Эксперт: Иран больше беспокоит присутствие не ЕС, а Израиля на Южном Кавказе

© Sputnik / Andranik GhazaryanСергей Мелконян
Сергей Мелконян - Sputnik Армения, 1920, 07.08.2024
Подписаться
Расширяющееся присутствие Израиля расценивается в Тегеране как фактор нестабильности в регионе, отметил политолог.
ЕРЕВАН, 7 авг — Sputnik. Присутствие ЕС на Южном Кавказе, по мнению иранских властей, способствует сохранению статус-кво. Об этом заявил политолог Сергей Мелконян в ходе научной конференции "Иран как фактор влияния на региональные процессы Южного Кавказа", организованной Русским домом в Ереване.
"При изучении официальных заявлений, во время экспертных встреч я не заметил резко негативных оценок по поводу присутствия ЕС на Южном Кавказе. С точки зрения Ирана, даже частичное присутствие ЕС содействует сохранению регионального баланса сил", – сказал Мелконян.
Как отметил эксперт, в Тегеране нет иллюзий, и там понимают, что Брюссель заполняет существующий вакуум в своих интересах. Но на тактическом уровне это – новый компонент в региональной конфигурации, который поддерживает хрупкий статус-кво.
С другой стороны, расширяющееся присутствие Израиля расценивается как фактор нестабильности в регионе.
"В этом смысле партнерство Азербайджана и Израиля уже носит стратегический характер, потому что затрагивает не только такие сферы, как энергетика, поставки вооружений и военной техники, но затрагивает уже область кибербезопасности. Израильские специалисты будут готовить азербайджанских специалистов в этой сфере", – заметил Мелконян.
Кроме того, речь идет уже и о сотрудничестве в космосе. Контракты заключены на сумму более $100 млн. Есть договоренность о том, что Израиль будет запускать азербайджанские спутники.
В этом Иран видит большую проблему для собственной безопасности и безопасности Южного Кавказа, сказал эксперт.
В таком же негативном ключе в Тегеране рассматривают усиление присутствия США в регионе.
"Резко негативная оценка есть и в вопросе США", – отметил политолог.
При этом "красной линией" для Ирана будет не отдельная военная активность Вашингтона, допустим, недалеко от Еревана, а постоянное военное присутствие у границ Ирана.
"В этом смысле в Баку прекрасно понимают чувствительность именно этого компонента. Думаю, многие заметили недавнюю информационную атаку Баку о том, что якобы в Армению прибыли два борта с вооружениями, военной техникой, личным составом ВС США, который "будет дислоцирован" в Сюнике, на границе с Ираном и т.д.", – пояснил Мелконян.
Иначе дело обстоит с активизацией Индии в регионе. Иран сотрудничает с Индией по ряду направлений, в том числе в таких сферах, как коммуникации, сохранение регионального баланса через продажу оружия Армении, инвестиции в иранский порт Чабахар.
Что касается роли Москвы, то, учитывая точки пересечения интересов Москвы и Тегерана в регионе, нужно продумать форматы сотрудничества хотя бы по вопросу "секьюритизации" Сюника.
"Где-то у российской стороны получается лучше реализовать какую-то программу, где-то – у иранской стороны. А если это сделать вместе, то может быть синергетический эффект", – считает Мелконян.
При этом он отметил, что иранские коллеги не совсем понимают интересы и политику России на Южном Кавказе, в частности, тесную кооперацию с Азербайджаном на фоне членства Армении в ОДКБ и ЕАЭС.
Касаясь платформы "3+3", он отметил, что Иран рассматривает ее как один из компонентов сдерживания и поддержания регионального баланса.
Лента новостей
0