https://am.sputniknews.ru/20240317/ne-bylo-ni-bumagi-ni-karandasha-no-bylo-zhelanie-kak-paradzhanov-sozdaval-shedevry-v-tyurme-73469033.html
Не было ни бумаги, ни карандаша, но было желание: как Параджанов создавал шедевры в тюрьме
Не было ни бумаги, ни карандаша, но было желание: как Параджанов создавал шедевры в тюрьме
Sputnik Армения
Сергею Параджанову практически 15 лет запрещали снимать фильмы. Именно тогда он начал делать коллажи. Как он сам говорил, каждый коллаж – это концентрированный... 17.03.2024, Sputnik Армения
2024-03-17T19:02+0400
2024-03-17T19:02+0400
2024-03-17T19:03+0400
колумнисты
сергей параджанов
культура
армянская культура
искусство
армянское искусство
киноискусство
музей
дом-музей
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/03/07/73154830_0:150:1600:1050_1920x0_80_0_0_138608e071921f4a2daf4786c9f4d8d9.jpg
"Каждый может понимать мои работы по-своему, в зависимости от мировоззрения, представлений и эмоций", - так ответил кинорежиссер Сергей Параджанов, когда его спросили о значении и содержании картин, коллажей и инсталляций. Тем не менее, о некоторых из них мастер написал в своих мемуарах и рассказал, как он создавал произведения, которые сейчас считаются шедеврами искусства.Крышки от бутылок из-под кефира, которые сделали его гениемЗа годы, проведенные в тюрьме, не имея при себе принадлежностей для творчества, но имея большое желание, Параджанов творил из того, что было под рукой. Он создавал коллажи из подручных материалов, вырезал на разных предметах гвоздем, а иногда и ногтем. Именно так были созданы знаменитые талеры режиссера.Параджанов вырезал ногтем портреты Пушкина, Гоголя, Петра I и других великих личностей на алюминиевых крышках бутылок из-под кефира и назвал их талерами по аналогии с монетой средневековой Европы.Позже, когда сотрудники тюрьмы обнаружили талеры в одиночной камере Параджанова, они отправили их на психиатрическую экспертизу, будучи уверенными, что получат заключение о том, что он сумасшедший, но получили неожиданный для себя ответ – этот человек гений.На сегодняшний день сохранилось всего шесть талеров, так как большинство из них Сергей Параджанов подарил друзьям. Талер с портретом Пушкина он подарил Федерико Феллини. Гениальный итальянский режиссер оценил изобретательность Параджанова и сделал этот талер главной наградой кинофестиваля в Римини. Кстати, один из талеров Параджанова впоследствии стал призом кинофестиваля "Золотой абрикос".Заключенный с татуировкой Моны ЛизыВ тюрьме режиссер заметил заключенного с татуировкой портрета Джоконды на спине. В жаркую погоду, когда мужчина снимал футболку, "лицо" татуировки, казалось, двигалось вместе с движением мышц. Параджанов запечатлел различные "выражения лица" Моны Лизы: когда она плакала, смеялась, подмигивала, удивлялась, злилась, и позже превратил все это в коллажи, назвав их "Несколькими эпизодами из жизни Моны Лизы".Первый коллаж из этой серии – "Плачущую Джоконду" - он сделал прямо в тюрьме и отправил своей жене Светлане с запиской: "Когда я умру, она будет скорбеть обо мне".Другие коллажи Параджанова до поры оставались безымянными. Их названия - "Влюбленные", "Данте", "Распутная женщина", "Тайная вечеря", "Профиль" - придумывали посетители и сотрудники музея.Горящая метла, ставшая темой коллажаОднажды Параджанов, уже больной, убирался на территории тюрьмы, когда мимо проходил тюремный надзиратель и сказал: "Осужденный Параджанов, вы работаете без огонька".На следующий день, издалека завидев идущего к нему надзирателя, Параджанов поджигает метлу, показывая, что работает "огоньком".Именно воспоминаниями об этом событии навеян коллаж "Вор никогда не станет мойщиком", на котором изобразил себя с метлой в руке, намекая, что художник никогда не станет уборщиком.Новый экспонат в музееНедавно в музее Сергея Параджанова появился его последний заграничный паспорт. Долгое время никто ничего о нем не знал, только недавно ученик Параджанова, художник Карен Давидов подарил его музею.С 1965 по 1988 год у Параджанова не было возможности выезжать из Советского Союза. Когда он, наконец, получил паспорт, то отправился в Роттердам, где принял участие в кинофестивале и даже был признан одним из 20 лучших режиссеров будущего.Последний раз он ездил с этим паспортом в 1990 году в Париж на лечение. К сожалению, лечение не дало результатов, и вскоре после возвращения в Армению режиссер скончался.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Марианна Галстян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e6/0a/07/49480810_0:0:1170:1170_100x100_80_0_0_bf2b3f54ef1b085bf30db1b17d17e062.jpg
Марианна Галстян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e6/0a/07/49480810_0:0:1170:1170_100x100_80_0_0_bf2b3f54ef1b085bf30db1b17d17e062.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/03/07/73154830_0:0:1600:1200_1920x0_80_0_0_0292a336acd07d24a6589a27fe8f441f.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Марианна Галстян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e6/0a/07/49480810_0:0:1170:1170_100x100_80_0_0_bf2b3f54ef1b085bf30db1b17d17e062.jpg
колумнисты, сергей параджанов, культура, армянская культура, искусство, армянское искусство, киноискусство, музей, дом-музей
колумнисты, сергей параджанов, культура, армянская культура, искусство, армянское искусство, киноискусство, музей, дом-музей
Не было ни бумаги, ни карандаша, но было желание: как Параджанов создавал шедевры в тюрьме
19:02 17.03.2024 (обновлено: 19:03 17.03.2024) Сергею Параджанову практически 15 лет запрещали снимать фильмы. Именно тогда он начал делать коллажи. Как он сам говорил, каждый коллаж – это концентрированный фильм. Sputnik Армения рассказывает историю нескольких интересных экспонатов музея кинорежиссера в Ереване.
