Попытка унизить Армению: Зурабян о том, к чему может привести план Пашиняна по Конституции
© Photo / official site of the Prime minister of RAОнлайн пресс-конференция премьер-министра Никола Пашиняна (16 мая 2020). Еревaн
© Photo / official site of the Prime minister of RA
Подписаться
Никаких правовых проблем преамбула действующей Конституции Армении вызвать не может, и этому есть обоснование, отметил политик.
ЕРЕВАН, 27 янв — Sputnik. Власти Армении идут на поводу у Азербайджана в вопросе принятия новой Конституции. Об этом соратник первого президента республики Левона Тер-Петросяна, зампред партии "Армянский национальный конгресс" Левон Зурабян заявил в беседе со Sputnik Армения.
© Sputnik / Асатур Есаянц Левон Зурабян
Левон Зурабян
© Sputnik / Асатур Есаянц
Ранее премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армении нужна новая Конституция. При этом он, как и прежде, убежден, что наиболее оптимальной для Армении является парламентская система правления. Однако в СМИ появилась информация, что власти Армении решили изменить Конституцию, поскольку в ней упоминается Декларация о независимости, где есть ссылка на постановление о воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха.
В частности, в преамбуле Основного закона страны говорится:
"Армянский народ, основываясь на фундаментальных принципах армянской государственности и общенациональных целях, закрепленных в Декларации о независимости Армении, осуществивший священный завет своих свободолюбивых предков о восстановлении суверенного государства, преданный делу укрепления могущества и процветания Родины, во имя обеспечения свободы поколений, общего благосостояния, гражданского согласия, подтверждая свою верность общечеловеческим ценностям, принимает Конституцию Республики Армения".
А сама Декларация о независимости основывается на "совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года "О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха"…"
В ходе пресс-конференции 23 января глава МИД Армении Арарат Мирзоян заявил, что считает преувеличением разговоры о том, что конституционные реформы в стране проводятся ради нормализации армяно-азербайджанских отношений.
Как отметил Зурабян, в 1991 г. армянский народ на основе абсолютного консенсуса принял конституционные законы, предусматривавшие полупрезидентскую форму правления. Неизменность формы правления предполагает неизменность правил политической игры, а это одна из основ демократии.
В 2015 г. третий президент Серж Саргсян, по его словам, изменил форму правления на парламентскую, "подтасовав итоги референдума".
"Таким образом, если и есть необходимость конституционной реформы, то она должна заключаться в возвращении к единственно легитимной, полупрезидентской форме правления", – сказал соратник первого президента Армении, отметив, что это, в первую очередь, необходимо для противостояния региональным вызовам.
Сам Пашинян после прихода к власти дважды инициировал процесс конституционных реформ (без четкого обозначения причин), однако оба раза его ждал провал. Усилия Пашиняна в этом направлении, с точки зрения Зурабяна, были непоследовательными, импульсивными и "неряшливыми".
Сейчас наступил третий этап – на этот раз речь идет о новой Конституции. Пока власти не представили четкого обоснования плана, поэтому можно лишь догадываться об их истинной цели.
Зурабян считает важным обратить внимание на заявление главы МИД Армении Арарата Мирзояна, который, по сути, не опроверг мнение о том, что вопрос принятия новой Конституции связан также с внешними вопросами.
Он также обратил внимание на то, что "пропагандисты власти" заговорили о необходимости изменения преамбулы Конституции, где есть ссылка на Декларацию о независимости. Кроме того, требование изменить Основной закон Армении предъявлял президент Азербайджана Ильхам Алиев.
"Нетрудно предположить, что реальный мотив изменений не имеет никакого отношения к каким-то концептуальным предложениям. Единственная причина, которая заставляет Пашиняна идти на изменения в этой сложнейшей ситуации с безопасностью (между войной и миром), заключается именно в выполнении требований президента Азербайджана", – заявил зампред АНК.
По его словам, заявления провластных кругов о том, что Постановление Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года представляет собой правовую проблему, – ложь.
Зурабян напомнил, что в последние дни существования Советского Союза Комитет конституционного надзора СССР отменил как совместное Постановление Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха, так и решение Верховного Совета Азербайджанской ССР о расформировании НКАО.
"То есть, оба решения утратили свою правовую силу. Следовательно, говорить о них как о проблеме – обман. В этой ситуации речь больше идет о том, что Азербайджан хочет унизить Армению", – считает соратник Левона Тер-Петросяна.
Он вновь подчеркнул, что преамбула никакой опасности в себе не таит. И если бы у властей Армении имелось чувство собственного достоинства, если бы они были грамотными, то легко бы разъяснили и закрыли данный вопрос.
С точки зрения политика, в этом же ряду нужно рассматривать разговоры властей об удалении изображения горы Арарат с герба страны, планы по смене названия школьного предмета "Армянская история" на "Историю Армении".
"Эта игра с символами. В правовом плане это не имеет никакого значения. Это – попытка поставить Армению на колени в психологическом плане, которую Пашинян с удовольствием осуществляет", – заявил зампред партии "Армянский национальный конгресс".
Он подчеркнул, что в прошлом власти были непоследовательны в вопросе изменения Конституции, но на этот раз все будет иначе, потому что за процессом стоит не Пашинян, а Азербайджан и Турция.
При этом, по мнению Зурабяна, планы властей Армении по уничтожению символов могут стать основой для формирования серьезного движения сопротивления, которое может стать платформой для объединения различных политических сил против нынешнего руководства.
"Не исключено, что референдум по принятию "новой Конституции" станет вотумом недоверия режиму Пашиняна", – отметил Зурабян.
Напомним, Конституция третьей Республики Армения была принята в 1995 году, реформировалась в 2005-м и 2015 годах. В соответствии с поправками 2015 года, страна перешла от полупрезидентской к парламентской форме правления.