Какие факторы тормозят развитие бизнеса в Армении - по следам громкого заявления Пашиняна
© Sputnik / Asatur YesayantsАкоб Авакян
© Sputnik / Asatur Yesayants
Подписаться
Ранее сообщалось, что Пашинян хочет убрать налоговые льготы, что вызвало споры в бизнес-сообществе.
ЕРЕВАН, 18 ноя – Sputnik. Одним лишь налоговым законодательством невозможно решить всех проблем развития бизнеса в Армении. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил руководитель Ассоциации сотрудничества малого и среднего бизнеса Акоп Авакян.
Ранее премьер-министр Никол Пашинян с трибуны Национального собрания заявил 14 ноября, что Налоговый кодекс не отвечает потребностям государства, не поощряет развитие бизнеса, а система льготного налогового режима и налога с оборота противоречит государственным интересам. В этой связи он анонсировал новый Налоговый кодекс.
Глава Ассоциации сотрудничества малого и среднего бизнеса воздержался от комментариев по поводу оценок, данных премьером Пашиняном Налоговому кодексу. Вместо этого он отметил, что существует множество других проблем, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса больше, чем Налоговый кодекс.
"Например, нет программ поддержки новых предприятий, делающих первые шаги в бизнесе. Предприятия-новички поддерживаются или поощряются лизинговыми и другими банковскими инструментами. То есть, эти инструменты больше помогают банкам, потому что кредиты и лизинги предоставляются под государственные гарантии. Конечно, приобретение новых станков, модернизация механизмов субсидируются, но параллельно укрепляется банковский сектор. В последние годы банки в нашей стране генерируют больше всего сверхприбылей. Чтобы понять, что тут "антигосударственно", как говорит премьер, а что нет, для начала следует проанализировать картину в целом", – говорит Авакян.
Наш собеседник также отмечает, что сегодня одной из серьезнейших проблем как начинающих, так и состоявшихся предпринимателей является то, что они не знают, какой моделью экономического развития руководствуются власти. По его оценке, в стране нет единой экономической политики, а стратегии, касающиеся различных отраслей, в лучшем случае, реализуются лишь частично.
Пакет изменений, предложенных правительством в Налоговый кодекс, уже вызвал недовольство бизнесменов. Речь идет о законодательной инициативе по переходу от системы микропредпринимательства и налога с оборота к общей системе расчета НДС и налога на прибыль.
В настоящее время проект находится в парламенте, и в случае его принятия он вступит в силу с 1 июля 2025 года. В результате налоговых изменений налоговые обязательства хозяйствующих субъектов, занимающихся юридическими, бухгалтерскими, управленческими консультациями, специализированным строительством зданий, связанными с недвижимостью операциями, архитектурной и инженерной деятельностью, техническими испытаниями, рекламной деятельностью, исследованиями рыночной ситуации, обеспечением временной рабочей силой, могут вырасти до 50 %, что, в свою очередь, приведет к росту цен на указанные услуги. Проект, по оценкам специалистов, негативно скажется также на небольших клиниках, в том числе стоматологических, которые также перейдут в общее поле налогообложения (НДС и налог на прибыль).
Авакян уверен, что проект будет принят парламентским большинством. При этом он не исключил, что в него могут быть внесены некоторые незначительные изменения. В результате бизнес столкнется с серьезными проблемами.
"То есть, будет введено правило, к которому мы сегодня не готовы с нынешними ресурсами. Это непосильное налоговое бремя. Граждане Армении столкнутся с повышением цен, которое повлечет за собой череду проблем и недовольство народа. Негативные последствия дадут о себе знать, вероятно, примерно через 6 месяцев после вступления нового закона в силу", – полагает глава Ассоциации сотрудничества малого и среднего бизнеса.
Наш собеседник отмечает, что правительство не сопровождает свои законодательные инициативы, касающиеся налоговых изменений, документом об оценке воздействия на бизнес и граждан. А это уже нарушение не только действующего законодательства, но и положения, утвержденного действующим кабмином.