"Чужаки" на Южном Кавказе беспокоят Иран: большая борьба за малый регион

© AP Photo / Vahid SalemiПрезиденты Ирана и Турции Эбрагим Раиси и Реджеп Тайип Эрдоган во время церемонии встречи во дворце Саадабад (19 июля 2022). Тегеран
Президенты Ирана и Турции Эбрагим Раиси и Реджеп Тайип Эрдоган во время церемонии встречи во дворце Саадабад (19 июля 2022). Тегеран - Sputnik Армения, 1920, 06.12.2023
Подписаться
Россия не для того начинала почти два года назад СВО на Украине, чтобы, увлекшись ею, недоглядеть, как на Южном Кавказе вольготно расположилась НАТО в лице Турции, отмечает политический обозреватель Sputnik Армения.

Восток - дело тонкое, и отнюдь не зря Раиси не поехал в гости к Эрдогану

Иначе как разногласиями касательно Южного Кавказа отказ президента Ирана Раиси от поездки в Турцию и не объяснишь. По большому счету, договаривались они с Эрдоганом о встрече в Стамбуле 28 ноября только по теме ближневосточного кризиса. Ведь по вопросам Газы, ХАМАС-а, Израиля и проч. их позиции достаточно близки. Оба жестко критикуют Нетаньяху за применение несоразмерной силы в отношении мирного населения Палестины. Иранская сторона всегда иначе как "сионистским", а то и фашистским, режим Тель-Авива не называла.
А словарный запас турецкого лидера в последнее время, после начала трагических событий в Газе, стал неуклонно приближаться к тому же. Эрдоган грозит Нетаньяху всеми карами вплоть до судебного преследования, и оба лидера придерживаются того мнения, что конфликт неуклонно расширяется и грозит захватить весь Ближний Восток.
Так почему же тогда президент Ирана в последний момент все-таки отказался от приглашения своего турецкого коллеги? Ведь, как известно, Восток – дело тонкое, и отказываясь от подобного приглашения, не извиняясь и не обосновывая отказ, вполне можно навести на определенные мысли, скажем так, политического, а то и геополитического толка.
А объяснений отмены визита ни в иранском, ни в турецком масс-медийных пространствах не прозвучало. И если до вечера 27 ноября турецкие издания изо всех сил рекламировали ожидаемый контакт двух лидеров, объясняя это намерением Ирана и Турции объединить усилия в борьбе против Израиля, то на следующий день в эфире была откровенная тишина. И так длится до сих пор, хотя прошло уже больше недели.

В Москве у Путина с Раиси широкое раздолье тем и перспектив

А потом вдруг стало известно, что вместо Стамбула иранский лидер полетит в Москву, встречаться с президентом России Путиным. И обговаривать там будет гораздо более серьезные вопросы. Например, касательно противостояния Западу в регионе, объединяющем Россию и Иран, у которых нет совместных сухопутных границ. К встрече, кстати, весьма серьезно уже подготовились руководители внешнеполитических ведомств обеих стран – Лавров и Абдоллахиан.
Уже подписана декларация о противодействии односторонним санкциям – проблема, задевающая в одинаковой степени интересы как Москвы, так и Тегерана. Однако западные санкции, с которыми борются – и весьма успешно – как российская, так и иранская экономика – это отнюдь не все, что будут обсуждать в Москве лидеры стран, соседствующих с Южным Кавказом.
Будут ли они согласовывать и "шлифовать" соглашение о создании зоны свободной торговли, которое планируется подписать на полях Высшего Евразийского экономического совета в конце декабря? Вполне вероятно, однако только этим вряд ли ограничится контакт между президентами, который пройдет, как было официально заявлено, в формате делового обеда.
А ведь есть еще и двухсторонняя повестка. И в Москве, и в Тегеране идет большая работа по подготовке ряда договоров о стратегическом сотрудничестве. Причем речь идет уже не о торговой или же логистической составляющей сотрудничества, а как раз о военно-технической и военно-политической сферах. Но и это, кажется, еще не вся повестка ожидаемой встречи в Москве.

Есть у Москвы и Тегерана и единая цель – не отдать Южный Кавказ "чужакам"

Во всяком случае нельзя не увидеть резкую активизацию иранской дипломатии на подмостках южно-кавказского региона. В этой повестке как-то очень быстро появилась проблема вторжения "внерегионального" элемента – объединенного Запада. Этот фактор всегда сильно волновал иранскую дипломатию. Ну а сейчас, в связи с событиями на том же Ближнем Востоке, когда ожидается расползание израильско-палестинского конфликта не только на весь ближневосточный регион, но и за его пределы, вопрос перед Тегераном стоит тем более остро.
Саммит БРИКС в ЮАР - Sputnik Армения, 1920, 24.08.2023
Членство в БРИКС – "вишенка на торте" активности Ирана на внешнеполитической арене
Ведь северные ворота Ирака – территория Азербайджана – весьма соблазнительны для соперника – Израиля – который уже пробовал прощупать определенные тактические узлы и удобные позиции для будущего давления на Иран. И сейчас, на фоне событий в Газе, это будущее вполне может наступить.
У России в этом плане есть, конечно, несколько иные геополитические приоритеты. Во всяком случае Израиль ей не враг. И развязку ближневосточного конфликта Москва видит не в уничтожении Тель-Авива, а четко за столом переговоров. Но вторжение "чужаков" в регион, традиционно являющимся зоной влияния русской дипломатии, не может не беспокоить и Кремль.
Ведь не для того же начиналась почти два года назад СВО на Украине, чтобы, увлекшись этим, российская дипломатия недоглядела, как на Южном Кавказе вольготно расположилась натовская Турция. Так что тем для разговоров у президентов России и Ирана Путина и Раиси во время делового обеда будет достаточно для того, чтобы еще успеть и поужинать в конце.
Лента новостей
0