https://am.sputniknews.ru/20241022/v-dolgosrochnoy-perspektive-es-ne-smozhet-vserez-prisutstvovat-na-yuzhnom-kavkaze-ekspert-82099163.html
В долгосрочной перспективе ЕС не сможет всерьез присутствовать на Южном Кавказе: эксперт
В долгосрочной перспективе ЕС не сможет всерьез присутствовать на Южном Кавказе: эксперт
Sputnik Армения
Прозападный курс Армении отменится, если на выборах победят нынешние власти Грузии, отмечает политолог. 22.10.2024, Sputnik Армения
2024-10-22T23:04+0400
2024-10-22T23:04+0400
2024-10-23T00:21+0400
армения
вице-премьер
мгер григорян
политика
новости армения
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/02/18/72674515_0:0:1600:901_1920x0_80_0_0_8a759c77392432f1d4bdf16cfbd7a991.jpg
ЕРЕВАН, 22 окт – Sputnik. Прозападный курс Армении содержит серьезные риски, учитывая, что большинство стран региона выбрали ЕАЭС и БРИКС, или занимают равноудаленную позицию от геополитических центров. К тому же Евросоюз не дает Армении гарантий безопасности. Такое мнение в эфире программы "Абовян Time" на радио Sputnik Армения выразил политолог Грант Микаелян.По его словам, в Армении нет артикулированной оппозиции к вступлению в Европейский союз. Соответственно, если будет агитация за вступление в Евросоюз, а против не будет, то результаты не будут отражать политической ситуации в силу отсутствия конкуренции. У политолога возникает вопрос: даже если этот референдум состоится, и "за" проголосуют 100% граждан Армении, то что будет дальше? "Вот это уже действительно превращается в цирк, поскольку никто Армению не приглашал, никаких перспектив членства у Армении нет. Армения не граничит ни с одной страной Европейского Союза и очень далека от того, чтобы быть в этой ситуации. Ни Турция, ни Грузия не станут членом ЕС. Армения тем более не станет членом Евросоюза. И тогда вопрос — что мы обсуждаем?", - сказал Микаелян. Проводя параллели с Грузией и Молдовой, он подчеркивает, что именно активная западная интеграция привела их к конфликтам. И в случае с Арменией продвижение прозападной позиции может стать не фактором безопасности, а "фактором опасности", говорит наш собеседник. По наблюдениям политолога, инициаторы еврореферендума в Армении пока что не запомнились сбывшимися прогнозами, правдивыми обещаниями и вообще квалифицированной оценкой политической ситуации, что грозит определенными рисками. В чем риски для Армении? "В этом регионе большая часть стран вступает в БРИКС, или уже в нем состоит. Есть также формат "3+3", здесь выстраивается большая евразийская платформа. Насколько прозападная Армения сможет выживать в этой ситуации, особенно если Грузия выстраивает, скажем так, равноудаленные отношения с ЕС и Россией? Если учесть, что ценой за вступление в ЕС был Арцах, то тогда у нас возникает еще одна проблема. По сути, власти, скрывая правду, ведут инициативную политику на отказ от интересов Армении ради просто вот таких информационных заявлений и вбросов. Даже если бы Армения вступила в ЕС, все равно это бы не гарантировало ей безопасность. И сегодня, и вчера, и всегда в мире безопасность гарантируют военные механизмы сдерживания в первую очередь", - полагает эксперт. Подчеркивая, что невоенные механизмы сдерживания работают только в паре с военными инструментами, Микаелян считает абсолютно неверным разделять и противопоставлять эти два инструмента, поскольку это всего лишь пропагандистский приём, который вводит в заблуждение граждан Армении. "Невоенные инструменты сдерживания работают не так, что ты отказываешься от всех своих претензий, а взамен тебе что-то дают. Это, по сути, логика детского сада. То есть надо понимать, что каждое государство ответственно само за себя и оно принимает решения, а не какой-то "дядя". Невоенные инструменты сдерживания — это то, насколько ты отстаиваешь свои интересы, а не насколько ты их сдаёшь. То есть, условно говоря, проси два рубля, чтобы дали один, а не отказывайся в надежде, что бить будут мало. То есть тут логика абсолютно ущербная", - заключил Микаелян.Пример Франции и Германии, который часто приводится, нельзя позиционировать на регион Южного Кавказа, так как здесь проходит цивилизационная граница, вернее граница восточно-христианской цивилизации. И в этом смысле Армения обречена на цивилизационный конфликт, считает он.Ситуация в ГрузииПолитолог также коснулся возможного влияния итогов предстоящих через несколько дней выборов в Грузии на ситуацию в Армении.Как отметил Микаелян, в Грузии есть очень большая неопределенность относительно результатов выборов. Разные социологические организации проводят опросы, которые дают кардинально отличающиеся результаты, что создает нервозный фон в обществе и впоследствии даст возможность той или иной проигравшей стороне заявить, что на самом деле победила она, говорит эксперт.