От знаний к практике: преподаватели вузов из стран СНГ обсудили финансовую грамотность
17:41 07.12.2023 (обновлено: 18:27 07.12.2023)
© Photo : моифинансы.рф.Фотография из шорт-лист конкурса "ФинЗОЖ Эксперт-2023"
© Photo : моифинансы.рф.
Подписаться
Новости компаний
Преподаватели российских вузов и Ереванского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова обменялись опытом повышения финансовой грамотности студентов
Преподаватели вузов из Армении, России и других стран СНГ поделились опытом повышения финансовой грамотности студентов на вебинаре, организованном Дирекцией финансовой грамотности Научно-исследовательского института Минфина России (НИФИ). Вебинар "Использование различных форматов образовательных и просветительских материалов при обучении студентов финансовой грамотности" стал частью программы обмена опытом между странами СНГ, которую осуществляет НИФИ. В мероприятии приняли участие представители вузов и педагогического сообщества Армении, Белоруссии, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, а также сотрудники органов управления образованием и организаций, ответственных за реализацию программ финансовой грамотности этих стран. Мероприятие прошло в онлайн-формате.
Одним из наиболее ярких примеров, как можно разнообразить процесс обучения и сделать занятия по финансовой грамотности практичными и увлекательными для студентов с помощью игровых технологий, стало выступление преподавателя Ереванского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Людмилы Адамян. Преподаватель предлагает студентам применить теорию в их собственной финансовой практике. Например, в рамках темы "финансовое моделирование" студенты строят личную финансовую модель, которая поможет понять, удастся ли с учетом текущих доходов и расходов накопить на новый смартфон или другую финансовую мечту.
"Если сервисов, которые ретроспективно учитывают наши расходы, очень много, то с планированием бюджета дела обстоят сложнее, а хороших приложений с этим функционалом практически нет, – отметила Людмила Адамян. – Студенты с большим удовольствием строят эти модели, потому что через расчеты они понимают, каких реальных финансовых целей могут достичь".
Возможность сразу применить знания на практике – важный фактор построения эффективных образовательных программ для молодежи в ситуации, когда они и так перегружены информационно. Поэтому просветительские мероприятия по финансовой грамотности, в которых используются игровые технологии, традиционно пользуются большой популярностью. К примеру, студенты и школьники стран СНГ, в том числе из Армении, регулярно участвуют в Международной олимпиаде по финансовой безопасности, которую ежегодно проводит Росфинмониторинг совместно с Минфином России. В этом году она прошла уже в третий раз. Организаторы отмечают, что количество участников неуклонно растет.
Чтобы повысить эффективность финансового просвещения на государственном уровне, странам СНГ важно обмениваться передовым опытом и развивать сотрудничество, считает заместитель директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации Елена Сивоконь.
"Необходимость продолжать совместную работу доказывает схожесть вызовов, с которыми сталкиваются граждане стран СНГ. Это большой спектр проблем – от стремительной цифровизации финансовых услуг и участившихся случаев финансового мошенничества до недостаточного финансового планирования и вопросов ответственного кредитования", – подчеркнула она.
Кроме того, последние исследования показывают, что в условиях переизбытка информации о финансах у граждан появляется запрос на верифицированные государственные образовательные ресурсы.
Например, в России такой единой витриной проектов и мероприятий по финансовой грамотности стал портал "Мои финансы". Здесь собрана методическая база с актуальными образовательными и просветительскими материалами: учебниками, сценариями уроков, игр, квестов. Для граждан представлены материалы по конкретным жизненным ситуациям, которые подобраны в соответствии с самыми распространенными запросами в сети. Есть специальные разделы для представителей региональных органов власти и профессионалов финансового просвещения.
За более чем десятилетие системной работы в области повышения финансовой грамотности Россия накопила большой опыт и готова делиться им с зарубежными партнерами. Наиболее качественные изменения за это время произошли в системе образования. Совместными усилиями федеральных и региональных ведомств удалось интегрировать финансовую грамотность в образовательный процесс школ, образовательных учреждений СПО и вузов. По сути, получилось создать условия для непрерывного финансового обучения.
Практически во всех регионах России сегодня реализуются собственные программы по повышению финансовой грамотности. В 65 регионах есть тематические цифровые ресурсы, а в 55 регионах работу ведут региональные центры финансовой грамотности.
При ведущих российских вузах (МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, Финансовом университете, РЭУ им. Г.В. Плеханова) созданы федеральные методические центры повышения финансовой грамотности населения, которые занимаются повышением квалификации педагогов, административно-управленческого персонала образовательных организаций и консультантов-методистов финансового просвещения. За все время более 130 тысяч педагогов школ, СПО, преподавателей вузов прошли обучение в этих центрах.
Повышая квалификацию, преподаватели разрабатывают собственные методики повышения финансовой грамотности с учетом специфики региона и целевой аудитории. Последний аспект особенно важен. Один и тот же образовательный продукт не будет одинаково эффективен и для детей, и для взрослых.
Поэтому эксперты создают отдельные продукты для каждой возрастной группы: настольные игры и мультфильмы для детей, видеоподкасты – для молодежи и студентов, просветительские материалы – для людей пенсионного возраста, продвинутые курсы и пособия – для экономически активного населения.
Как результат, по данным Минфина России, с 2017 года доля граждан, располагающих запасом средств для непредвиденных жизненных ситуаций, выросла с 37% до 47%. Также увеличилось количество россиян, осведомленных об организациях, которые защищают права потребителей финансовых услуг, – с 38% до 51%. Доля граждан со средним и высоким уровнем финансовой грамотности также показывает положительную динамику – рост с 56% до 72%.
В конце октября 2023 года в России была утверждена новая Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. Главная задача – системный переход от финансовой грамотности к финансовой культуре. То есть важно не просто давать необходимые знания и развивать навыки, а позитивно влиять на реальное финансовое поведение россиян.
Одним из приоритетных направлений для России также становится вовлечение населения в участие в бюджетном процессе через программы инициативного бюджетирования. По мнению представителей Минфина, граждане должны понимать, как возможно повлиять на распределение средств в своем регионе, продвинуть значимые для местных жителей проекты и инициативы, проявить гражданскую позицию и изменить жизнь вокруг к себя к лучшему. Наработки в этой области помогают повышать доверие граждан к финансовой системе своей страны и государству в целом. Возможно, страны СНГ также сочтут необходимым использовать тему инициативного бюджетирования в просветительских проектах по финансовой грамотности.
Материал опубликован на коммерческой основе.