Написал книгу – доставай бумажник! Чтоб заплатить, а не получить

© SputnikОткрытие Ереванского книжного фестиваля в государственной картинной галерее (6 сентября 2024). Еревaн
Открытие Ереванского книжного фестиваля в государственной картинной галерее (6 сентября 2024). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 18.10.2024
Подписаться
Чем государство может и должно помогать оказавшимся в положении пасынков творческим союзам? Таким вопросом задается колумнист Sputnik Армения.
Удастся ли рассерженным главам творческих союзов Армении отстоять здания, которые у них собираются отобрать? Возможно, с очень малой степенью вероятности. Но если даже да, насколько это поможет появлению заметных произведений в литературе, изобразительном искусстве, музыке и т.д.? Какая радость от этого истосковавшимся по чему-нибудь дельному, главному, славному читателям, зрителям, всем нам? Ведь создание, пусть не каждый раз шедевров, но заметных произведений литературы и искусства с местоположением штаб-квартир творческих союзов напрямую не связано.
А разве до того, как правление Союза писателей справило новоселье в прелестном особняке на проспекте Маршала Баграмяна, дом 3 (1954 год), Армения изнемогала от нехватки талантливых писателей, поэтов, драматургов критиков или переводчиков? Ничего подобного: вначале было Слово, а дом, в который переехали "литературные генералы", появился потом.
До этого у нас была литература, которой можно было гордиться. Назову имена, которые многие из молодых не то что не помнят, возможно, и не знают. До того, как на проспекте Маршала Баграмяна построили главный писательский дом, (а вместе с ним Дома композиторов, художников, архитекторов), в Ереване состоялся учредительный съезд Союза писателей Армении (1934 год).
Теперь имена: Аксель Бакунц, Дереник Демирчян, Наири Зарян, Егише Чаренц, Ширванзаде… Старшее поколение знает их по книгам, часть сегодняшней молодежи чаще по наименованиям проспектов, улиц, школ, меньше – по романам, пьесам, стихотворениям.
Отсутствие дома, в котором свой зал заседаний, кабинеты, приемные с секретаршами, не говоря уже о телефонах правительственной связи, в общем и целом не мешало корифеям тех лет писать книги, сочинять музыку, создавать живописные полотна высшего художественного уровня. Что изменилось?
Хотя, насчет своего дома, привираю, не совсем так: он был. Назывался "Вернатун" - мансарда. Находился в Тифлисе (Тбилиси) и представлял собой классический литературный клуб. Был основан в 1899 году поэтом и писателем Ованесом Туманяном, однако, стал как бы штаб-квартирой художников, композиторов и других творцов, склонных к истинному искусству. Говорили, обсуждали, решали, выпивали, ели хачапури. Дело, представьте, шло: книги писались, музыка звучала, и все получалось лучше всех!
Первым председателем Союза, ступившим в предназначенный для организации и руководства писательским делом дом, был великий Аветик Исаакян. Глыба, поэт мирового значения, непререкаемый авторитет. К сильным мира сего шел не он – шли к нему.
После Исаакяна кабинет главного писателя страны занимало еще несколько значимых фигур (Эдвард Топчян, Ваагн Давтян, Вардкес Петросян и др.). Продолжение следовало, и вдруг не такой уж неожиданный ход властей — отобрать то, что им не принадлежит. Не помочь писателям, музыкантам и ваятелям выбраться из опутавшей их с ног до головы коммерческой зависимости, не пригласить их на чистосердечную беседу и даже не вспомнить "Разговор с фининспектором о поэзии" Владимира Маяковского, где: "Труд мой любому труду родствен. Взгляните, сколько я потерял, какие издержки в моем производстве и сколько тратится на материал…". Ничего похожего.
"Приватизация зданий творческих союзов Государственным комитетом кадастра осуществлялась в разные годы, разными сотрудниками этого учреждения, и это не было правонарушением. Это имущество считалось нашей собственностью и было передано нам после обретения Арменией независимости. Следует подчеркнуть, что и в советский период эти здания были нашей собственностью", – возмутился недавно председатель Союза художников Армении Сурен Сафарян. Возмущался справедливо, так оно и было.
Тут надо заметить, что речь идет не только о зданиях для работы правлений Союзов писателей, художников, кинематографистов в центре Еревана. Творческие союзы Армении при более чем солидной финансовой поддержке своих собратьев из Москвы, обзавелись большим и разнообразным хозяйством в виде домов отдыха, пансионатов и поликлиник, где творцы развлекались, отдыхали, лечились. Оставшись же после выхода из СССР наедине с собой, все это дело заметно ослабло и ужалось. Что будет с ним дальше, покажет время.
Чем государство может и должно помогать оказавшимся в положении пасынков творческим союзам? "В нынешние времена авторы книг практически забыли, что такое гонорары, их лишили минимальных социальных гарантий, возможности публиковать свои произведения. Несешь свой труд в издательство или типографию - доставай бумажник", — с досадой отмечает российский публицист Алексей Синенко. Зеркально отражает положение дел с писателями в Армении.
Гонорары за выходящие с ошеломительными по нынешним меркам тиражами книги ставили многих писателей прошлого в один ряд с генеральными конструкторами трижды засекреченных "изделий" военного назначения, и это никого не удивляло: инженерия человеческих душ ценилась не меньше конструирования баллистических ракет и космических кораблей.
Кадр из фильма Мы и наши горы режисера Генриха Маляна (Арменфильм, 1969г) - Sputnik Армения, 1920, 20.08.2023
Постарело и кончилось. Что ждет армянское кино?
Сильва Капутикян, Ованнес Шираз, Паруйр Севак, Геворг Эмин — в литературе, Григор Ханджян, Минас Аветисян (Минас), Ерванд Кочар — в изобразительном искусстве, Генрих Малян, Фрунзэ Довлатян, Сергей Исраелян — в кино, а над всеми патриарх всеобщего армянского искусства Мартирос Сарьян. Все они жили в элитных по нынешним меркам домах, имели дорогие автомобили, путешествовали по миру. Им не завидовали, их не попрекали, не обзывали нехорошими словами. Знакомством с ними гордились, а те, кто не был знаком, стремились стать ближе.
Нельзя сказать, что такое только в Армении. "Сложилась странная ситуация", — заметил вице-спикер Государственной Думы РФ Борис Чернышов. В стране Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого нет профессии писателя. У писателей, по его словам, нет ни пенсионного, ни трудового стажа, отсутствует правовая защита литераторов.
А в стране Хачатура Абовяна, Егише Чаренца, Аветика Исаакяна разве иначе? И изменится ли положение к лучшему, если правительство Армении оставит дома творческих Союзов своим хозяевам и ничего другого делать не станет?
Лента новостей
0