В том случае, если на выборах или в результате поствыборных протестов в Грузии победит оппозиция, то страна будет втянута в противостояние геополитических масштабов, уверен политолог. Впрочем, по его прогнозу, вероятность подобного развития событий — менее 50%. Обострение ситуации в грузинском обществе очень высоко, но оно идёт сверху, то есть со стороны политических субъектов — власти и оппозиции, а не со стороны населения, у которого нет спроса на поляризацию. Это, по словам Микаеляна, прежде всего проявляется в том, что акции протеста в последнее время не такие массовые, а также в том, что, по опросам, граждане Грузии не хотят общественного раскола."Если нынешние грузинские власти побеждают, то тогда прозападный курс Армении повисает в воздухе, а по сути отменяется. В случае победы власть в Грузии будет добиваться конституционного большинства и начнет выдавливать силы, которые ориентируются на внешних игроков. И тогда для Армении западный путь будет реально потерян. Впрочем, даже если победят прозападные силы, это все равно ни на что не повлияет. В долгосрочной перспективе у Евросоюза нет возможности всерьез присутствовать на Южном Кавказе, на фоне усиления региональной компоненты. Однозначно, доминирование западного вектора на постсоветском пространстве идёт на убыль", - констатирует политолог.Говоря об убывающем влиянии Запада на постсоветском пространстве, Микаелян привел пример Молдовы, где еще в 2018-19 годах, согласно соцопросам, подавляющее большинство стремилось в Евросоюз, а сейчас на референдуме за евроинтеграцию проголосовало всего чуть более 50% избирателей.Он напомнил, что эрозия миропорядка дошла до той степени, когда можно говорить, что прежнего мирового порядка уже не существует. В этих условиях, чтобы добиться мира в регионе, от властей Армении требуется видение новых горизонтов геополитического развития.
https://am.sputniknews.ru/20240822/imitatsiya-evropeyskogo-mira-kogda-armeniya-zhivet-ne-v-evrope-i-ne-mirno-opasna-ekspert--79734072.html
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/02/18/72674515_176:0:1600:1068_1920x0_80_0_0_d32197b33f7c2ce840b733371c58a245.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армения, вице-премьер, мгер григорян, политика, новости армения
армения, вице-премьер, мгер григорян, политика, новости армения
В долгосрочной перспективе ЕС не сможет всерьез присутствовать на Южном Кавказе: эксперт
23:04 22.10.2024 (обновлено: 00:21 23.10.2024) Прозападный курс Армении отменится, если на выборах победят нынешние власти Грузии, отмечает политолог.
ЕРЕВАН, 22 окт – Sputnik. Прозападный курс Армении содержит серьезные риски, учитывая, что большинство стран региона выбрали ЕАЭС и БРИКС, или занимают равноудаленную позицию от геополитических центров. К тому же Евросоюз не дает Армении гарантий безопасности. Такое мнение в эфире программы "Абовян Time" на радио
Sputnik Армения выразил политолог Грант Микаелян.
"По сути, власть в Армении таким образом пытается снять с себя ответственность и сказать, что это (референдум по евроинтеграции – ред.) частная инициатива. То есть, если в Грузии власти инициативно проводили прозападный курс, то нынешние власти Армении пытаются это скрытно проводить и отдавать на "аутсорс", хотя разница в подходах очевидна. Например, если сравнить с инициативой "Айакве" по поводу Нагорного Карабаха, которой власти препятствовали, то здесь, наоборот, весь город уставлен баннерами о "евроинтеграции". По сути, власти хотели, чтобы тот референдум по сохранению Карабаха армянским не состоялся, но хотят, чтобы состоялся этот референдум — по вступлению в Евросоюз", - замечает эксперт.
По его словам, в Армении нет артикулированной оппозиции к вступлению в Европейский союз. Соответственно, если будет агитация за вступление в Евросоюз, а против не будет, то результаты не будут отражать политической ситуации в силу отсутствия конкуренции. У политолога возникает вопрос: даже если этот референдум состоится, и "за" проголосуют 100% граждан Армении, то что будет дальше?
"Вот это уже действительно превращается в цирк, поскольку никто Армению не приглашал, никаких перспектив членства у Армении нет. Армения не граничит ни с одной страной Европейского Союза и очень далека от того, чтобы быть в этой ситуации. Ни Турция, ни Грузия не станут членом ЕС. Армения тем более не станет членом Евросоюза. И тогда вопрос — что мы обсуждаем?", - сказал Микаелян.
Проводя параллели с Грузией и Молдовой, он подчеркивает, что именно активная западная интеграция привела их к конфликтам. И в случае с Арменией продвижение прозападной позиции может стать не фактором безопасности, а "фактором опасности", говорит наш собеседник.
