Отвечает интересам Еревана: Панова о том, что даст Армении сотрудничество с БРИКС

© SputnikГлава Экспертного совета БРИКС, проректор НИУ ВШЭ (Россия) Виктория Панова на "Климатической безопасности в эпоху неопределенности" в рамках Международного форума "Ереванский диалог" (10 сентября 2024). Еревaн
Глава Экспертного совета БРИКС, проректор НИУ ВШЭ (Россия) Виктория Панова на Климатической безопасности в эпоху неопределенности в рамках Международного форума Ереванский диалог (10 сентября 2024). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 11.09.2024
Подписаться
Ереван считает, что БРИКС отвечает интересам страны и примет участие в октябрьском саммите в Казани, но заявку на участие подавать не спешит.
Какие возможности открывает сотрудничество Армении с объединением, и чем наша страна может быть интересна объединению. Об этих и других актуальных вопросах Sputnik Армения на полях форума "Ереванский диалог" поговорил с руководителем Экспертного совета БРИКС – Россия, проректором НИУ ВШЭ, шерпой (официальным представителем, ред.) России в "Женской двадцатке" Викторией Пановой.
— Армения примет участие в саммите БРИКС в Казани на высшем уровне. Как это повлияет на сотрудничество нашей страны с объединением?
— Это абсолютно логичный шаг и полностью соответствует интересам Армении. Мы видим, что в последний период интерес к БРИКС все больше повышается: более 30 стран подали заявку на вступление. БРИКС — это неформальное объединение лидеров, которое позволяет решать ключевые вопросы, как с точки зрения интересов самих стран объединения, так и стран мирового большинства. Объединение работает по всем трем столпам: экономика и финансы, политика и глобальное управление, и гуманитарное сотрудничество. Даже если взять только экономический трек, мы понимаем, что это откроет дополнительные возможности для Армении, будет способствовать налаживанию и дополнительному укреплению связей с каждой из стран БРИКС. Уже сейчас первые четыре топ-партнера Армении — это члены объединения (Россия, ОАЭ, Китай, Иран). Есть значительный потенциал дальнейшего более глубокого сотрудничества как с ними, так и с остальными членами БРИКС.
Кроме того можем говорить и о политическом аспекте. Среди трех десятков лидеров и глав международных организаций положительно ответили на приглашение приехать в Казань и лидеры Турции и Азербайджана. Это дополнительная возможность встретиться на полях, переговорить и попробовать дальше продвинуть наболевшие и требующие решения вопросы.
— Увидим ли мы в Казани расширение БРИКС? В чем разница между страной– партнером БРИКС и страной–участником объединения, какие возможности открываются в каждом из случаев?
— В БРИКС все решения принимаются консенсусом, все страны БРИКС абсолютно равны. Но это также значит, что если ты уже подписался под тем или иным решением, то ты должен его выполнять. Для них обязательно участие во всех проектах, реализуемых для стран-членов объединения. Членство в БРИКС это с одной стороны привилегия, но с другой – дополнительная ответственность.
Ранее мы слышали, что есть консенсус о том, что нового расширения пока не будет. С другой стороны, глава МИД РФ Сергей Лавров был в Эр-Риаде и по итогам встречи со странами-членами Залива заявил, что одна из главных тем — расширение. В любом случае, итоговые решения будут принимать лидеры стран БРИКС. Ну а говоря о расширении, мы можем иметь в виду не только расширение в виде полноформатного членства, но и в виде присвоения статуса-партнера стране, подавшей заявку. Критерии будут точно обозначены.
Когда БРИКС сразу почти в два раза расширился, пришлось приложить много усилий для того, чтобы оперативно погрузить страны-новички во все текущие вопросы и обеспечить эффективность. Это потребовало более серьезных усилий от всех сторон. Предоставление странам статуса наблюдателя позволит им посмотреть, как и что работает, и начать постепенно подключаться к тем форматам работы, которые им наиболее интересны. Наверное, это тоже было бы в интересах не только Армении, но и любой страны, мирового большинства, которое хочет построения какого-то нового, стабильного, справедливого мирового порядка.
— На Ваш взгляд, готова ли Армения экономически к столкновению с огромным рынком, формируемом странами БРИКС? Какие риски может таить в себе такое сотрудничество для экономики Армении и, наоборот, какие перспективы развития оно обрисовывает?
— БРИКС – это не единый рынок, не таможенный союз и ничто из того, что может потребовать каких-то жертв со стороны Армении или любого другого государства, которое заинтересовано в более плотном сотрудничестве с объединением. Здесь нет рисков, но есть большие возможности. В случае с Армений речь может идти в том числе и об укреплении связей со странами-партнерами из БРИКС, а также поиске новых составляющих. У Армении большой потенциал развития, а такое сотрудничество открывает новые большие возможности. Армения должна воспользоваться возможностью нарастить взаимную торговлю с членами БРИКС, привлекать инвестиции и не оставаться вне крупных экономических проектов.
Армения - страна с хорошо развитым сельским хозяйством: 70% территории страны занимают сельскохозяйственные земли, в аграрном секторе занято 22% населения республики. Вместе с этим в БРИКС огромный рынок для сбыта сельскохозяйственной продукции: из 10 стран БРИКС 6 являются импортерами продовольствия. Расширение этого спектра взаимодействия будет выгодно Армении и тем странам, которые в большей степени будут сотрудничать по этому направлению. Рисков не вижу, так как никаких ограничений партнерство не накладывает.
В 2025 году мы ожидаем принятие третьей версии Стратегии экономического партнерства БРИКС уже в расширенном составе. Там как раз прописывается дорожная карта: шаги по укреплению экономик, по развитию экономических, торговых отношений между странами, повышения их технологической устойчивости.
— БРИКС – это также выстраивание логистических цепочек. Как армянская инициатива "Перекресток мира" может быть интегрирована в транспортные маршруты, связанные с объединением?
— БРИКС работает над обеспечением большей физической, логистической взаимосвязанности. В этой связи инициатива "Перекресток мира" вместе с коридором "Север-Юг" и иными подобными проектами может в большей степени отвечать интересам всех стран Евразии: задействовать дополнительные экономические бонусы и обеспечить возможность беспрепятственной торговли. Главное в таких проектах – учет интересов всех участников. Под логистикой мы подразумеваем весь комплекс, включая совместные страховые возможности. Одним из направлений и возможностей для Армении может стать подключение к обсуждаемой и разрабатываемой системе финансовых платежей, основанных на цифровых валютах BRICS Bridge. Многие понимают, что сейчас они могут пользоваться системой SWIFT, но в любой момент это может стать орудием против них. Поэтому альтернатива всегда нужна.
— Армения будучи не страной-членом объединения может подключиться к этой системе?
— Если мы посмотрим на начавшиеся процессы дедолларизации, то из-под этой системы страны уже начали выходить. Менее 30% — это расчеты в долларах внутри стран БРИКС, раньше было в разы больше. 85% расчетов России со всеми странами БРИКС осуществляются в национальных валютах, раньше это не превышало 26%.
Построение такой системы, в том числе с использованием цифровых платежных средств, будь то BRICS Bridge или что-то иное — это значимая альтернатива, и она, естественно, будет открыта для всех стран, которые хотят работать конструктивно. Это не планируется как какая-то закрытая система. Ведь БРИКС — об инклюзивности, создании инструментов, которые помогали бы развиваться не только странам объединения, но и остальному миру.
Лента новостей
0