Тегеран выжидает: когда последует ответ на израильский удар по генконсульству в Дамаске
© AFP 2024 / MAHER AL MOUNESСпасатели работают у разрушенного здания, пострадавшего от израильских авиаударов (1 апреля 2024). Дамаск, Сирия
© AFP 2024 / MAHER AL MOUNES
Подписаться
Сложившаяся ситуация с целенаправленно затянутой паузой уже сейчас играет на пользу Ирана. Так что не исключено, что в Тегеране просто ждут, пока противник устанет от напряженности и ослабит внимание, отмечает политический обозреватель Sputnik Армения.
Израиль подвел американцев, подорвав веру в "идеологические скрепы" Запада
На геополитических подмостках — как в идеологическом противостоянии, так и "на земле", такое понятие, как непримиримая вражда постепенно выходит из обихода. Однако иначе назвать нынешнее противостояние между Ираном и Израилем просто язык не поворачивается. И трансформации в глобальном миропорядке, свидетелями которых мы становимся прямо сейчас, это скорее подтверждают, нежели опровергают.
И это в условиях, когда позиции ни Тегерана, ни Тель-Авива не отягощены нормативами или идеологическими скрепами какого-то глобального, цивилизационного плана. Не найти в поведении Израиля, как ни пытайся, даже прагматизма, присущего Западному, уже уходящему миропорядку. Эти самые идеологические скрепы – их еще называют "западными ценностями" – Тель-Авив растоптал в одночасье — в Газе…
Какие такие "права человека"? Какая еще демократия? Какая вам свобода, скажем, волеизъявления, вероисповедания или личности? Все это полетело в тартарары в тот момент, когда ЦАХАЛ без размышлений, в порыве мести вторгся в сектор Газы. Анклав с гражданским населением в три миллиона человек в одночасье превратился в арену кровавой расправы за террористическое нападение ХАМАС.
И именно эта трагедия, в первую очередь, свидетельствует о том, что пресловутые "западные ценности" с настоящими, общечеловеческими ценностями не имеют ничего общего. Ведь Израиль до сих пор, спустя шесть месяцев военной операции в Газе, все еще называют на Западе "единственной демократией на Ближнем Востоке" (цитата из статьи главного британского либерала Бориса Джонсона).
Однако Джонсон искренне возмущается отнюдь не тем, что число жертв среди гражданского населения в Газе уже зашкалило за 32 тысячи. Его смущает лишь то, что даже в колыбели демократии и тех самых западных ценностей, которые в тех краях почему-то принято считать общечеловеческими, большинство членов британского парламента обсуждают вопрос о прекращении поставок оружия и боеприпасов Израилю.
Причем из-за того, что среди семерых погибших работников организации World central Kitchen было трое британцев и американец. Вот такие вот "общечеловеческие ценности", на которых до сих пор зиждилось воображаемое цивилизационное лидерство Запада над всем остальным миром. Бравировать подобной позицией в условиях нынешнего мирового кризиса – себе дороже.
Удар под дых США, когда решается вопрос мирового лидерства
Но определенная глобальная закономерность просматривается, и от нее некуда деться. Дело в том, что даже в условиях многолетнего военного конфликта Израиля на плацдарме сирийского противостояния, трудно было предположить, что дело дойдет до удара по посольству Ирана в Дамаске. Понимаем, что противостояние действительно несет экзистенциальный характер, но, чтобы до такой степени?
До того, чтобы Тель-Авив рискнул ударить конкретно по иранской территории (от этого никуда не денешься – посольство действительно является территорией конкретного государства)? И сколько бы ни отнекивались американцы в Пентагоне, Госдепе и в Белом Доме, что они, мол, ни при чем, это уже не имеет никакого значения. Именно Израиль до сих пор является главным проводником "западных ценностей" в этом взрывоопасном регионе.
И поступки Израиля, региональные тактика и стратегия, разрабатываемые Тель-Авивом, не могут мировым сообществом рассматриваться отдельно от глобальных принципов, проповедуемых США на глобальной геополитической арене. А это значит, что удар по иранскому посольству в Дамаске может стать именно тем фактом, от которого мир будет отталкиваться, уже юридически фиксируя очевидное – прежний однополярный миропорядок с гегемоном в лице США канул в Лету.
"Западные ценности" оказались вовсе и не ценностями, а своеобразным ошейником на шее всего остального мира. И это значит, что прежние нормы и порядки, согласно которым было невозможно то, что случилось в Дамаске, уже не действуют. Ведь невозможное, вернее "неразрешенное" нормами и правилами сделал главный сателлит Соединенных Штатов — Израиль.
И если отход от норм и правил так называемому объединенному Западу на украинском плацдарме еще удавалось прикрывать высокопарной риторикой о "российском авторитаризме" и прочей дребеденью, то на Ближнем Востоке проделать тот же фокус вряд ли удастся. Удар со стороны Израиля – "символа западной демократии и прочих ценностей на Ближнем Востоке" - по суверенной территории Ирана, вполне может стать решающим "ударом под дых" американскому престижу на мировой арене.
А престиж этот в последнее время и так уже изрядно растрачен. Виноват ли Израиль, поставивший своему сюзерену "подножку" в решающий момент, когда под вопросом оказалось мировое лидерство США.
Иран не прочь "обменять право ответного удара" на перемирие в Газе?
Как обернется нынешняя ситуация в регионе, пока предсказать не сможет никто. Разве что в Тегеране могут подсказать, на каком из фронтов противостояния будет нанесен ответный удар, с применением каких сил и средств. Да и то, вряд ли. Сейчас, вот уже неделю, мир застыл в ожидании, понимая, что ответный удар по Израилю вполне может стать предтечей для действительно Большой войны, и не только на Ближнем Востоке.
Ведь этот фитиль от пороховой бочки погасить уже будет невозможно. А не ответить Иран просто не может – это будет означать "потерю лица", что на Востоке недопустимо. Хотя промелькнула информация, что Тегеран предложил американцам "обменять" свой удар по Израилю на прекращение огня в Газе…
В этом случае будет считаться, что "лицо потерял" Израиль, что тоже маловероятно после недавнего заявления Нетаньяху о том, что без освобождения заложников ни о каком прекращении огня речи и быть не может. А переговоры в Каире насчет заложников вновь зашли в тупик – во всяком случае представители ХАМАС сказали, что покинули столицу Египта "без прогресса".
Иран держит паузу, на манер театральной. В Тегеране понимают, что мяч на их стороне и что сейчас можно напрягать соперников по максимуму. Пускай поломают головы, гадая, где и как Тегеран ударит – то ли ракетами, то ли силами своих прокси, то ли по территории Израиля, то ли в Персидском заливе, где вольготно расположилась американская авианосная группировка.
В определенном смысле, целенаправленно затягивающаяся пауза уже играет на пользу Ирану. Его дипломатия тем и известна, что всегда старается совершать шаги не под воздействием эмоций, а выверено и осторожно – но наверняка. Так что ударить может в самом неожиданном месте.
А может и вовсе напрямую не ударить – уже достаточно того, что активизировались прокси в Сирии и Ираке. Того, что сегодня хуситы в Красном море атаковали сразу пять американских кораблей. Того, что израильские посольства по всему миру свернули, или резко ограничили, свою деятельность, а дипломаты предпочитают лишний раз не высовываться за ворота представительств. А может, в Тегеране просто ждут, пока противник от напряженности устанет, ослабит внимание – и тогда… В общем, ждем-с…