Большие проблемы малого бизнеса: с какой дилеммой столкнулись микропредприятия в Армении

© Sputnik / Andranik GhazaryanГазетный киоск в Ереване
Газетный киоск в Ереване - Sputnik Армения, 1920, 09.03.2024
Подписаться
Малый бизнес в Армении с трудом выдерживает налогового натиска. Эксперты говорят, что если так продолжится, то многие могут просто закрыться.

Нарине Ирицян, Sputnik Армения

Малые предприятия в Армении столкнулись с серьезными вызовами, особенно в сфере налогообложения, что может привести к закрытию многих компаний. Отраслевые эксперты настаивают на необходимости упрощения и снижения налоговых ставок, что способствовало бы приходу на рынок новых игроков и росту бизнес-активности.
Малый и средний бизнес сейчас испытывает на себе давление из-за новых нормативов и мер, введенных правительством. Корреспондент Sputnik Армения побеседовал с владельцами микропредприятий, которые поделились своими опасениями и проблемами.
В Армении стали маркировать товары для рынка ЕАЭС - Sputnik Армения, 1920, 20.11.2023
Беспрецедентно сразу по нескольким причинам: товарооборот Армении с ЕАЭС превысил $5 млрд
В Армении малый бизнес на протяжении долгого периода пользовался льготным налоговым режимом, предназначенным для микропредпринимательства. В последнее время наблюдается тенденция к переводу такого типа бизнеса на общие системы налогообложения, включая налог на оборот, НДС и налог на прибыль.
По словам замминистра финансов Армении Армана Погосяна, в течение последнего года около 3000 субъектов микробизнеса (ИП и предприятий) превысили оборот в 24 млн драмов (чуть меньше $60 тыс) и вышли из безналогового режима (часть перешла под налог с оборота, другая часть - под НДС и налог на прибыль).
Владелец небольшого кафе в Ереване Арам в беседе со Sputnik Армения сказал, что если придется платить налог с оборота, то его бизнес не выдержит.

"Мой доход и так невелик, но с новым налогом я начну работать в убыток и накапливать долги. К тому же, каждый месяц я выплачиваю крупную сумму за аренду маленького киоска, каждые шесть месяцев прохожу проверки санитарно-эпидемиологической службы, совершаю множество банковских платежей с комиссией. После подсчета всех расходов к концу месяца сумма получается огромной," - подчеркнул он.

Самсон Григорян, защитник интересов предпринимателей и координатор гражданского движения "Касецум" ("Приостановка"), считает, что с 2018 года армянские власти развернули самую настоящую широкомасштабную кампанию против малого и среднего бизнеса.
К такому выводу можно прийти, наблюдая за изменениями в налогообложении, сборах и методах администрирования в отношении микробизнеса.

Поправки к закону "О подоходном налоге" и микробизнес

С 1 июля 2023 года на 35 000 работников микробизнеса стали распространяться новые налоговые правила. Вместо фиксированной выплаты в размере 5000 драмов за каждого сотрудника в месяц, работодатели теперь обязаны уплачивать 20%-й подоходный налог. В результате налоговое бремя для них возросло почти вчетверо, что стало серьезной проблемой для микропредприятий с годовым оборотом до 24 миллионов драмов.
Решение правительства о введении 20% подоходного налога было обусловлено ситуациями, когда большие компании делились на маленькие, чтобы платить меньше налогов, оставаясь в рамках микробизнеса.
В разговоре с нами Цовинар, представитель микробизнеса, поделилась, что количество ее сотрудников значительно сократилось, а некоторые специалисты теперь работают только почасово.
Новостройка на улице Арама - Sputnik Армения, 1920, 19.10.2023
За гранью морали: как остановить в Армении произвол на рынке аренды жилья для карабахцев
"Я не в состоянии платить так много налогов. Сейчас зарплата моих работников не может быть ниже 100 тысяч драмов. Для тех, кто родился до 1974 года, я не вношу социальные взносы, а только уплачиваю 20% подоходный налог каждый месяц, вместо фиксированных ранее 5000 драмов. За работников, рожденных после 1974 года, мне нужно платить в пенсионный фонд, в фонд страхования военнослужащих, а также делать социальные взносы. В прошлом месяце один из сотрудников заработал только 10 500 драмов. После уплаты всех налогов и коммунальных платежей у меня ничего не остается," – сказала она.
Карен, владелец салона красоты на окраине столицы, в свою очередь рассказал, что у него были большие планы по развитию бизнеса, но сейчас он не может их реализовать.
"Начинаете бизнес с большим энтузиазмом, преодолеваешь все трудности, умудряешься справляться с налогами и штрафами, но потом осознаешь, что все вложения и затраты не приносят прибыли. Появляется ощущение, что ты наконец-то добился успеха и готов получить первую прибыль, но тут же выясняется, что на тебя ложится бремя еще больших налогов", – объяснил он.
По словам Карена, получается, что прибыль, которую он должен был получить, уходит государству, и чем больше развивается его бизнес, тем больше он будет облагаться налогом.

Решение мэрии Еревана о наружной рекламе и малый бизнес

Дополнительной нагрузкой для малого бизнеса стали нормативы, введенные мэрией Еревана относительно наружной рекламы.
Теперь для размещения рекламных конструкций предпринимателям требуется получить соответствующее разрешение от муниципальных властей. При этом, они обязаны соблюдать четкие стандарты - такие как размеры, местоположение и тип освещения.
Согласно новым нормативам, предприятиям приходится уплачивать сбор в размере 4 500 драмов в месяц за каждый квадратный метр наружной рекламы. Также ограничены размеры рекламных конструкций: они не могут превышать двух строк, общая высота ограничена 50 см (в случае одной строки – 30 см).
Особое внимание уделяется типу освещения: теперь допускается только статическое светодиодное освещение. Отражатели и неоновые лампочки запрещены. Также запрещено размещать прайс-листы, часы работы или любую другую информацию о предприятии на застекленных дверях.

"Ограничения по размещению информации на стеклах двери серьезно затрудняют наше дело. Мы не можем даже вывесить прайс-лист или контактный номер телефона - это может привести к значительным штрафам, которые, насколько мне известно, составляют 180 тысяч драмов. Ранее наши затраты на наружную рекламу были гораздо ниже - всего 5-7 тысяч драмов в год. Мы даже могли позволить себе игнорировать эти расходы, учитывая небольшой размер нашей рекламы", - отметил владелец одного из салонов красоты.

Представители микробизнеса и эксперты считают, что все эти изменения и новые правила направлены на стимулирование исключительно крупных компаний, в то время как условия для малых и средних предприятий ухудшаются..
Экономисты утверждают, что такая политика может привести к ограничению предпринимательской активности. Они критикуют правительство Армении за то, что его действия, направленные на борьбу с монополиями, на самом деле ущемляют интересы малого и среднего бизнеса.
Согласно данным за 2023 год, в Армении зарегистрировано 53 тысячи микропредпринимателей. Среди них есть те, кто занимается розничной и оптовой торговлей, а также те, кто работает в сфере услуг или занимается перерабатывающей промышленностью.
Лента новостей
0