Новый прибор армянских инженеров определяет риск выхода машин из-под управления
08:56 26.12.2023 (обновлено: 10:06 26.12.2023)
© Sputnik / Aram GareginyanИзмеритель сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием, созданный в Национальном Университете архитектуры и строительства Армении
© Sputnik / Aram Gareginyan
Подписаться
Прибор измеряет сцепление колес машин с дорожным покрытием (по словам авторов, точнее зарубежных аналогов). Сейчас такие измерения в Армении не проводятся, что повышает риски ДТП.
ЕРЕВАН, 26 дек – Sputnik. Преподаватели Национального Университета архитектуры и строительства Армении создали прибор, замеряющий коэффициент сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием.
По ГОСТу, на этот параметр должна проверяться любая дорога при проектировке и строительстве (ремонте), так как от этого зависит безопасность движения. К сожалению, в Армении такие замеры проводятся не всегда, сказал Sputnik Армения декан факультета городского хозяйства и экологии вуза Валерик Арутюнян.
"Это не единственная, но одна из причин нашей печально высокой статистики ДТП. Кстати, сцепление может ухудшиться не только от льда, но и от трещин в асфальте или от пыли - не забывайте, что в нашей стране ландшафт пыльный. Если на дороге есть пыль или песок, то даже от слабого дождя они могут стать скользкими. К сожалению, многим из нас приходилось слышать, а кому-то и видеть на дорогах печальные последствия этого", - отметил Арутюнян.
Поэтому контролировать проходимость дороги (в том числе коэффициент сцепления) нужно не только при строительстве или ремонте, но и при текущей эксплуатации дороги. Кроме того, в случае ДТП такая проверка позволит выяснить его причины, добавил он.
Как отметил преподаватель университета, соавтор изобретения Каро Мосикян, новый прибор не только дешевле зарубежных аналогов, но и точнее. Зарубежные производят удар по тормозной колодке (чем слабее реагирует колодка, тем меньше сцепление). Такой замер дает точность на 80%. В основе армянского прибора лежит пьезометрический датчик (который преобразует удар или давление в электроэнергию). Чем больше давление от сцепления шин и дороги (то есть, чем лучше дорожное покрытие), тем выше разряд. Степень погрешности у такого прибора составляет менее 0,5%.
© Sputnik / Aram GareginyanПреподаватели Национального Университета архитектуры и строительства Армении Валерик Арутюнян и Каро Мосикян
Преподаватели Национального Университета архитектуры и строительства Армении Валерик Арутюнян и Каро Мосикян
© Sputnik / Aram Gareginyan
Коэффициент сцепления 1 (на практике не существующий) означает, что колеса машины идеально "гармонируют" с дорогой, коэффициент 0 – что покрышки не могут "зацепиться" за дорогу, и машина движется бесконтрольно (например, когда на трассе сплошной гололед).
Мониторинг дорог можно проводить на автомобиле по ходу движения (для замеров не нужно постоянно останавливаться). Измерения можно осуществлять и вдоль дороги, и поперек (при смене полосы или на поворотах). Такой мониторинг ученые уже несколько раз проводили на трассе M1 (Ереван-Гюмри) и M4 (Ереван-Севан-Иджеван). О конструировании прибора и его действии подготовлена для печати статья в одном из зарубежных журналов сети Scopus (которая объединяет самые влиятельные научные издания).
В целях широкого практического применения прибор уже прошел проверку на точность в Национальном органе по стандартизации и метрологии и получил сертификат. Сейчас с Министерством территориального управления и инфраструктур ведутся обсуждения о его применении. Как было отмечено, он может понадобиться и компаниям по дорожному строительству и ремонту, и специалистам, контролирующим их работу, и, возможно, правоохранителям (для расследования причин ДТП).
"При поддержке министерства мы в ближайшее время хотим создать научно-исследовательский центр, который будет заниматься всеми вопросами безопасности дорожного движения", - заявил Арутюнян.
По поручению ректора университета Егиазара Варданяна, к дальнейшим испытаниям прибора на практике планируется подключить и студентов.