https://am.sputniknews.ru/20240109/zlodey-ili-geniy-kakim-zapomnili-paradzhanova-sovremenniki-70921678.html
Злодей или гений: каким запомнили Параджанова современники
Злодей или гений: каким запомнили Параджанова современники
Sputnik Армения
Художник, никогда не умевший "жить как все"… К 100-летию Сергея Параджанова Sputnik Армения представляет воспоминания современников гениального режиссера и... 09.01.2024, Sputnik Армения
2024-01-09T19:05+0400
2024-01-09T19:05+0400
2024-01-09T20:52+0400
сергей параджанов
искусство
юбилей
ереван
тбилиси
киев
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/602/07/6020737_0:208:1000:771_1920x0_80_0_0_e1ae95033f2ee064eb10c5768fa86647.jpg
Сергей Параджанов (Саргис Параджанян) родился 9 января 1924 года в Тифлисе в армянской семье антиквара Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой. "Параджанов материализовал дух" – такой лаконичной, но очень емкой фразой охарактеризовал кинорежиссера Юрий Норштейн. А составить более детальное представление о его яркой индивидуальности и противоречивом характере помогут воспоминания современников."Игра в людей": воспоминания украинского театрального художника Екатерины РапайОн вообще играл в людей, окружавших его, как играют в куклы. Все мы были персонажами на его сцене. Все становилось предметом нескончаемого творческого акта – вчерашний поход на базар, завтрашний прием, чья-то шляпка или старинная безделушка. Дом был красив. Все предметы были скомпонованы, как его коллажи. Каждая вещь была отобрана, как необходимый и точнейший предмет реквизита…Новому гостю традиционно представлялась "походная кровать Наполеона", складная металлическая кроватка в стиле ампир, – других спальных мест не было. Сидели за дубовым столом на тяжелых церковных лавках с высокими прямыми спинками. Кругом были гуцульские иконы, деревянные ангелы Растрелли, старинные шлемы с павлиньими перьями, бесконечные штучки и множество параджановских работ – коллажей, живописи, графики. В экспедициях он рисовал пучками травы и цветов, сорванными по дороге. Были керамические рельефы на евангельские сюжеты. Были старинные куклы, которым он сам шил платья. Никто не понимал, когда он успевал работать. Однако я видела, как он мог, почти не глядя, создавать какой-то коллаж, выпивая и беседуя с гостем. Тут же придумывал какой-то эпизод для сценария и разыгрывал его, используя тебя как массовку.Несколько раз я заставала его одного. В эти счастливые часы он бывал тише, чем обычно, добрее и глубже.Я приходила показать мои новые работы. Он относился к ним с трепетом и заботой. То, как он их смотрел, было удивительно, вызывало радость и смущение. Он расставлял их всюду, смотрел, перебегая от одной к другой, прикрывая ладонью рот, говорил восхищенные слова, давал какие-то поразительные советы. Он был так серьезен и увлечен, что я страшно терялась и была счастлива, как больше никогда в жизни.Так однажды я пришла к нему ранним вечером. Малиновое солнце уходило за края крыш. Он сидел на балконе в куртке, накинутой на голый волосатый торс, бил молотком старинные блюдца в розочку, колол осколки щипчиками, как сахар, складывал из них нечто прекрасное. Был тих, немногословен, сосредоточен. Такая была домашняя, отеческая беседа. Вечерело, и никак не могло стемнеть.В другой раз я застала его в состоянии "фуриозо". Он метался по дому, швыряя предметы, выкрикивая какие-то бредовые фразы: "…Всё! Я больше не снимаю кино! Я бездарен! Хватит! Никогда!" Глаза его метали молнии или брызги слёз – я была в ужасе и спросила: "Дядя Сережа, что с вами, почему?" Он стал кричать: "Я посмотрел "Конформиста"! Ты видела "Конформиста"? Это гениально! Я не могу после этого снимать! Я говно! Я ничто!" Перечить было невозможно. Он набросил пальто и куда-то умчался.