"Казалось бы": городу и руднику на самом юге Армении - 75, но его главный ресурс не иссяк

© Sputnik / Aram GareginyanОбогатительная фабрика на Агаракском медно-молибденовом комбинате
Обогатительная фабрика на Агаракском медно-молибденовом комбинате - Sputnik Армения, 1920, 30.11.2024
Подписаться
Конечно, Мегри - это не сказочная страна высоких заработков, хурмы и инжира. Есть немало проблем, но Агаракский комбинат помогает решать многие из них, в том числе главную – вопрос занятости людей.
В Агараке недавно отпраздновали 75 день рождения города и медно-молибденового комбината, вокруг которого этот город и вырос. Геологоразведку (и здесь, и севернее, в Каджаране) начали вести еще в военные годы, а после войны в обоих молодых городах заработали горные комбинаты, причем их работа почти не прерывалась даже в 1992-93: в те тяжелые годы они были одними из немногих источников валюты для страны.
"Помню, тогда я приносил аккумулятор своей машины, подзаряжал его от тракторного и нес домой. Подключал к нему две малюсенькие лампочки, их хватало на неделю, дети под ними уроки учили", - рассказывает нам Армо Геворкян, механизатор-бульдозерист на комбинате.
При нынешних объемах добычи запасов Агаракского рудника (200 млн т руды) хватит более чем на полвека вперед. В ближайшие годы тут готовятся провести доразведку запасов.

Казалось бы

"За последние 12-13 лет мы повышали продуктивность не за счет физического труда, а новых технологий. Поэтому нам нужно больше прежнего сварщиков, операторов насосов, слесарей, токарей. Главное – найти их", - говорит директор обогатительной фабрики Агаракского комбината Ваге Давтян.
Но ведь, казалось бы, эти специальности не такие уж редкие, чтобы мастеров пришлось долго искать, возражаем мы Давтяну.
© Sputnik / Aram GareginyanДиректор обогатительной фабрики на Агаракском медно-молибденовом комбинате Ваге Давтян
Директор обогатительной фабрики на Агаракском медно-молибденовом комбинате Ваге Давтян - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Директор обогатительной фабрики на Агаракском медно-молибденовом комбинате Ваге Давтян
"Это вы верно заметили – "казалось бы". Но поверьте, мастеров нам не хватает. Конечно, все не настолько плохо, тем более что почти у каждого в семье есть горняки, есть на кого равняться. Нашей фабрикой когда-то руководил мой дядя, он до сих пор тут работает диспетчером. Другой дядя - в нашем стройуправлении, а отец мой - токарь, трудится у нас уже 50 лет. Но вопрос кадров есть", - говорит Давтян.

Молодым куда у нас дорога?

