Почему экономика Армении замедляется? Эксклюзивный анализ Ваана Керобяна
22:46 01.08.2024 (обновлено: 23:24 01.08.2024)
© Photo : press office of the Civil Contract Party Министр экономики Ваан Керобян выступает с речью на 3-м политическом собрании партии "Гражданский договор" (16 декабря 2023). Гюмри
© Photo : press office of the Civil Contract Party
Подписаться
Экс- министр экономики Ваан Кербоян в эксклюзивном интервью для Sputnik Армения раскрыл, как изменившиеся приоритеты правительства и политика жесткой экономии могут сказаться на экономике страны.
ЕРЕВАН, 1 августа – Sputnik. Представленная правительством Армении среднесрочная программа расходов фактически свидетельствует о введении политики экономии, что приведет к замедлению экономического роста в ближайшее время. Такое мнение выразил бывший министр экономики Армении Ваган Керобян в эксклюзивном интервью для Sputnik Армения.
"По данным за первое полугодие, показатель экономической активности составил 10,2% против 14,2% в первом квартале. При этом рост ВВП составил 9,2%, что на 5% ниже показателя экономической активности. Эти цифры указывают на то, что ВВП за первое полугодие может оказаться ниже 7%," — отметил бывший министр.
Керобяна тревожит, что налоговые поступления за первое полугодие оказались на 120 млрд драмов ниже запланированного. Он не согласен с мнением министра финансов Ваге Ованнисяна и главы КГД Рустама Бадасяна, которые считают, что это результат ошибки в планировании.
"На мой взгляд, это следствие плохой работы. Все риски, о которых наше министерство предупреждало премьер-министра в прошлом году, фактически реализуются. Падает горнодобывающая промышленность, страдает ИТ-сектор, а программы, связанные с нашими соотечественниками из Нагорного Карабаха, крайне неэффективны и не способствуют экономическому росту," — подчеркнул бывший министр.
Кроме того, Керобян выразил обеспокоенность среднесрочной программой расходов (ПССР) на 2025-2027 годы. Уже очевидно, что большинство проектов правительства не будет реализовано, считает он. Это касается строительства водохранилищ, школ и других инфраструктурных объектов, а также реформ в водном секторе.
"Главная проблема заключается в смене приоритетов. Теперь важнее демонстрировать лояльность, чем выполнять правительственную программу. Реальные усилия по ее реализации уступили место формальной демонстрации лояльности", — подчеркнул он.
По мнению бывшего министра экономики, инвестиции в стране близки к целевым показателям, установленным правительственной программой. Если бы экономический рост не замедлился, власти могли бы к 2026 году перейти от модели, основанной на потреблении, к модели, основанной на инвестициях, отметил министр.
Керобян также изучил список 1000 крупнейших налогоплательщиков за первое полугодие 2024 года и утверждает, что значительных изменений в нем нет. По его мнению, опубликованные данные подтверждают замедление экономического роста.
"Согласно среднесрочной программе расходов правительства, которая, на мой взгляд, сигнализирует о политике жесткой экономии, замедление экономического роста будет еще более ощутимым," — считает Керобян.
Он также подчеркнул важность диверсификации экономики, заявив, что Армения должна поддерживать хорошие торговые отношения с различными экономическими блоками.
"Это должны быть ЕАЭС, ЕС, Ближний Восток, Китай и Индия. Необходимо стремиться к свободному торговому режиму со всеми этими блоками. На первый взгляд это может показаться невозможным, поскольку мы являемся членом ЕАЭС. Но, например, ОАЭ, будучи членом Совета сотрудничества стран Персидского залива, смогли заключить соглашения о свободной торговле со множеством других стран, несмотря на ограничения," — сказал Керобян, добавив, что при наличии желания и возможностей Армения сможет установить многосторонние торговые отношения с различными экономическими и политическими объединениями.
Напомним, в январе 2024 года против Ваана Керобяна, занимавшего тогда должность министра экономики, а также ряда чиновников ведомства и представителей частного сектора было заведено уголовное дело. Оно касалось хищения государственных средств при реализации программы развития интенсивных садов и создания препятствий для участия компаний в тендерах на покупку программного обеспечения.
Позже уголовное преследование в отношении шести из восьми фигурантов было прекращено на основании деятельного раскаяния. Керобян и ещё один фигурант дела, директор ИТ-компании Synergy Ашот Ованнисян, отказываются признавать свою вину. Керобян находился под домашним арестом с 16 февраля по 15 июня, после чего был освобожден.