Фильм нелегко было найти в прокате. Он был сильно порезан, но в общем при всех своих достоинствах никак не отменял Параджанова. Просто это было другое кино. Что он там увидел убийственного для себя – остается для меня загадкой.Или он мог рассказать чью-то картину с таким восхищением, в таких подробностях, сыграть сцены так, что казалось – я не переживу, если не увижу этот шедевр. Смотрела, недоумевала: откуда он выкопал то великое, что рассказал.Чуть было не посадил родного племянника за "попытку убийства": из интервью Георгия Параджанова о "Сереже"Можно сказать, что я находился рядом с дядей всю свою жизнь, с рождения, хотя было время, когда Сережа (так Георгий называет Параджанова – ред.) жил в Киеве, сидел в тюрьме... А последние 12 лет его жизни, с 1978 по 1990 год, мы уже провели вместе, в одном доме… Для кого-то общение с Сережей представлялось невероятным праздником, для меня же это был быт — мы ругались, ссорились... А в 1978 году он меня чуть не посадил в тюрьму. Правда, я не сидел, однако судимость за попытку убийства дяди у меня имеется. В один прекрасный день он в полном смысле слова довел меня до сумасшествия! Настолько, что я схватил топор и пошел на него, а он побежал в милицию и написал заявление. Потом мы помирились…Сережа был величайшим имиджмейкером! Такие люди, как он, начинают войны, делают революции. Он и совершил революцию в кино, в жанре коллажа. Ни у одного режиссера мира нет подобного Дома-музея, как у Параджанова в Ереване. Сережа отлично понимал, кто он есть! Он нередко говорил в запале, кричал: "Вы будете кассиршами в моем музее!" Хотя музея еще в помине не было. А он уже предсказывал: "Будешь сидеть там и воровать деньги! Было 200 посетителей, а ты скажешь — 120!.."Из беседы Тонино Гуэрры с Эдуардом Шеварднадзе после второго заключения Параджанова под арестСержик – по сути единственный режиссер в мире, кому удалось передать на экране непрозрачный, мерцающий воздух сказки-мечты. Из любого пейзажа он делал натюрморты, киноживопись. Все его персонажи выглядят преувеличенно (глаза, усы, брови), словно герои Чаплина 20-х годов. Но это не протест против дней сегодняшних или всей нашей жизни. Это мощная воля Параджанова, заставляющего людей переселиться в иной мир, присущий только ему самом). Мир, переполненный легендами и народными фантазиями.Любил не только день рождения: биограф Юрий Мечитов и друг Нодар Вашакидзе поделились со Sputnik Армения своими воспоминаниями о ПараджановеМечитов: "Он любил каждый день своей жизни, саму жизнь. Он любил все красивое, замечательное и вообще был человек другого мира. Такие сегодня не рождаются. Он мог искусно объединять красоту и свободу.Однажды он сказал мне: "Снимай меня, и ты далеко пойдешь". Так и получилось...Его необходимо было понимать и принимать: люди либо оставались с ним, либо уходили. Режиссер мог легко обидеть любого, обозвать, как угодно".Вашакидзе: "Как-то Параджанов решил подарить мне старинный буфет. Я долго за ним не приезжал. Он в итоге разозлился и поставил мне ультиматум "შე დებილო ("ты, дурак") буфеты на улице не валяются-о!" Пригрозил отдать Эльдару Шенгелая (режиссер - ред), если не заберу. Он очень любил дарить подарки, даже в день своего рождения.Однажды Параджанов сказал, что я чересчур добрый и положительный, и посоветовал жестче относиться ко многому".Параджанов, родившийся в Тбилиси и проживший в Киеве, захоронен в Ереване. Его прах покоится в Пантеоне имени Комитаса, рядом с могилами актера Фрунзика (Мгера) Мкртчяна и поэта Амо Сагияна.