Сейчас стало больше возможностей уехать из регионов в Ереван и обучиться программированию или 3D-дизайну (с неплохими заработками), а раньше было много возможностей остаться в родном поселке или городе, тоже хорошо зарабатывая. Причем рудник, при всей его важности, не был единственным выбором.
"Я между школой и армией пошел на завод резисторов – был у нас такой в Агараке. Там оплата была сдельная, но я быстро освоился, и в месяц у меня выходило по 500-600 рублей", - рассказывает уже знакомый нам бульдозерист Армо Геворкян.
© Sputnik / Aram GareginyanМеханик-бульдозерист на Агаракском медно-молибденовом комбинате Армо Геворкян
Механик-бульдозерист на Агаракском медно-молибденовом комбинате Армо Геворкян - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Механик-бульдозерист на Агаракском медно-молибденовом комбинате Армо Геворкян
Освоить специальность можно было даже в старших классах, вспоминает мастер Армо. Его родное село Курис примостилось в горах, нависших над Агараком. Когда он был старшеклассником, его семья переехала в город. При здешней школе был свой трактор, на котором ребят учили машиноведению (это был отдельный предмет, исчезнувший из школ после распада СССР). На этом тракторе Армо и несколько его товарищей еще в школе сдали на права.
"Мы даже этот трактор угоняли, чтобы родителям подсобить по хозяйству. Или в Карчеван, ближнее село, или в самом Агараке – у нас ведь тоже садов хватает… Учителя особо не ругали, да и за солярку у родителей денег не требовали: она же тогда копейки стоила", - вспоминает Геворкян.
© Sputnik / Aram GareginyanБуровая установка на Агаракском медно-молибденовом руднике
Буровая установка на Агаракском медно-молибденовом руднике - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Буровая установка на Агаракском медно-молибденовом руднике
После такой обкатки в армии ему доверили водить плавающую БМП (в Венгрии, на Дунае), а вернувшись домой, он поступил на рудник бульдозеристом, проходив в учениках всего две недели.
"Итого я на руднике уже 44 года. Сын тоже работает здесь трактористом. Мне уже за 70, но пока вроде не выгоняют", - смеется он.
Не меньше натаскивали практикой и будущих инженеров – на это уходил месяц из каждых летних каникул, вспоминает Наири Халатян, старший мастер бурово-взрывных работ на Агаракском руднике. Из Северокавказского горно-металлургического института во Владикавказе, где он учился, студентов направляли и на геологические полигоны в горах, и в Кабардино-Балкарию на Тырныаузский рудник (один из крупнейших в СССР по запасам вольфрама и молибдена), а на преддипломную практику он приехал уже в независимую Армению – в 1992 году, на Соткский золотой рудник (где тоже, как и в Агараке, добыча не прерывалась даже в те сложные годы). В 1995 году Халатян вернулся в родной Агарак.
© Sputnik / Aram GareginyanСтарший мастер бурово-взрывных работ на Агаракском медно-молибденовом комбинате Наири Халатян
Старший мастер бурово-взрывных работ на Агаракском медно-молибденовом комбинате Наири Халатян - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Старший мастер бурово-взрывных работ на Агаракском медно-молибденовом комбинате Наири Халатян
Сейчас вузы Армении направляют на рудники практикантов далеко не каждый год, а Агаракское ПТУ, готовившее рабочих, закрылось после распада Союза. Новичков в основном обучают сразу на руднике.
"У меня в бригаде вообще в основном молодежь. Вот один недавно прошел трехмесячную практику. Его отец был у нас трактористом", - говорит Маис Болян, главный энергетик Агаракского рудника.
© Sputnik / Aram GareginyanГлавный энергетик рудника на Агаракском медно-молибденовом комбинате Маис Болян
Главный энергетик рудника на Агаракском медно-молибденовом комбинате Маис Болян - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Главный энергетик рудника на Агаракском медно-молибденовом комбинате Маис Болян
Сюда он пришел из армии, где в годы первой Карабахской войны был кадровым военным, дослужившись до старшего лейтенанта. Молодежи есть чему научиться: часть экскаваторов и буровой техники работает на электричестве, поэтому кабели и опоры для них надо переносить с места на место (всего на руднике действует 10 км линий электропередачи).

