В Армении он пил не только коньяк: в Фиолетово открыли табличку в память о Максиме Горьком
23:41 03.11.2023 (обновлено: 19:50 04.11.2023)
© Sputnik / Aram GareginyanМемориальная табличка на доме в селе Фиолетово (Лорийская область), где в 1928 году останавливался Максим Горький
© Sputnik / Aram Gareginyan
Подписаться
По пути в Ереван в 1928 году Горький побывал и в русском селе Никитино (ныне Фиолетово). Здесь установили мемориальную табличку, а среди школьников провели тест на знание русской истории и культуры (многие из них прекрасно знают и армянскую).
Многим памятны слова Максима Горького об армянском коньяке: "Легче подняться на гору Арарат, чем выбраться из подвалов "Арарата". Но тогда, в 1928 году, по пути из Тбилиси в Ереван (или из Тифлиса в Эривань), в русском селе Никитино (теперешнем Фиолетово) писателя угостили чаем. В память об этом, 95 лет спустя, Россотрудничество установило в селе мемориальную табличку с подписью: "Здесь побывал русский писатель Максим Горький. В этом доме его принимали молокане и угощали чаем". Эта "чайная" табличка дополнит "коньячную", которая уже несколько десятилетий стоит на одном из домов в центре Еревана, где в ту поездку остановился Горький.
© Sputnik / Aram GareginyanОткрытие мемориальной таблички в честь Максима Горького в селе Фиолетово ( 3 ноября 2023). Лори
Открытие мемориальной таблички в честь Максима Горького в селе Фиолетово ( 3 ноября 2023). Лори
© Sputnik / Aram Gareginyan
Как тогда, так и сейчас на домашних чаепитиях у молокан градус не повышается (бывают и исключения, но где их нет). В ресторанах национальной кухни, которых в селе уже два, алкоголя тоже нет.
© Sputnik / Aram GareginyanСтаринная домашняя утварь в доме в селе Фиолетово
Старинная домашняя утварь в доме в селе Фиолетово
© Sputnik / Aram Gareginyan
"От туристических маршрутов мы немного в стороне, но может, это и хорошо. Кто сюда доехал, тому уж точно не стакан водки важен", - говорит житель села Анатолий Михайлов.
Горшки – свои, кувшины – тоже
Несколько лет назад он приобрел дом, где останавливался Горький (один из двух старейших домов в селе), и привел его в порядок. Иным местным "реставраторам" не грех у него поучиться: на бревенчатый сруб, которому сто с лишним лет, он настелил черепичную крышу (а не оцинкованную жесть), старые бревна не стал красить современной краской, а пропитал бесцветным составом против насекомых.
© Sputnik / Aram GareginyanКувшины из Карабаха в доме в селе Фиолетово
Кувшины из Карабаха в доме в селе Фиолетово
© Sputnik / Aram Gareginyan
Внутри устроил своего рода этнографический музей: обновил и побелил русскую печь, в углу поставил веретено, коромысло и жернов. Горшок в печи – русский, кувшины на полке – армянские.
© Sputnik / Aram GareginyanМемориальная табличка на доме в селе Фиолетово (Лорийская область), где в 1928 году останавливался Максим Горький
Мемориальная табличка на доме в селе Фиолетово (Лорийская область), где в 1928 году останавливался Максим Горький
© Sputnik / Aram Gareginyan
"Веретено наше - от жены, она и прясть на нем умеет - бабушка учила. А кувшины нам привезли из Арцаха, то есть, они тоже, можно сказать, наши, свои", - говорит Анатолий.
© Sputnik / Aram GareginyanРусская печь в доме в селе Фиолетово
Русская печь в доме в селе Фиолетово
© Sputnik / Aram Gareginyan
Как делать бизнес
Вокруг избы он построил подворье с гостевыми комнатами и столовой. Бревенчатого сруба класть не стал, потому что теперь таких бревен не сыскать. Доски (если кто-то их хочет использовать вместо камней) привозят из России.
"Но они столько разве продержатся? Это раньше целая наука была, как лес рубить для избы. Во-первых, зимой, чтобы жучков не было. Во-вторых, время знали для рубки, когда сока в стволе нет, чтобы дерево было сухое. А сейчас кто на это смотрит? Сейчас бизнес делают", - говорит Анатолий.
© Sputnik / Aram GareginyanКрыша дома в селе Фиолетово
Крыша дома в селе Фиолетово
© Sputnik / Aram Gareginyan
Но и в бизнесе ничего плохого нет, если делать с умом и пользой. На крыше у него стоит солнечный нагреватель, на подворье – смородиновый сад с противоградовой сетью. Но сорта местные (у привозных вкус совсем не тот, что у наших, говорит он).
