Иранцы не захотели крутых поворотов: эксперт "разобрал" парламентские выборы

© AFP 2024 / ATTA KENAREВерховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи голосует во время выборов в парламент и ключевые духовные органы на избирательном участке (1 марта 2024). Тегеран
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи голосует во время выборов в парламент и ключевые духовные органы на избирательном участке (1 марта 2024). Тегеран - Sputnik Армения, 1920, 04.03.2024
Подписаться
В отношениях с Арменией Иран будет стремиться заполнить вакуум безопасности, вызванный сложными армяно-российскими отношениями.
ЕРЕВАН, 4 мар – Sputnik. Прошедшие в Иране парламентские выборы продемонстрировали нежелание или неготовность общества к радикальным изменениям во внутренней и внешней политике. Во многом можно говорить о сохранении текущего статус-кво, считает востоковед Армен Петросян.
В Иране 1 марта прошли выборы в Меджлис и Совет экспертов Ирана. Общенациональная явка была рекордно низкой – 41%, в столице и вовсе 24%. Официальные лица прогнозировали, что окончательная явка превысит 42,5% — показателя, зафиксированного во время последней избирательной кампании в 2020 году, но она оказалась ниже этой цифры.

Почему так мало?

На низкую явку обращает внимание и Петросян. Как отметил он в интервью Sputnik Армения, столь невысокий интерес к выборам говорит о безразличии иранского общества к внутриполитическим процессам и отсутствии серьезных ожиданий в плане внутренних перемен. В иранском обществе все больше людей убеждены, что от выборов мало что зависит в плане внутренних изменений и уж тем более смены власти.
Еще одним важным обстоятельством эксперт считает победу условных консерваторов над реформаторами – они получили около 60% мест в парламенте. Таким образом, новый иранский парламент в плане конфигурации сил будет почти таким же, как и Меджлис предыдущего созыва. Ожидания иранцев от собственных властей в плане реформ и перемен во многом продиктованы внешней, региональной конъюнктурой, особенностями отношений самого Ирана с соседями или глобальными игроками, говорит востоковед.
"В условиях глобальной турбулентности, а также нестабильности обстановки по периметру границ Ирана внутри страны есть запрос на консерватизм во внутренней и внешней политике. И наоборот, если ситуация благоприятная для перемен, то при очередном электоральном процессе преимущество получают реформаторы. Иными словами, Иран вновь "закрылся" для внешнего мира, понимая, что при такой глобальной непредсказуемости любые радикальные изменения внутри страны могут иметь непредсказуемые последствия, вплоть до расшатывания основ государственности", - говорит Петросян.
Сказанное конечно не означает, что геополитические соперники иранского режима не попытаются расшатать страну неэлекторальными инструментами. Нежелание энной части граждан идти на избирательные участки создает почву для попыток добиться перемен неконституционным путем. В случае с Ираном это особенно актуально, учитывая, серию мощных протестов в стране за последние 4-5 лет. Опыт показывает, что любой частный эпизод может спровоцировать волну антиправительственных акций по всей стране. Так было, например, осенью 2022 года, когда после задержания и убийства 22-летней девушки по стране прокатались массовые демонстрации и столкновения с силовиками, в ходе которых погибли порядка 200 человек.

А как же соседи?

Эксперт считает, что Иран продолжит уделять особое внимание отношениям со странами Южного Кавказа, в частности Арменией и Азербайджаном. Иран стремится всячески маневрировать и избегать втягивания в вооруженные конфликты, и эта схема сохранится. По мнению Петросяна, отношения с Азербайджаном будут прежде всего акцентированы на экономической составляющей. Возможности вмешательства во внутреннюю жизнь Азербайджана со стороны Ирана сейчас заметно ограничены. Особенно в свете арестов шиитских деятелей в Азербайджане. И в условиях невозможности разыграть религиозный фактор, важную роль для Ирана в контексте сохранения рычагов влияния остается экономика, развитие инфраструктур и т.д.

Иран видит обострение армяно-российских отношений

В случае с Арменией Исламская республика в частности попытается заполнить определенный вакуум безопасности, возникший из-за сложностей в армяно-российских отношениях.
Избиратели заполняют свои бюллетени на парламентских выборах (1 марта 2024). Тегеран - Sputnik Армения, 1920, 04.03.2024
В парламент Ирана прошли 245 депутатов, остальные идут на второй тур
"Определенное охлаждение отношений, взаимные обвинения между представителями Еревана и Москвы рассматриваются в Тегеране как возможность усилить свое присутствие в Армении, власти которой заявляют о диверсификации внешней и оборонной политики. Иран одним из первых отреагировал на объявленный курс диверсификации, предложив сотрудничество в сфере экономики, энергетики и, конечно же, безопасности", - добавил Петросян.
Исламская республика неоднократно, в том числе на высшем уровне заявляла, что готова содействовать Армении в обеспечении безопасности, говорила о недопустимости изменения региональных границ.
Лента новостей
0