Оставили все самое важное – истории карабахских постояльцев дома престарелых в Армении
20:08 09.12.2023 (обновлено: 20:36 09.12.2023)
© Sputnik / Aram NersesyanВынужденная переселенка из Нагорного Карабаха Эмма Саркисян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Подписаться
Свыше 80 вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха находятся в домах для престарелых в Армении. Большинство из них одиноки.
В Ереванском доме-интернате после 28 сентября атмосфера изменилась. В коридорах здания появилось много достаточно пожилых людей, которые говорят на карабахском диалекте и отчитывают жалующихся на здоровье ровесников. Сотрудникам интерната они детально пересказывают историю своей жизни, бесконечно вспоминают прошлые войны, и боль потерь. Это вынужденные переселенцы из Нагорного Карабаха. Их тут свыше сорока, часть планирует временно остаться в интернате, пока дети окончательно не обоснуются в Армении, но есть среди них и одинокие, кто считает интернат последним пристанищем.
© Sputnik / Aram NersesyanПостояльцы дома интерната для N1 в Ереване
Постояльцы дома интерната для N1 в Ереване
© Sputnik / Aram Nersesyan
Оставила всю жизнь, даже свое надгробие
У Эммы Саркисян (73 года) 4 детей, 10 внуков и свыше 20 правнуков. Она находится в доме-интернате временно и попала сюда после перехода Нагорного Карабаха под Азербайджанский контроль. Все имущество женщины – двухэтажный дом с большим садом и всем необходимым остался в Степанакерте, а ее дети и внуки разбросаны по всей Армении.
© Sputnik / Aram NersesyanВынужденная переселенка из Нагорного Карабаха Эмма Саркисян
Вынужденная переселенка из Нагорного Карабаха Эмма Саркисян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Почти на все выходные и абсолютно на все праздники дети собирались в моем доме. Мы устраивали долгие и веселые посиделки, а теперь наша большая семья разделена и вряд ли сможет в скором времени собраться", - отметила женщина.
Если бы была возможность вернуться в Нагорный Карабах, то она бы в первую очередь пошла бы домой, чтобы испытать былую радость, а после на кладбище, где захоронены ее родители и любимый супруг. Женщина рассказала, что вместе с супругом прожила очень трудную жизнь, но несмотря на невзгоды, вырастили четверых детей и построили дом. Она признается, что всегда была счастливой – супруг ее очень любил и берег. Бабушка Эмма была рядом с ним до последнего вздоха в 2017 году.
"Я установила надгробные памятники ему и мне. Даже портрет свой на камне набила, чтобы не обременять детей после смерти. Вся моя жизнь осталась там, детство, молодость и старость. Даже могила рядом с любимым на родной земле, в которой меня уже не похоронят", - говорит она.
© Sputnik / Aram NersesyanПостояльцы дома интерната для N1 в Ереване
Постояльцы дома интерната для N1 в Ереване
© Sputnik / Aram Nersesyan
Бабушку Эмму блокада и неожиданно начатая война не напугали, но сообщение сына о необходимости отъезда из Нагорного Карабаха привело ее в замешательство. Женщина впопыхах заперла дверь и уехала, не забрав ничего – даже одежду. Но она продолжает бережно хранить ключ от дома.
Вновь встретил и потерял любовь всей жизни
Юра Багеян (79 лет) всю жизнь прожил в Гадруте. После 44-дневной войны в 2020 году он решил поселиться в доме престарелых Степанакерта. Ему было некуда идти – он никогда не был женат и детей у него нет, а родственников обременять он не хотел. Там он прожил до 18 сентября, когда боевые действия возобновились. Дедушка был ранен прямо в доме престарелых, при первом же обстреле города. В здание попал снаряд, и его ранило осколком в ногу, ему с трудом удалось добраться до подвала, где уже ждали остальные постояльцы дома. Он признался, что во время обстрела и в подвале, где его перевязывали, сожалел лишь об одном, что в молодости так и не женился. Он был помолвлен, но узнал о своем тяжелом диагнозе и решил расстаться с невестой. Не хотел, чтобы она мучилась с ним всю жизнь. Решение далось ему сложно. Он говорит, что любил ее всю жизнь и вспоминал о ней почти каждый день.
© Sputnik / Aram NersesyanВынужденный переселенец из Нагорного Карабаха Юра Багеян
Вынужденный переселенец из Нагорного Карабаха Юра Багеян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Но судьба свела нас снова. Перед отъездом я встретил ее в поликлинике. Мы обнялись и долго плакали. Я рассказал, почему оставил ее, а она, что всегда любила меня. Но я снова сглупил, был в таком замешательстве, что не взял ее номера, а теперь сижу и гадаю, где моя Джуля", - сказал дедушка.
Мужчина рассказывает, что в день отъезда Степанакерт показался ему невероятно хмурым и грустным. Он долго смотрел и не мог поверить, что уезжает оттуда навсегда. Такое же чувство у него было в 2020 году, когда он уезжал из Гадрута, оглянулся, а за спиной был отчий дом и кладбище, где покоятся его родители.
© Sputnik / Aram NersesyanПостояльцы дома интерната для N1 в Ереване
Постояльцы дома интерната для N1 в Ереване
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Я смотрел и слезы наворачивались на глаза. Я так хочу обратно в наш, именно наш Карабах. Пусть дом будет разрушен, все вокруг сгоревшее, я буду в подвале жить и наслаждаться теплом своей земли".
Юбилей испортила очередная война
Айкануш Барсегян (90 лет) 18 сентября должна была отпраздновать 90-летие. Сотрудники степанакертского дома престарелых завернули ее любимую долму и приготовили в скромных блокадных условиях несколько других блюд. Но отпраздновать не удалось, поскольку началась война, а жители дома престарелых, после попавшего в него снаряда, были вынуждены спуститься в подвал. Женщина не помнит точную дату отъезда из Нагорного Карабаха, но запомнила лица уезжающих людей и бесконечную колонну машин.
© Sputnik / Aram NersesyanВынужденная переселенка из Нагорного Карабаха Айкануш Барсегян
Вынужденная переселенка из Нагорного Карабаха Айкануш Барсегян
© Sputnik / Aram Nersesyan
"Мы попросили водителя ехать помедленнее, чтобы мы в последний раз смогли насладиться Арцахом. У меня душа болит, там осталось самое важное – дом, где я родилась, могилы родителей и детей”, - сказала бабушка Айкануш.
Она рассказала, что в молодости уехала из отчего дома и трудоустроилась на шелкомотальной фабрике Гадрута. Там проработала восемь лет, которые считает самыми счастливыми в своей жизни, а после вышла замуж, но через 3 года овдовела. У нее на руках осталось двое детей – дочь и сын, которого она потеряла в первую карабахскую войну. А ее дочь заболела, и бабушка ухаживала за ней долгие годы. В 2016 году скончалась и дочь, и тогда бабушка Айкануш решила поселиться в доме для престарелых.
© Sputnik / Aram NersesyanПостояльцы дома интерната для N1 в Ереване
Постояльцы дома интерната для N1 в Ереване
© Sputnik / Aram Nersesyan
"После смерти я должна была лежать рядом с семьей – супругом, сыном и дочкой, но не суждено воссоединиться. Они хоть рядом друг с другом. А я осталась одна. Больно очень", - сказала она.
По словам женщины, ее внуки (дети сына) живут в России, готовы ее забрать, но она отказывается, поскольку хочет умереть на родной земле.
Отметим, что по данным Минсоцтруда свыше 80 вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха находятся в домах для престарелых в Армении. Причем 50 из них - одиноки.