"Мы в школе отдыхаем"
В столовой (очень уж не подходит к ней слово "ресторан") собралось полсотни с лишним детей. Открытие таблички приурочили к "Большому этнографическому диктанту-2023", который сегодня одновременно проводится в нескольких городах Армении при поддержке Россотрудничества. За листки с заданиями уселись и шестилетние первоклассники, и почти уже взрослый сын Анатолия, который помогал отцу по строительству.
© Sputnik / Aram GareginyanШкольники из села Фиолетово пишут Большой этнографический диктант-2023
Школьники из села Фиолетово пишут Большой этнографический диктант-2023
© Sputnik / Aram Gareginyan
"Вы не удивляйтесь, тут все дети такие. Им по семь-восемь лет, а родители их уже машины и тракторы учат водить", - говорит нам замдиректора сельской школы Тигран Шахвердян.
© Sputnik / Aram GareginyanШкольники из села Фиолетово пишут Большой этнографический диктант-2023
Школьники из села Фиолетово пишут Большой этнографический диктант-2023
© Sputnik / Aram Gareginyan
Он и директор выговаривают родителям за пропуски детей. Школу отремонтировали, есть лаборатория робототехники (национальной сети "Армат"), есть даже класс интерактивного обучения – только учись. Но…
"Приходят, говорят: "извините, мы сено убирали", или "мы картошку копали". Что тут скажешь… Не будет картошки – зимой нечего будет есть. А оставить все на родителей не могут: не так воспитаны", - говорит он.
При поддержке одного из местных НПО ("Зеленая тропа") при школе недавно разбили сад с интенсивными яблонями и грушами. Казалось бы, уж тут-то ребята сами кого хочешь научат. Ан нет.
"Городские дети что говорят? "Опять нам в школу идти, мучиться". А эти, как увидели сады, сказали: "Как, опять? Дайте нам отдохнуть, мы в школу приходим дух перевести", - рассказывает директор школы Арам Казарян.
"Армянские русские" учителя и "русские армянские" ученики
Армянский язык здесь учат по несколько менее интенсивной программе, чем в обычных армянских школах, но есть здесь и дети, которые наряду с "Евгением Онегиным" или "Войной и миром" (или "Старухой Изергиль" того же Горького) прекрасно знают Исаакяна и Туманяна. Один из них даже выучил наизусть туманяновскую поэму "Взятие крепости Тмкаберд" (автор этих строк в школьные годы искренне удивлялся, как такое возможно).
© Sputnik / Aram GareginyanДом в селе Фиолетово, где в 1928 году останавливался Максим Горький
Дом в селе Фиолетово, где в 1928 году останавливался Максим Горький
© Sputnik / Aram Gareginyan
Но по указанию Министерства образования учителей сюда набирают только таких, которые хорошо знают русский. Это относится и к учителям армянского (иначе как им разъяснять здешним детям близкий, но все же неродной для них язык?).
Ряды "армянских русских" учителей в школе пополнила и учитель химии и биологии из села Норагюх Аскеранского района Нагорного Карабаха, которая каждый день приезжает сюда из Ванадзора (вместе с директором, замдиректора и несколькими другими учителями).
Кто и что построит
Одну из многочисленных торжественных встреч в Тифлисе (откуда Горький и приехал в Армению) писателю устроили с молодыми педагогами.
"Вы должны воспитать поколение, которое построит коммунизм", - напомнил им основатель соцреализма.
Проходя мимо избы, которую так умело подновил Анатолий, дети с любопытством заглядывают внутрь. Для них это уже такая же диковинка, как для нас: таких домов в селе почти не осталось. Кто и что построит сегодня и завтра, зависит только от нас. Но то, что дети видят здесь, напоминает им (да и нам) о том "вчера", на котором стоят и "сегодня", и "завтра".
Сплетение русского и армянского провожает нас и по пути из села: посреди дворов высятся горки недавно собранных капустных кочанов. Картина всем привычная (о молоканской капусте в Армении знают все).
© Sputnik / Aram GareginyanВиноградные лозы на доме в селе Фиолетово (Лорийская область)
Виноградные лозы на доме в селе Фиолетово (Лорийская область)
© Sputnik / Aram Gareginyan
Но вот по стене одного из домов растет виноградная лоза. В этих, далеко не самых теплых краях, она доросла до второго этажа, а на веранде, будто подвешенные в осеннем небе, застыли гроздья с темно-синими ягодами…