По наблюдениям политолога, инициаторы еврореферендума в Армении пока что не запомнились сбывшимися прогнозами, правдивыми обещаниями и вообще квалифицированной оценкой политической ситуации, что грозит определенными рисками.
"В этом регионе большая часть стран вступает в БРИКС, или уже в нем состоит. Есть также формат "3+3", здесь выстраивается большая евразийская платформа. Насколько прозападная Армения сможет выживать в этой ситуации, особенно если Грузия выстраивает, скажем так, равноудаленные отношения с ЕС и Россией? Если учесть, что ценой за вступление в ЕС был Арцах, то тогда у нас возникает еще одна проблема. По сути, власти, скрывая правду, ведут инициативную политику на отказ от интересов Армении ради просто вот таких информационных заявлений и вбросов. Даже если бы Армения вступила в ЕС, все равно это бы не гарантировало ей безопасность. И сегодня, и вчера, и всегда в мире безопасность гарантируют военные механизмы сдерживания в первую очередь", - полагает эксперт.
Подчеркивая, что невоенные механизмы сдерживания работают только в паре с военными инструментами, Микаелян считает абсолютно неверным разделять и противопоставлять эти два инструмента, поскольку это всего лишь пропагандистский приём, который вводит в заблуждение граждан Армении.
"Невоенные инструменты сдерживания работают не так, что ты отказываешься от всех своих претензий, а взамен тебе что-то дают. Это, по сути, логика детского сада. То есть надо понимать, что каждое государство ответственно само за себя и оно принимает решения, а не какой-то "дядя". Невоенные инструменты сдерживания — это то, насколько ты отстаиваешь свои интересы, а не насколько ты их сдаёшь. То есть, условно говоря, проси два рубля, чтобы дали один, а не отказывайся в надежде, что бить будут мало. То есть тут логика абсолютно ущербная", - заключил Микаелян.
Пример Франции и Германии, который часто приводится, нельзя позиционировать на регион Южного Кавказа, так как здесь проходит цивилизационная граница, вернее граница восточно-христианской цивилизации. И в этом смысле Армения обречена на цивилизационный конфликт, считает он.
Политолог также коснулся возможного влияния итогов предстоящих через несколько дней выборов в Грузии на ситуацию в Армении.
Как отметил Микаелян, в Грузии есть очень большая неопределенность относительно результатов выборов. Разные социологические организации проводят опросы, которые дают кардинально отличающиеся результаты, что создает нервозный фон в обществе и впоследствии даст возможность той или иной проигравшей стороне заявить, что на самом деле победила она, говорит эксперт.
В том случае, если на выборах или в результате поствыборных протестов в Грузии победит оппозиция, то страна будет втянута в противостояние геополитических масштабов, уверен политолог. Впрочем, по его прогнозу, вероятность подобного развития событий — менее 50%. Обострение ситуации в грузинском обществе очень высоко, но оно идёт сверху, то есть со стороны политических субъектов — власти и оппозиции, а не со стороны населения, у которого нет спроса на поляризацию. Это, по словам Микаеляна, прежде всего проявляется в том, что акции протеста в последнее время не такие массовые, а также в том, что, по опросам, граждане Грузии не хотят общественного раскола.
"Если нынешние грузинские власти побеждают, то тогда прозападный курс Армении повисает в воздухе, а по сути отменяется. В случае победы власть в Грузии будет добиваться конституционного большинства и начнет выдавливать силы, которые ориентируются на внешних игроков. И тогда для Армении западный путь будет реально потерян. Впрочем, даже если победят прозападные силы, это все равно ни на что не повлияет. В долгосрочной перспективе у Евросоюза нет возможности всерьез присутствовать на Южном Кавказе, на фоне усиления региональной компоненты. Однозначно, доминирование западного вектора на постсоветском пространстве идёт на убыль", - констатирует политолог.
Говоря об убывающем влиянии Запада на постсоветском пространстве, Микаелян привел
пример Молдовы, где еще в 2018-19 годах, согласно соцопросам, подавляющее большинство стремилось в Евросоюз, а сейчас на референдуме за евроинтеграцию проголосовало всего чуть более 50% избирателей.
"Есть опросы в Армении, где большинство людей, пусть не такое выраженное, но всегда за 50%, считает, что Никол Пашинян не справляется с ситуацией в сфере безопасности и что действия премьер-министра или нынешнего армянского правительства лишь способствуют продвижению нарративов Азербайджана. Проблема в том, что есть непонимание того, как работает дипломатия, как работают невоенные инструменты сдерживания, а также отсутствие желания и готовности защищать национальные интересы", - подчеркнул Микаелян.
Он напомнил, что эрозия миропорядка дошла до той степени, когда можно говорить, что прежнего мирового порядка уже не существует. В этих условиях, чтобы добиться мира в регионе, от властей Армении требуется видение новых горизонтов геополитического развития.