Как проводят делимитацию и демаркацию Армения и Азербайджан: поясняет картограф

© Sputnik / David GalstyanУказатель у села Киранц
Указатель у села Киранц - Sputnik Армения, 1920, 17.05.2024
Подписаться
По мнению Артака Пилояна, карты 70-х годов вполне логичны для делимитации, но риски и угрозы остаются.
ЕРЕВАН, 17 мая — Sputnik. Одним из наиболее спорных и обсуждаемых вопросов в процессе делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном является выбор карт.
Оппозиция и ее сторонники обвиняют армянские власти в предательстве, утверждая, что выбранные карты не отвечают национальным интересам. Речь, напомним, идет о советских картах 1976 года, которые, как ранее заявлял премьер-министр Никол Пашинян, являются единственными документами такого рода, имеющими правовую силу.
Согласно этим картам, ряд территорий тавушского села Киранц, включая часть трассы, ведущей в Грузию, несколько домов и земельных участков, переходят под контроль Азербайджана.
В интервью Sputnik Армения заведующий кафедрой картографии и геоморфологии Ереванского государственного университета Артак Пилоян объяснил, что выбор карт 1976 года обоснован и логичен, так как соответствует положениям Алма-Атинской декларации. Этот документ гласит, что административные рубежи бывших советских республик становятся государственными границами. Поскольку последний раз рубежи были уточнены в 70-х годах, именно эти карты и легли в основу процесса делимитации.
И мост был на нашей стороне, и мой дом, в советское время так было – жительница Киранца - Sputnik Армения, 1920, 16.05.2024
"Почему мы должны оставить свои дома": жительница Киранца о делимитации
При этом эксперт полагает, что вопрос о целесообразности использования карт 1976 года для делимитации Армении является второстепенным. Эти карты признаны на международном уровне. Хотя наиболее выгодной для Армении была бы карта 1926 года, опубликованная в Армянской советской энциклопедии, где площадь республики составляет 31 тыс. кв. км и включает территорию Красного Курдистана, она носит, скорее, топографический и ситуационный характер. С правовой точки зрения карты 70-х годов являются наиболее оптимальными.
Выдачу кадастровых сертификатов жителям тавушских сел, которые построили дома за пределами Советской Армении, Пилоян считает ошибкой государственных структур Армени. При выдаче сертификатов и выделении земельных участков под застройку не учитывалось возможное изменение геополитической ситуации. В результате, люди оказались в сложной ситуации.
Эксперт также считает, что независимо от выбора карт, Армения должна демонстрировать способность отстаивать свои интересы и вести диалог с позиций равного, а не слабого и проигравшего.
На вопрос о том, существует ли угроза, что после делимитации в Тавуше Азербайджан может найти новые карты и потребовать пересмотра границ в других регионах, таких как Сюник и Гегаркуник, Пилоян ответил утвердительно. По его словам, чем более уступчивой будет Армения, тем больше претензиий будет предъявлять Азербайджан.
Разумеется, делимитация и демаркация границы всегда требуют компромиссов, поэтому если какой-то участок имеет стратегическое значение для Армении, необходимо договариваться. Важно быть готовыми к уступкам, чтобы получить контроль над важным участком, отметил эксперт.
Ранее в аппарате Пашиняна заявляли, что в ходе делимитации в Тавуше координаты на трех участках были определены с помощью компьютерных расчетов, и столбы там будут установлены позже.
Комментируя эту методологию, Пилоян отметил, что ничего экстраординарного в ней нет: компьютерные программы дают возможность максимально точно провести линию границы.
"Процесс происходит следующим образом: мы получаем координаты с топографических карт, которые представляют собой своеобразные сети координат. Это разделенные на километры параллели и меридианы. После выяснения четких координат, данные вводятся в GPS-устройства ,и уже после этого находим на месте нужную точку", - объяснил он.
Как специалист в области картографии, Пилоян признает, что делимитация границы – это длительный и кропотливый процесс. Пример тому – до сих пор не демаркированная граница с Грузией. Однако в случае с армяно-азербайджанской границей очевидно, что было принято политическое решение.
Наш собеседник воздерживается от политических оценок процесса, но считает, что без внешних гарантов, таких как ОБСЕ, начинать делимитацию и демаркацию не следует. У ОБСЕ есть значительный опыт в этой области, например, в делимитации и демаркации границ между Беларусью и Литвой, Беларусью и Польшей. Имеются четкие наработанные рекомендации и принципы, которыми можно было бы руководствоваться.
Лента новостей
0