Россия на Южном Кавказе передает "эстафету" активности Ирану — мнение политолога

© Александр Щербак / PoolПрезидент РФ Владимир Путин и президент Ирана Масуд Пезешкиан во время встречи (11 октября 2024). Ашхабад
Президент РФ Владимир Путин и президент Ирана Масуд Пезешкиан во время встречи (11 октября 2024). Ашхабад - Sputnik Армения, 1920, 17.10.2024
Подписаться
Активизация Тегерана в регионе Южного Кавказа, по большому счету, не пересекает российских "красных линий", полагает эксперт.
ЕРЕВАН, 17 окт – Sputnik. Россия передала Ирану "эстафету" активности на Южном Кавказе, чтобы "не отвлекаться" от украинского кризиса. Такое мнение в интервью Sputnik Армения выразил политолог Сурен Суренянц.
Ранее в Ашхабаде состоялась первая встреча президента России Владимира Путина и новоизбранного президента Ирана Масуда Пезешкиана. Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков заявил о "серьезном разговоре" на встрече двух президентов. В свою очередь, Пезешкиан отметил стратегический характер отношений Тегерана и Москвы, добавив, что Иран и Россия обладают прекрасным взаимодополняющим потенциалом и могут помочь друг другу.
Суренянц уверен, что у Путина есть соответствующие договоренности с Тегераном по Южному Кавказу, и он считает это логичным, поскольку на предстоящем в Казани саммите БРИКС две страны станут стратегическими союзницами — к подписанию готовится соответствующий документ.
"Интересно, что президент России Владимир Путин даже не стал дожидаться 23 октября (саммит БРИКС пройдет 22-24 октября - ред.), а встретился 11 числа с Пезешкианом на международном форуме "Взаимосвязь времен и цивилизаций" в Туркменистане. Я более чем уверен, что Россия обсуждает с Ираном возникающие в регионе Южного Кавказа стратегические вопросы. Кольцо вокруг Ирана сжимается, а Россия пока что занята решением вопросов с Восточной Европой и Украиной. К тому же, активизация Тегерана в регионе Южного Кавказа, по большому счету, не пересекает российских "красных линий", — подчеркнул Суренянц.
Между тем, власти Армении своими действиями дают понять, что их не интересуют перспективы армяно-российских и армяно-иранских отношений, полагает эксперт. Так, премьер-министр Армении Никол Пашинян договорился в Москве с президентом России Владимиром Путиным о выводе российских пограничников с контрольно-пропускного пункта на армяно-иранской границе с 1 января 2025 года, а секретарь Совбеза Армен Григорян принял директора Европейско-Евразийского регионального центра Разведывательного управления Минобороны США Патрика Прайора.

"Отставим в сторону КПП на иранской границе, где нужны всего лишь несколько человек. Но это жест в адрес Запада: "Смотрите, я поехал в Москву. Правда, я встретился с Путиным и попировал на его дне рождения, но все равно добился от него чего-то очень важного — выхожу с российской орбиты". А еще, буквально на днях, [секретарь Совбеза] Армен Григорян принял очень важного представителя разведки МО США. Насколько же человек в политическом смысле должен быть недееспособным, чтобы на фоне ирано-израильской напряженности с подобной помпой проводить в Ереване встречу с представителем американской разведки", - замечает политолог.

Между тем, наш собеседник пришел к выводу, что премьер Пашинян уводит Армению с российской орбиты не в сторону Запада, а, скорее, в турецко-азербайджанские "клещи". Армения оказалась в этих "клещах", поскольку Запад ясно дал понять официальному Еревану свое видение "гарантий безопасности". А именно — Армении придется самой договариваться с Турцией и Азербайджаном. При этом, Турция выдвигает предварительное условие: армянская сторона должна выполнить все требования Азербайджана.
С точки зрения политолога, оказавшись в "паутине" Запада, Пашинян лишил Армению союзников, поставил под угрозу субъектность и суверенитет страны. В то же время есть всего две страны, заинтересованные в территориальной целостности нашей страны — Россия и Иран, поскольку единственный сухопутный путь, связывающий их вне тюркского мира, проходит через Армению.
"Можно часами критиковать политику России, но от этого реальность не изменится. А реальность в том, что армянская субъектность сохранилась лишь благодаря российскому влиянию. Первый президент Левон Тер-Петросян, стоявший у истоков независимой Армении, сразу же после избрания постарался установить отношения стратегического уровня с Россией. А теперь к власти пришли политические аутсайдеры в революционных кепках, желающие построить "новую Армению", у которой нет институциональной памяти", — сказал Суренянц.
Тем не менее, нынешним властям не стоит быть слишком оптимистичными в своих программах по стиранию памяти, отрыву от корней, отказу от достойного будущего, считает политолог. Он уверен: сколько бы ни появлялось и уходило невезучих оппозиционных движений, все равно в один прекрасный день сформируется качественно новая сила, которая вернет Армению в ее естественное состояние.
Лента новостей
0