"В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя…"
© Sputnik / Asatur YesayantsПамятник Александру Таманяну
© Sputnik / Asatur Yesayants
Подписаться
Примета нашего времени: интерес к людям из политики идет на спад, общество все чаще поворачивается лицом к представителям национальной науки, культуры, литературы. Проявляется и в топонимике.
Самая главная и, можно сказать, новая улица Еревана – Северный проспект. Здесь автомобили не катят, здесь самая дорогая в городе недвижимость, здесь роскошные фирменные бутики, кафе и рестораны.
Самая старая и родная улица Еревана. Их пять, но прежде всего Астафьян (в честь губернатора Еревана), затем Александровская (в честь Александра Третьего), с 1921 года носит имя Хачатура Абовяна. Здесь находились гостиницы "Франция", "Ориент" и "Гранд Отель", медицинские центры, городские клубы, церкви Погос-Петрос и Катогике. По сегодняшней красе и многолюдности Северному проспекту мало чем уступает.
Самая короткая улица носит имя Лермонтова (0,4 км.), самая длинная - имени Маркса, переименованная в Хоренаци (1.2 км).
Самые спорные улицы. Ведут к кладбищу воинов "Ераблур". Часть членов Совета старейшин предлагает назвать их именами деятелей литературы и культуры, другие, исходя из близости к месту упокоения героев карабахской войны - именами погибших в последней войне. Не сошлись во мнениях, сошлись в кулачном бою.
Тем временем. На улицах Ленинградян, Грачья Кочара, проспекте Аршакуняц и улице Багратунянц будут установлены памятные таблички – постановил Совет старейшин столичного муниципалитета. Кому такая честь?
Известному армянскому писателю, поэту и переводчику Юрию Саакяну, академику НАН РА Альпику Мкртчяну, старейшине ювелирного цеха Армении Эмилю Григоряну, Заслуженному строителю СССР Арарату Саакяну. Жили они кто на улице Ленинградян, кто на Грачья Кочара, кто на проспекте Аршакуняц или улице Багратуняц.
Теперь каждый из таких домов получит на фасаде по именному знаку, но все вместе, они и близко не встанут с Домом работником искусств на проспекте Маштоца, что рядом с бывшим кинотеатром "Наири". Здесь знатных имен на стенах целая россыпь.
Идем-шагаем по Еревану дальше. Невозможно не обратить внимание на очевидную смену приоритетов: чем дольше живем, тем чаще вспоминаем людей науки, искусства, культуры. Не так, чтобы общественные и политические деятели совсем уж в загоне, но отношение к ним то и дело меняется – вчера был во славе, сегодня ориентиры поменялись и памятники на слом - все зависит от политической конъюнктуры. Выигрывают те, кто стоит над политикой и признается не только в Армении, но и далеко от нее.
Хотя так не везде. Кто бывал в Берлине, тот знает: одна из крупнейших и красивейших улиц восточной части города называется Karl Marx Allee. Есть там и Karl Liebknecht Allee, и Rosa Luxemburg Strasse. А памятник Марксу и Энгельсу до сих пор стоит недалеко от Александер-платц. Все они остались от прошлого, которое часто называют "оккупационным", но прошлое осталось за спиной, а историю страны и ее вершителей немцы решили оставить в покое.
Но вернемся в наш город, в котором появились улицы в честь лингвиста, литературоведа Манука Абеляна, юриста-публициста Григора Чубаряна, экономиста Тадевоса Авдалбегяна, математика Сергея Мергеляна, ботаника Армена Тахтаджяна, лингвиста-арменоведа Геворка Джаукяна, братьев Галоянов, историка и биохимика. Есть еще и еще. А на днях решили увековечить память ученого высокого полета и замечательного гражданина академика Париса Геруни. На очереди другие имена, никаких возражений, только одобрение и гордость.
Своеобразие армянской топонимики состоит в том, что в ней нет или, скажем мягче, почти нет места абстрактным наименованиям.
Так, популярным названием улиц в России часто становятся Центральная, второе место в рейтинге занимает улица Молодежная, а замыкает тройку лидеров Школьная улица.
Не так, чтобы армяне не находили в себе и у себя чего-нибудь центрального (как раз наоборот), но, если не говорить о ереванской улице Лесная (при отсутствии в окрестностях сколько-нибудь значимых лесных массивов), то в остальных случаях каждый топоним привязан к чему-либо конкретному: событиям, датам, лицам.
И как не вспомнить историю с проспектом маршала Баграмяна, долгие годы прожившим под пресным, маловыразительным и как оказалось, временным "Улица дружбы". Но вот произошло неизбежное, любимый всем армянством полководец в 1982 году скончался, а значит, правило, не позволяющее называть именами живущих что бы то ни было, отпало само по себе.
Старожилы Еревана помнят улицы Тпагричнери (печатников). Метахагорцнери (металлистов), Кошкагорцнери (башмачников), городские кварталы Цахи мейдан (дровосеки), улиц Кривая, т.н. Бокси айат (из-за школы боксеров на сегодняшней площади Сахарова), целого жилого квартала "Бангладеш" и т.д.
Все объясниимо, конкретно, реально, за исключением деревни "Сухой фонтан" неподалеку от города Абовяна, этимологию которого так и не сумел разгадать. Но это немного другое и чуточку дальше от Еревана.
А в самом Ереване? А в Ереване печать истории видна не только на улицах, жилых кварталах, но и в наименованиях административных единиц.
Арабкир, Малатия-Себастия, Норк-Мараш, Нубарашен, Шенгавит, Канакер-Зейтун…
Как эхо минувших лет. Как память о землях, когда-то своих, но оставшихся по ту сторону Аракса, и теперь, похоже, надолго, если не навсегда. Очень жаль…