"Каждый может понимать мои работы по-своему, в зависимости от мировоззрения, представлений и эмоций", - так ответил кинорежиссер Сергей Параджанов, когда его спросили о значении и содержании картин, коллажей и инсталляций. Тем не менее, о некоторых из них мастер написал в своих мемуарах и рассказал, как он создавал произведения, которые сейчас считаются шедеврами искусства.
Крышки от бутылок из-под кефира, которые сделали его гением
За годы, проведенные в тюрьме, не имея при себе принадлежностей для творчества, но имея большое желание, Параджанов творил из того, что было под рукой. Он создавал коллажи из подручных материалов, вырезал на разных предметах гвоздем, а иногда и ногтем. Именно так были созданы знаменитые талеры режиссера.
Параджанов вырезал ногтем портреты Пушкина, Гоголя, Петра I и других великих личностей на алюминиевых крышках бутылок из-под кефира и назвал их талерами по аналогии с монетой средневековой Европы.
Позже, когда сотрудники тюрьмы обнаружили талеры в одиночной камере Параджанова, они отправили их на психиатрическую экспертизу, будучи уверенными, что получат заключение о том, что он сумасшедший, но получили неожиданный для себя ответ – этот человек гений.
На сегодняшний день сохранилось всего шесть талеров, так как большинство из них Сергей Параджанов подарил друзьям. Талер с портретом Пушкина он подарил Федерико Феллини. Гениальный итальянский режиссер оценил изобретательность Параджанова и сделал этот талер главной наградой кинофестиваля в Римини. Кстати, один из талеров Параджанова впоследствии стал призом кинофестиваля "Золотой абрикос".
Заключенный с татуировкой Моны Лизы
В тюрьме режиссер заметил заключенного с татуировкой портрета Джоконды на спине. В жаркую погоду, когда мужчина снимал футболку, "лицо" татуировки, казалось, двигалось вместе с движением мышц. Параджанов запечатлел различные "выражения лица" Моны Лизы: когда она плакала, смеялась, подмигивала, удивлялась, злилась, и позже превратил все это в коллажи, назвав их "Несколькими эпизодами из жизни Моны Лизы".
Первый коллаж из этой серии – "Плачущую Джоконду" - он сделал прямо в тюрьме и отправил своей жене Светлане с запиской: "Когда я умру, она будет скорбеть обо мне".
Другие коллажи Параджанова до поры оставались безымянными. Их названия - "Влюбленные", "Данте", "Распутная женщина", "Тайная вечеря", "Профиль" - придумывали посетители и сотрудники музея.
Горящая метла, ставшая темой коллажа
Однажды Параджанов, уже больной, убирался на территории тюрьмы, когда мимо проходил тюремный надзиратель и сказал: "Осужденный Параджанов, вы работаете без огонька".
На следующий день, издалека завидев идущего к нему надзирателя, Параджанов поджигает метлу, показывая, что работает "огоньком".
Именно воспоминаниями об этом событии навеян коллаж "Вор никогда не станет мойщиком", на котором изобразил себя с метлой в руке, намекая, что художник никогда не станет уборщиком.
Недавно в музее Сергея Параджанова появился его последний заграничный паспорт. Долгое время никто ничего о нем не знал, только недавно ученик Параджанова, художник Карен Давидов подарил его музею.
С 1965 по 1988 год у Параджанова не было возможности выезжать из Советского Союза. Когда он, наконец, получил паспорт, то отправился в Роттердам, где принял участие в кинофестивале и даже был признан одним из 20 лучших режиссеров будущего.
Последний раз он ездил с этим паспортом в 1990 году в Париж на лечение. К сожалению, лечение не дало результатов, и вскоре после возвращения в Армению режиссер скончался.