Коррупционные риски создают проблемы для ереванцев: архитектор о новых проектах властей

© Sputnik / Andranik GhazaryanПосадка деревьев на улице Московян
Посадка деревьев на улице Московян - Sputnik Армения, 1920, 26.03.2024
Подписаться
Решения, касающиеся городского планирования, должны приниматься на основе долгосрочных документов, а не по прихоти того или иного чиновника, отмечает архитектор.
ЕРЕВАН, 26 мар – Sputnik. Проблематичной делают жизнь ереванцев коррупционные риски при принятии решений в мэрии Еревана. Такую точку зрения выразил в беседе со Sputnik Армения архитектор, экс-глава государственного Комитета кадастра Сархат Петросян.
По его словам, большие коррупционные риски присутствуют, начиная с открытия малого бизнеса, установки вывески, эксплуатации лифтов и прочих проблем в кондоминиумах и до парковки автомобиля во дворе дома. Даже отношения между соседями не регламентируются государством, предоставляя горожанам договариваться индивидуально. Цепью, одна за другой, следуют проблемы, и это влияет на наше настроение, на то, как мы воспринимаем наш город, отмечает Петросян.
Говоря о столичных проблемах, он подчеркнул, что в XX веке у армянского народа было два важнейших достижения — Ереван вместе с генпланом и всем остальным, чем его наделил Таманян, и независимость.

"Мы идем по пути потери независимости. Может, хотя бы сумеем не потерять генплан Таманяна...", – замечает архитектор.

В Ереване в настоящее время нет главного архитектора, однако наш собеседник не видит в этом проблемы, поскольку уверен, что алгоритм принятия решений не должен исходить от главного архитектора, той или иной персоны, или группы.
Решения, по его мнению, должны приниматься на основании долгосрочных документов, касающихся городского планирования.
Однако, ликвидировав должность главного архитектора, в мэрии был назначен советник, который, не будучи архитектором по специальности, выполнял те же функции, что и главный архитектор.
Около года назад создана комиссия из 5 архитекторов, ни один из которых не обладает допуском к сфере городского планирования и не может высказываться по этому поводу.
Единственная перемена заключается в том, что, если раньше застройщики звонили для "решения вопросов" главному архитектору, то теперь им приходится обзванивать пятерых, говорит Петросян.
"Вот вам один пример. Представьте, что вы заказчик, и собираетесь нанять архитектора. Вам предстоит выбрать между X и Y. Архитектор Y встречается с мэром раз в неделю и утверждает все крупнейшие проекты в Ереване. Естественно, вы обратитесь к Y. Именно так и выглядит коррупция", – сказал он.

О теннисных кортах

Петросян полагает, что ликвидация теннисных кортов, расположенных в центре Еревана, противоречит документам городского планирования, действующему генплану, в который входит проект зонирования столицы, в том числе центра города. Согласно всем этим документам, теннисные корты должны сохраниться.

"Процесс принятия решений в мэрии Еревана остается проблематичным. Они утверждаются в кабинетах за закрытыми дверями. На каком основании вы выбрали именно этот участок Кольцевого бульвара? Как выбрали конкретного инвестора? Как принималось решение о том, что именно должен делать инвестор? Как решили передать право собственности от одного другому? Тут попахивает сразу несколькими проблемами. Коррупцией, дилетантизмом, популизмом", – полагает экс-глава Кадастра.

Городское озеленение или декорация для тиктокеров?

Архитектор называет "побоищем" ведущуюся в последнее время вырубку многолетних вязов в центре Еревана. А новые, декоративные деревья, которые сажают вместо "старых", годятся лишь для селфи тиктокеров, поскольку лишены кроны и не смогут служить по своему прямому назначению – создавать прохладную тень на улице. Да и то, прежде, чем новые деревья подрастут до того состояния, когда на их фоне можно будет фотографироваться "для интернета", пройдет от 5 до 10 лет.

"Проснулся утром, решил, что "я так хочу", и принял очень поверхностное решение в кабинете. Все решения так и принимаются. Как это было в случае с FlyArna — потратили государственные средства, а потом: "Ой, не вышло". А теперь деревья вырубили – их уже не вернуть. Так может поступать художник, который все может решить одним взмахом кисти. В управлении городом это недопустимо", – считает специалист.

