Премьер пугает войной, чиновники дистанцируются: политтехнолог о ситуации в Армении
© Sputnik / Asatur YesayantsПремьер-министр Армении Никол Пашинян перед началом пресс-конференции (12 марта 2024). Еревaн
© Sputnik / Asatur Yesayants
Подписаться
Теневые спонсоры правящей элиты Армении недовольны результатами переговоров с Азербайджаном, полагает Акопян.
ЕРЕВАН, 21 мар – Sputnik. В том, что армянские власти запугивают местное население угрозой войны, нет ничего нового — таким образом правящая в стране сила пытается прикрыть промахи в переговорном процессе и очередные уступки. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил политтехнолог Виген Акопян.
© Sputnik / Asatur YesayantsПолитолог Виген Акопян в гостях радио Sputnik
Политолог Виген Акопян в гостях радио Sputnik
© Sputnik / Asatur Yesayants
Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с жителями села Воскепар в Тавуше припугнул новой войной "до конца недели", если армянская сторона откажется обсуждать вопросы делимитации и демаркации границы с Азербайджаном.
По словам политтехнолога, в заявлении премьера Пашиняна нет ничего нового. В целом, концепция мира нынешних властей Армении заключается в следующем: "давайте сдадим всё, чтобы жить спокойно". Или второй вариант: "если всё не сдадим, то будет война".
То есть, после 2020 года все уступки или отказ от тех или иных территорий всегда предваряла достаточно агрессивная кампания по запугиванию и шантажу местного населения угрозой войны. По сути, сейчас происходит то же самое. Премьер "гайки закручивает" по максимуму, полагает эксперт.
"Это обычный для нынешней власти инструментарий. Запугивают войной, принижают возможности своего народа, потенциал армии, постоянной пропагандистской работой убеждают народ в том, что мы очень слабы, что мы ни на что неспособны, что наша армия не в том состоянии, тем самым пытаясь оправдать свои промахи в переговорном процессе", - отмечает политтехнолог.
На вопрос о том, насколько соотносятся предупреждения главы армянского кабмина об угрозе нового конфликта с утверждениями о том, что миссия ЕС стала существенным фактором стабильности на границе, Акопян ответил, что евронаблюдатели в плане безопасности бесполезны.
"Думаю, трудно добавить что-то новое к тому, что и так всем известно. Изначально было очевидно, что европейские наблюдатели, которые выполняют сугубо разведывательную миссию, и которые вооружены биноклями, карандашами и компьютерами, не могут играть какую-либо серьезную роль. Европейский сектор объединенного Запада не располагает ресурсами для того, чтобы что-то предотвратить "на земле", что-то предпринять в плане силовой компоненты", – считает наш собеседник.
На его взгляд, в прикладном смысле миссия наблюдателей ЕС не может принести ощутимой пользы в вопросе предотвращения новой войны. Это, скорее, военно-политическая миссия, которая выступает одним из важных элементов в пакете трансформаций внешнеполитического вектора Армении.
На той же встрече с жителями Воскепара, Баганиса, Ноемберяна и Воскевана, на которой премьер Пашинян предупредил об опасности нового конфликта в случае промедления в процессе делимитации, один из сельчан заметил, что неделей ранее министр обороны Сурен Папикян заявил: "Мы не передадим территории Азербайджану, пока тот продолжает удерживать земли села Беркабер".
На это Пашинян ответил "Каждый пусть занимается своим делом, а Сурен Папикян - своим".
Эту ситуацию Акопян считает закономерной, поскольку внутри правящей партии "Гражданский договор" уже появились желающие "откреститься" от провалов и уступок в переговорах с Азербайджаном.
"Полагаю, что внутри "ГД" происходят определенные брожения, об этом говорится давно, это наблюдается не только в сфере армяно-азербайджанских отношений. Не хочу сейчас об этом говорить, но есть многочисленные истории об арестах и освобождениях", - отметил Акопян.
Он указал на наличие определенных разногласий в сфере армяно-азербайджанских отношений, обусловленных тем, что группы, которые сегодня составляют власть, и которые включают в себя также финансово-экономические группы влияния, недовольны результатами переговоров с Баку.
"По всей вероятности, им были даны совсем другие заверения, гарантии, вернее - обещания. Что будет мирный проект, эпоха мира. И эти группы, являющиеся основными спонсорами "ГД" и вообще правящей элиты в Армении, недовольны. Они чувствуют, что Никол Пашинян провалил ту миссию, которую должен был выполнить. Т.н. мирный договор так и не воплощается в реальность", - говорит политтехнолог.
Он отмечает, что единственный пункт политической повестки, который появился на столе в 2020 году для внутренней и внешней аудитории, не приводит к серьезным успехам. То есть речь идет об очередных уступках.
В частности, Акопян считает очевидным, что даже передав Нагорный Карабах под контроль Азербайджана, армянская власть так и не смогла исключить из повестки вопросы "Зангезурского коридора" и анклавов.
Эксперт также прогнозирует, что вскоре встанет вопрос азербайджанских беженцев и выплаты им компенсаций.
"Единственный в этой политической элите, кто в курсе всех процессов, и кто единолично проводит политический курс, это Никол Пашинян. Остальные же стараются избежать ответственности, пытаясь дистанцироваться и готовя пути к отступлению", - считает он.
Политтехнолог приходит к выводу о том, что армянская политическая элита однородна лишь формально. В частности, в теневом секторе "спонсоров" правящей элиты есть довольно серьезное недовольство проводимой политикой и, самое главное – ее результатами.
В заключение он добавил, что, если подойти к вопросу с правовой стороны, то ни один чиновник в Армении, будь то премьер, президент или спикер парламента, не обладает полномочиями для перекраивания границ страны на свое усмотрение.
"Проблема здесь в том, что нас ставят перед фактом, и только потом занимаются "юридической упаковкой". Что делает Никол Пашинян? Он говорит, что речь идет о селах, которых изначально не было на той карте, которую он себе представляет. То есть в данном случае получается, что для себя он уже провел делимитацию и демаркацию, сам решил вместе с Алиевым, какие села находятся на территории Армении, а какие - нет. Это, я считаю, с правовой точки зрения, в дальнейшем станет предметом серьезного обсуждения", - уверен политтехнолог.
Для него очевидно, что, если высокопоставленный чиновник превышает полномочия и нарушает Конституцию, то трудно представить, что на каком-то этапе этим действиям не будет дана правовая оценка.