане Шуши, господа Ованнес и Баба Степаняны-Овнаненц в память о их усопшем брате Мкртиче. Год 1847".
Церковь получила свое народное название "Канач жам" ("Зеленая церковь") по той причине, что раньше купол церкви был зеленого цвета.
В 2020 году сразу же после 44-дневной войны, церковь Канач жам была взорвана, пострадали купол и колокольня. А в январе 2022 года в азербайджанских ТГ-каналах распространился видеоролик, на котором было видно, что придел армянской церкви Канач жам превращен в кафе.
Чаректар, Мартакертский район
Храм Чаректара расположен на возвышенности, на левом берегу реки Трту. Точное название монастыря неизвестно. Его церковь – св. Богородицы – построена в 1260 году.
Terrorists from Azerbaijan 🇦🇿 shooting at a Christian Church in #Artsakh 🇦🇲 using rifles and tanks #SanctionAzerbaijan #Nagorno_Karabakh pic.twitter.com/N9PcLFPNp1
— A World United Against Terrorism (@AWorldUnited2) September 26, 2023
На территории комплекса были обнаружены как целые, так и фрагментарные хачкары с надписями. Композиция хачкаров и стилистические особенности изваяний относятся к XII-XIV векам.
В сентябре этого года, после капитуляции Нагорного Карабаха двое азербайджанских военных обстреляли монастырь Чаректар XIII века в Арцахе.
***
Власти Армении неоднократно заявляли, что культурно-исторические памятники, расположенные на территориях, перешедших под контроль азербайджанских ВС, уничтожаются или присваиваются Азербайджаном. Необходимость визита представителей ЮНЕСКО особенно актуализировалась после того, как министр культуры Азербайджана 3 февраля заявил о создании рабочей группы для "устранения фальшивых надписей, нанесенных армянами на албанские религиозные храмы".