"Еще не все потеряно, но Армения упускает шанс": эксперт об отношениях с Баку и Анкарой

© Sputnik / Andranik GhazaryanПолитолог Григор Баласанян в гостях радио Sputnik
Политолог Григор Баласанян в гостях радио Sputnik - Sputnik Армения, 1920, 16.08.2024
Подписаться
Политолог полагает, что Армения могла бы предложить альтернативный вариант переговоров с Азербайджаном именно сейчас, когда президент Ильхам Алиев оказался под серьезным прессингом со стороны мировых центров.
ЕРЕВАН, 16 авг — Sputnik. Сейчас от Армении больше, чем когда-либо требуется инициативная внешняя политика и искусная игра на возникших в последнее время противоречиях между Турцией и Азербайджаном. Такое мнение в эфире "Абовян Time" выразил политолог-международник Григор Баласанян.
Эксперт напомнил о резкой реакции Азербайджана на заявление Эрдогана о том, что "Турция можейт войти в Израиль так же, как вошла в Нагорный Карабах". На взгляд эксперта, Алиев дал понять Турции, что в любой момент может выйти из "операции Зангезурский коридор", будучи не вполне солидарным с неоосманскими представлениями Эрдогана и его идеей "одна нация - одно государство", которую Анкара продвигает на протяжении последних 10 лет.
Именно этими противоречиями могла бы сейчас воспользоваться Армения. Но это лишь в том случае, если бы в Ереване сидела команда высококвалифицированных, профессиональных дипломатов и переговорщиков. Для этого нужны кадры, которых, к сожалению, нет на дипломатическом фронте.
"У Армении сейчас появился шанс, и если получится, то это станет спасением для армянской государственности", - полагает эксперт.
На его взгляд, в идеальном случае Армения могла бы предложить альтернативный вариант переговоров с Азербайджаном. При этом Ереван и Баку должны договориться, что в будущем мирном договоре пункты об изменении Конституции, "переселении" азербайджанцев в Армению и "Зангезурском коридоре" упоминаться не будут. Он считает это оптимальным вариантом именно сейчас, когда Алиев, с одной стороны, оказался под серьезным прессингом со стороны Турции и Запада, а с другой — получает предупреждения от России и Ирана.
По словам Баласаняна, минимум, что может сделать Армения — это выступить с контртребованием об изменении Конституции Азербайджана.

"В Конституции Азербайджана четко сказано, что в 1921-1991 годах была советская оккупация. Соответственно, Азербайджан себя провозгласил правопреемником первой Республики Азербайджан. Границы, которые местами пытаются очертить, это границы советского Азербайджана, что противоречит конституции этой страны", - подчеркивает политолог.

Он замечает, что в дальнейшем в Баку могут заявить, что эти границы не соответствуют Конституции Азербайджана и надо начинать процесс делимитации и демаркации сначала, "иначе начнется война".
"Что мы сможем сказать в ответ? Что будем делать? Вот так спокойно сидеть и ждать? Видите ли, Шарль Мишель что-то сказал, или Джеймс О'Брайен, или кто-то еще. Сегодня они есть, завтра нет. А с этим народом ты обречен жить веками. О'Брайен, что ли, придет и скажет: "Азербайджан ты не прав?". Нынешние власти Армении подходят к переговорам поверхностно, кое-как. Смотрят на все "сквозь пальцы". Историю начали читать, но до конца не дочитали", - полагает эксперт-международник.
Дзюник Агаджанян на открытии Международного форума Новые горизонты сотрудничества Армении и ЕАЭС с БРИКС и ШОС (8 августа 2024). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 10.08.2024
Азербайджан не готов отводить войска: Агаджанян о делимитации
Что касается армяно-турецких отношений, то, по мнению Баласаняна, переговоры со спецпредставителем Турции Сердаром Кылычем должны проводиться в новом формате. При этом следует указывать Турции на несогласие Алиева с позицией Анкары, на попытки Азербайджана позиционировать себя как суверенное государство, что может привести к пересмотру отношений в армяно-азербайджанском тандеме, говорит политолог.

"Ильхам Алиев пытается играть между Восточным и Западным лагерем, давая понять, что Азербайджан что-то собой представляет как суверенное государство и может принимать самостоятельные решения. Реджеп Эрдоган думал, что Алиев будет выполнять все его указания, не моргнув глазом. Однако, по сути, азербайджанский президент сейчас предпочитает выступить против Турции, но спастись и избавиться от обязанности открыть фронт против Ирана. То есть Алиев выбрал меньшее из зол. В определенном смысле это для нас было ожидаемо. Но полагаю, было довольно неожиданно для Эрдогана", - заключил Баласанян.

Баласанян уверен — Анкаре следует дать понять, что Турция оказалась бы в более выгодном положении, подписав с Арменией отдельный договор об открытии границ. Тем самым Западу можно было бы показать, что Турция готова открыть границу, не связывая это с армяно-азербайджанским переговорным процессом и без привязки к т.н. "Зангезурскому коридору".
Лента новостей
0