Не все сразу

За 10 с лишним лет, с 2011 года, почти на всем комбинате закупили новое оборудование – российское, французское и немецкое, взамен 30-40-летнего старого.
© Sputnik / Aram GareginyanАгаракский медно-молибденовый рудник
Агаракский медно-молибденовый рудник - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Агаракский медно-молибденовый рудник
Вначале добытую руду привозят в цех измельчения. Здесь установили конусную дробилку с сенсорными экранами, повышающими точность работы. В цеху флотации (где измельченную в песок руду смешивают с водой и реагентами) установили новые линии, а в цеху сгущения (где полужидкий песок, содержащий медь и молибден, высушивают) поставили новый сгуститель и пресс-фильтр, выжимающий из полужидкой пульпы (песка) остатки воды. Сейчас завершают установку экспресс-анализатора, который автоматически, каждые 15 минут, определяет в пульпе содержание металла (раньше анализ велся вручную и длился 2-4 часа), рассказывает начальник фабрики Ваге Давтян.
© Sputnik / Aram GareginyanАгаракский медно-молибденовый рудник
Агаракский медно-молибденовый рудник - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Агаракский медно-молибденовый рудник
Тем не менее, о сокращении персонала речи не идет: наоборот, работников на комбинате не хватает, а их средний возраст перевалил за 50. Молодежь в основном хочет идти на работу водителями (экскаваторов, самосвалов, бульдозеров), а в слесарях и токарях есть недостаток, рассказывает гендиректор Агаракского медно-молибденового комбината Александр Беляев. Впрочем, и в Кузбассе, и в Якутии, и в Забайкалье, где он работал раньше, в горняки теперь идут меньше, отмечает Беляев. Входить в роль обвинителя молодежи ("вот, хотят все и сразу") он не будет. Работа горняка действительно непроста, и сам он начинал с помощника машиниста. Конечно, не каждый ученик когда-нибудь станет директором, но все же...
© Sputnik / Aram GareginyanГенеральный директор Агаракского медно-молибденового комбината Александр Беляев
Генеральный директор Агаракского медно-молибденового комбината Александр Беляев - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Генеральный директор Агаракского медно-молибденового комбината Александр Беляев
"Несколько лет назад мы предлагали ребятам, заканчивающим школу, дистанционно сдать экзамены в Горный институт в Петербурге. Дальше мы брали на себя все расходы на проживание и обучение. Желающих пока не было, и последние три года этот вопрос не обсуждался", - отмечает Беляев.
Из этого вуза можно выйти не только с запасом знаний, но и с опытом работы на самых разных месторождениях (вспомните, как это помогло взрывнику Наири Халатяну).
"Я сам работал на месторождениях угля и золота в Кузбассе, Забайкалье и Якутии, за пределами России. В Агараке геологическая структура относительно простая и предсказуемая, и климат удобнее для работы. Да, летом тут очень жарко, но я всегда говорю, что при +40 гораздо легче организовать работу, чем при -40", - рассказывает Беляев.
© Sputnik / Aram GareginyanАгаракский медно-молибденовый рудник
Агаракский медно-молибденовый рудник - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Агаракский медно-молибденовый рудник
Кроме него на месторождении есть еще полтора десятка специалистов-россиян. Тем не менее, основная задача – не привезти людей со стороны, а обучить на месте, подчеркивает Беляев. Не только горнякам, но и слесарям и токарям найдется чему поучиться: на комбинате готовятся закупить станки следующего поколения (плазменной резки, управляемые с компьютера).
"Если будут люди, которые захотят учиться, обучим и здесь, и в России, не вопрос", - подчеркивает директор комбината.

Беспокойство иранских партнеров

Рудник находится вблизи границы, и несколько раз иранская сторона выражала беспокойство по поводу чистоты пограничной реки Аракс. Комбинат забирает из нее часть нужной для себя воды (как мы рассказали выше, ею промывают дробленую руду, чтобы извлечь частички металлов). После отработки вода не сбрасывается обратно в реку, а повторно направляется на фабрику. Правда, трубопроводы и насосы устарели морально, а кое-где и физически. Теперь, когда перевооружение производства в основном завершилось, инвестиции будут в первую очередь направляться на ремонт системы водоснабжения, отмечает Беляев (ежегодно в комбинат инвестируется порядка $8 млн).
© Sputnik / Aram GareginyanОбразцы руды с Агаракского медно-молибденового рудника
Образцы руды с Агаракского медно-молибденового рудника - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Образцы руды с Агаракского медно-молибденового рудника
"В прошлые годы нам удавалось направлять на повторное использование 35-37% воды, а уже в этом году были месяцы, когда этот показатель составлял 50-60%. В начале следующего года проект капитального ремонта должен быть готов, причем мы не только заменим трубы и насосы, но и сможем улавливать воду, если при аварийных остановках трубы дадут протечку", - отметил Беляев.
Кроме того, будет сделана изоляция пруда-отстойника, так как отсюда, через подземные стоки, вода может просачиваться в Аракс. Под него уложат несколько слоев полиэтилена, затем – песка и щебня. Сама работа может занять год, но с партнерами из правительства нужно решить ряд технических вопросов (в том числе скорректировать кадастровые карты).
"Все, что я вам рассказал, мы регулярно представляем и нашим иранским коллегам", - добавил Беляев.
© Sputnik / Aram GareginyanАгаракский медно-молибденовый рудник
Агаракский медно-молибденовый рудник - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Агаракский медно-молибденовый рудник
Комбинат и сам регулярно проводит анализ из всех точек водозабора: из Аракса и его притоков, а также из 11 подземных скважин (две из них пробурили в прошлом году). В Араксе заметны и фоновые загрязнения: в водах, текущих из Нахиджевана, постоянно фиксируется превышение допустимых концентраций алюминия. В притоках Аракса на армянской стороне весной, при таянии снегов, заметно почти двойное превышение ПДК по нитритам.
"Понятно что и от комбината идут какие-то содержания меди и молибдена, но мы фиксируем их, сообщаем о них, а в ближайшие годы намерены минимизировать", - подчеркивает гендиректор.