Он признает, что вязы создают проблемы и уход за ними может быть достаточно затратным, но при этом подчеркивает, что этот вовсе не означает, что надо вырубить все деревья.
Петросян также указал на тот факт, что на улице Туманяна 4 вяза были помечены, как не подлежащие вырубке деревья, но сейчас сохранилось только одно из них.
"Кстати, один из багрянников посажен напротив съезда с пандуса для колясок. И никто не сказал: "Коллеги, давайте проверим, предусмотрено ли дерево в этом месте по проекту?". Может, надо было перенести дерево на метр в сторону, чтобы родителям с малолетними детьми в коляске, или инвалидам не приходилось "влезать" на дерево? И такое происходит на каждом шагу. Очень жаль, что на это расходуются государственные средства, наши нервы, время, жизнь", – сетует архитектор.

Насколько реален Академгородок?

В проекте Академгородка Петросян не усматривает профессионального процесса, а лишь цепь нелогичных решений. Единственное, что его "успокаивает", так это уверенность в нереалистичности проекта.

"Нынешние власти неспособны реализовать этот проект. Поэтому я очень спокоен. Но посмотрите, сколько денег растрачивается в этом направлении. Составляют проект, какие-то люди снуют туда-сюда с серьезным видом. И, следующая опасность — они заранее говорят о продаже вузовских зданий, пытаясь растранжирить, пустить на ветер госимущество. В том, что проект не реализуют, не сомневаюсь ни на секунду, поскольку они сами признают, что не могут нормально закрепить кран в туалете или вешалку в школе", – утверждает собеседник Sputnik Армения.

Говоря о нелогичных, по его мнению, решениях и идеях, заложенных в основу этого проекта, он напомнил, что власти озвучивают по этому поводу различные тезисы, иногда взаимоисключающие.
Вначале говорили о том, что вузы надо вывести за городскую черту, чтобы разгрузить город. Потом Академгородок был включен в черту Еревана. Затем стало известно, что частные вузы, медуниверситет и ЕГУ останутся на своих местах. После чего оказалось, что и они переедут. То говорили, что вузовские здания будут продавать, то начали утверждать, что будут сдавать их в аренду.
Между тем, Петросян с коллегами подсчитал, что, даже если продать по рыночной цене все вузовские здания, это покроет не более 20% расходов на Академгородок.
"Допущено множество огрехов, так что идея довольно сырая. К примеру, утверждалось, что в Академгородок студенты и преподаватели смогут добираться от метро "Давид Сасунский", что будет построена станция "Ачапняк". И это при том, что, согласно зонированию Ачапняка, на месте новостроек должна была быть зеленая зона, обеспечивающая Ереван чистым воздухом. А сейчас вы это место застраиваете? Как вы собираетесь в таком случае решать экологические проблемы Еревана? Но, с другой стороны, я спокоен, что они будут не в состоянии сделать это. Начнем с того, что они никак не достроят дорогу "Север-Юг". Что же говорить об остальном", – замечает Петросян.

Чем грозит масштабная застройка Еревана

Эксперт полагает, что в скором времени армянская столица столкнется с финансовыми, экологическими и другими проблемами, вызванными широкомасштабным жилищным строительством.
"К примеру, улица Монте Мелконяна (в районе "садов Далмы" – ред.), которая сегодня в определенной мере решает вопрос разгрузки городского траффика, после заселения строящихся высоток перестанет что-либо решать, поскольку этот микрорайон по численности населения сопоставим с городом Севан", – отметил архитектор.
По его подсчетам, в районе "садов Далмы" могут поселиться 25-40 тысяч жителей. Между тем, там нет ни одной школы, а их понадобиться как минимум 2-3. То есть, школьники будут вынуждены ходить в школы в других районах города, что приведет к дополнительной нагрузке на транспортные коммуникации. В свою очередь перегруженность дорог приведет к экологическим проблемам.
В конечном итоге мы поймем, уверен Петросян, что получили в наследство фантастический город, но собственноручно сделали его малопригодным для жизни.
Лента новостей
0