тбилиси
киев
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Лилит Арутюнян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/571/40/5714017_266:0:1334:1068_100x100_80_0_0_a1465eaabaa7263ce5e52223ed2d2950.jpg
Лилит Арутюнян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/571/40/5714017_266:0:1334:1068_100x100_80_0_0_a1465eaabaa7263ce5e52223ed2d2950.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/602/07/6020737_0:115:1000:865_1920x0_80_0_0_41944c13878a3fb44a0a939b503dbbe6.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Лилит Арутюнян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/571/40/5714017_266:0:1334:1068_100x100_80_0_0_a1465eaabaa7263ce5e52223ed2d2950.jpg
сергей параджанов цвет граната тени забытых предков екатерина рапай тонино гуэрра георгий параджанов тбилиси
сергей параджанов цвет граната тени забытых предков екатерина рапай тонино гуэрра георгий параджанов тбилиси
Злодей или гений: каким запомнили Параджанова современники
19:05 09.01.2024 (обновлено: 20:52 09.01.2024) Художник, никогда не умевший "жить как все"… К 100-летию Сергея Параджанова Sputnik Армения представляет воспоминания современников гениального режиссера и мистификатора о нем.
Сергей Параджанов (Саргис Параджанян) родился 9 января 1924 года в Тифлисе в армянской семье антиквара Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой. "Параджанов материализовал дух" – такой лаконичной, но очень емкой фразой охарактеризовал кинорежиссера Юрий Норштейн. А составить более детальное представление о его яркой индивидуальности и противоречивом характере помогут воспоминания современников.
"Игра в людей": воспоминания украинского театрального художника Екатерины Рапай
Он вообще играл в людей, окружавших его, как играют в куклы. Все мы были персонажами на его сцене. Все становилось предметом нескончаемого творческого акта – вчерашний поход на базар, завтрашний прием, чья-то шляпка или старинная безделушка. Дом был красив. Все предметы были скомпонованы, как его коллажи. Каждая вещь была отобрана, как необходимый и точнейший предмет реквизита…
Новому гостю традиционно представлялась "походная кровать Наполеона", складная металлическая кроватка в стиле ампир, – других спальных мест не было. Сидели за дубовым столом на тяжелых церковных лавках с высокими прямыми спинками. Кругом были гуцульские иконы, деревянные ангелы Растрелли, старинные шлемы с павлиньими перьями, бесконечные штучки и множество параджановских работ – коллажей, живописи, графики. В экспедициях он рисовал пучками травы и цветов, сорванными по дороге. Были керамические рельефы на евангельские сюжеты. Были старинные куклы, которым он сам шил платья. Никто не понимал, когда он успевал работать. Однако я видела, как он мог, почти не глядя, создавать какой-то коллаж, выпивая и беседуя с гостем. Тут же придумывал какой-то эпизод для сценария и разыгрывал его, используя тебя как массовку.
Несколько раз я заставала его одного. В эти счастливые часы он бывал тише, чем обычно, добрее и глубже.
Я приходила показать мои новые работы. Он относился к ним с трепетом и заботой. То, как он их смотрел, было удивительно, вызывало радость и смущение. Он расставлял их всюду, смотрел, перебегая от одной к другой, прикрывая ладонью рот, говорил восхищенные слова, давал какие-то поразительные советы. Он был так серьезен и увлечен, что я страшно терялась и была счастлива, как больше никогда в жизни.
Так однажды я пришла к нему ранним вечером. Малиновое солнце уходило за края крыш. Он сидел на балконе в куртке, накинутой на голый волосатый торс, бил молотком старинные блюдца в розочку, колол осколки щипчиками, как сахар, складывал из них нечто прекрасное. Был тих, немногословен, сосредоточен. Такая была домашняя, отеческая беседа. Вечерело, и никак не могло стемнеть.
В другой раз я застала его в состоянии "фуриозо". Он метался по дому, швыряя предметы, выкрикивая какие-то бредовые фразы: "…Всё! Я больше не снимаю кино! Я бездарен! Хватит! Никогда!" Глаза его метали молнии или брызги слёз – я была в ужасе и спросила: "Дядя Сережа, что с вами, почему?" Он стал кричать: "Я посмотрел "Конформиста"! Ты видела "Конформиста"? Это гениально! Я не могу после этого снимать! Я говно! Я ничто!" Перечить было невозможно. Он набросил пальто и куда-то умчался.