Избыток работы в Армении – такое разве бывает?

На Агаракском комбинате работают 1127 человек, или почти 10% всего населения Мегринского региона (включая детей и пенсионеров). Среди рабочих - не только агаракцы: 10-15 лет назад из соседнего Мегри на комбинат приезжало по одному-два автобуса в день, сейчас – по нескольку. Вдобавок и в Мегри, и в Агараке живет немало приезжих.
"В дробильном цеху у нас много сисианцев, в других есть горисцы и капанцы, а в прошлом году приехали 8 семей из Карабаха, с Кашенского рудника", - отмечает начальник обогатительной фабрики Ваге Давтян.
© Sputnik / Aram GareginyanТрудовое знамя Агаракского медно-молибденового комбината и флаг с гербом Армении
Трудовое знамя Агаракского медно-молибденового комбината и флаг с гербом Армении - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Трудовое знамя Агаракского медно-молибденового комбината и флаг с гербом Армении
Вдобавок ко всему, недавно здесь началось строительство дороги "Север-Юг", в котором иранскому подрядчику (компании Tunnel Sadd Ariana) на контрактной основе помогает Мегринская дорожно-строительная компания. Ну и, наконец, недалеко от Мегри действует небольшой золотой рудник (Личквазский).
Так что работы здесь не то что хватает – ее в избытке. Поэтому здесь очень мало других производств (например, молочных или кондитерских цехов). Несмотря на благоприятный для субтропических фруктов климат, мало крупных садов (хотя в последние годы и они появляются). Конечно, грех тут не иметь при доме садик с обязательным набором – хурма, инжир, гранат и не только ("Вот бы ты через две недели приехал, я бы тебя киви угостил", - говорит нам один из водителей на руднике). Но "на полную ставку" на земле хозяйствуют немногие. Села вокруг Мегри превратились в дачи для горожан: например, зимой в селе Гудемнис остается всего одна семья.
Справедливости ради нужно отметить, что в регионе ограничены запасы оросительной воды, но в будущем году здесь хотят начать строить водохранилище.

Помимо рабочих мест

Каждый год комбинат передает в бюджет Мегринского муниципалитета 36 млн драмов (более $90 тыс). В этом году комбинат также выделил средства на ремонт крыш восьми многоквартирных зданий в Агараке и Мегри, спонсирует агаракский детсад и спортшколу.
Да, по договору с правительством предприятие ежегодно должно выделять определенную сумму в муниципальный бюджет, но дает больше, чем положено, говорит нам заместитель главы муниципалитета Армен Антонян.
© Sputnik / Aram GareginyanЗамглавы Мегринского муниципалитета Армен Антонян
Замглавы Мегринского муниципалитета Армен Антонян - Sputnik Армения, 1920, 27.11.2024
Замглавы Мегринского муниципалитета Армен Антонян
"Починить насос для водопровода, провести ремонт дороги, помочь с городским транспортом – по этим и другим вопросам комбинат реагирует на любые наши просьбы. Конечно, его бюджет тоже не бесконечен, но не было случая, чтобы нашу просьбу оставили без внимания", - говорит Антонян.
На привычный вопрос "как вам тут работается?", Беляев отвечает: "Не могу сказать за других, но я готов остаться надолго".
Что уж тогда говорить о местных жителях... Конечно, одного желания мало, но и возможности здесь есть - не всегда простые, но осуществимые.
Лента новостей
0