Фильм нелегко было найти в прокате. Он был сильно порезан, но в общем при всех своих достоинствах никак не отменял Параджанова. Просто это было другое кино. Что он там увидел убийственного для себя – остается для меня загадкой.
Или он мог рассказать чью-то картину с таким восхищением, в таких подробностях, сыграть сцены так, что казалось – я не переживу, если не увижу этот шедевр. Смотрела, недоумевала: откуда он выкопал то великое, что рассказал.
Чуть было не посадил родного племянника за "попытку убийства": из интервью Георгия Параджанова о "Сереже"
Можно сказать, что я находился рядом с дядей всю свою жизнь, с рождения, хотя было время, когда Сережа (так Георгий называет Параджанова – ред.) жил в Киеве, сидел в тюрьме... А последние 12 лет его жизни, с 1978 по 1990 год, мы уже провели вместе, в одном доме… Для кого-то общение с Сережей представлялось невероятным праздником, для меня же это был быт — мы ругались, ссорились... А в 1978 году он меня чуть не посадил в тюрьму. Правда, я не сидел, однако судимость за попытку убийства дяди у меня имеется. В один прекрасный день он в полном смысле слова довел меня до сумасшествия! Настолько, что я схватил топор и пошел на него, а он побежал в милицию и написал заявление. Потом мы помирились…
Сережа был величайшим имиджмейкером! Такие люди, как он, начинают войны, делают революции. Он и совершил революцию в кино, в жанре коллажа. Ни у одного режиссера мира нет подобного Дома-музея, как у Параджанова в Ереване. Сережа отлично понимал, кто он есть! Он нередко говорил в запале, кричал: "Вы будете кассиршами в моем музее!" Хотя музея еще в помине не было. А он уже предсказывал: "Будешь сидеть там и воровать деньги! Было 200 посетителей, а ты скажешь — 120!.."
Из беседы Тонино Гуэрры с Эдуардом Шеварднадзе после второго заключения Параджанова под арест
Сержик – по сути единственный режиссер в мире, кому удалось передать на экране непрозрачный, мерцающий воздух сказки-мечты. Из любого пейзажа он делал натюрморты, киноживопись. Все его персонажи выглядят преувеличенно (глаза, усы, брови), словно герои Чаплина 20-х годов. Но это не протест против дней сегодняшних или всей нашей жизни. Это мощная воля Параджанова, заставляющего людей переселиться в иной мир, присущий только ему самом). Мир, переполненный легендами и народными фантазиями.
Любил не только день рождения: биограф Юрий Мечитов и друг Нодар Вашакидзе поделились со Sputnik Армения своими воспоминаниями о Параджанове
Мечитов: "Он любил каждый день своей жизни, саму жизнь. Он любил все красивое, замечательное и вообще был человек другого мира. Такие сегодня не рождаются. Он мог искусно объединять красоту и свободу.
Однажды он сказал мне: "Снимай меня, и ты далеко пойдешь". Так и получилось...
Его необходимо было понимать и принимать: люди либо оставались с ним, либо уходили. Режиссер мог легко обидеть любого, обозвать, как угодно".
Вашакидзе: "Как-то Параджанов решил подарить мне старинный буфет. Я долго за ним не приезжал. Он в итоге разозлился и поставил мне ультиматум "შე დებილო ("ты, дурак") буфеты на улице не валяются-о!" Пригрозил отдать Эльдару Шенгелая (режиссер - ред), если не заберу. Он очень любил дарить подарки, даже в день своего рождения.
Однажды Параджанов сказал, что я чересчур добрый и положительный, и посоветовал жестче относиться ко многому".
Параджанов, родившийся в Тбилиси и проживший в Киеве, захоронен в Ереване. Его прах покоится в Пантеоне имени Комитаса, рядом с могилами актера Фрунзика (Мгера) Мкртчяна и поэта Амо Сагияна.