https://am.sputniknews.ru/20241209/eabr-optimistichen-po-povodu-buduschego-ekonomiki-armenii-vlasti-zhe-bolee-sderzhanny-ekspert-83750009.html
ЕАБР оптимистичен по поводу будущего экономики Армении, власти же более сдержанны: эксперт
ЕАБР оптимистичен по поводу будущего экономики Армении, власти же более сдержанны: эксперт
Sputnik Армения
Евразийский банк развития опубликовал макроэкономический прогноз на 2025–2027 гг., согласно которому экономика Армении с 2025 года постепенно вернётся к... 09.12.2024, Sputnik Армения
2024-12-09T23:10+0400
2024-12-09T23:10+0400
2024-12-09T23:10+0400
армения
новости армения
экономика
бюджет
еабр
интервью
минфин
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/07/83731752_0:0:1600:901_1920x0_80_0_0_67d84bd4660492bd8eca59391b260dd9.jpg
Прогноз ЕАБР и связанные с ним риски прокомментировал Sputnik Армения преподаватель Российско-Армянского университета, начальник Управления макроэкономической политики министерства финансов РА Гарик Петросян.— В госбюджет Армении на 2025 год заложен прогноз экономического роста в 5,1%, тогда как прогноз экспертов ЕАБР более оптимистичен — 5,5%. На чем основан этот прогноз и насколько он реалистичен, особенно учитывая, что армянские экономисты ставят под сомнение даже прогноз по бюджету?— На данном этапе мы наблюдаем замедление темпов экономического роста. То есть в предыдущие годы у нас был достаточно высокий экономический рост, который сейчас замедляется, так как факторы, обеспечивающие этот рост, постепенно теряют силу.Это было учтено как в прогнозе ЕАБР, так и в показателях, заложенных в основу госбюджета со стороны правительства Армении. Соответственно, можно сказать, что подходы тут созвучны: в обоих случаях речь идёт о замедлении роста до уровня роста, основанного на внутреннем потенциале экономики.Разница в 0,4% может быть связана с расхождением в экспертных оценках, но вряд ли за этим стоят значимые факторы.— Тем не менее, эксперты ЕАБР, кажется, более оптимистичны.— Да, и это нормально, поскольку Минфин должен быть более сдержанным в своих прогнозах, так как на их основе формируется расходная часть бюджета, и все риски должны быть учтены.— В более долгосрочной перспективе — на 2026 и 2027 годы — ЕАБР прогнозирует экономический рост на уровне 5,3% и 5,0% соответственно, объясняя это тем, что основными факторами роста экономики останутся формальный рост обрабатывающей промышленности, а также рост в секторах услуг и строительства.Однако армянские экономисты, напротив, указывают на то, что рост обрабатывающей промышленности основан на реэкспорте золота и драгоценных камней, следовательно, учитывая их зависимость от внешних факторов, они рискованны. Рискованным считается также и строительный сектор.— По оценкам Центрального банка, министерства финансов и различных экспертов, потенциал экономического роста Армении за последние годы несколько увеличился: с прежних 4,5% он поднялся до диапазона 5–5,5%.Это связано, главным образом, с притоком рабочей силы и капитала в страну, что привело к росту числа занятых на рынке труда. Также это связано с увеличением государственных капитальных расходов, которые способствуют росту потенциала.Конечно, в этих факторах также присутствуют риски, которые, если они проявятся, могут изменить долгосрочные оценки. Однако на данный момент прогнозы показывают, что в среднесрочной перспективе экономический рост стабилизируется на уровне около 5%.Что касается отраслей, способствующих росту, то да, здесь действительно много неопределённости. В частности, по линии обрабатывающей промышленности, как вы правильно отметили, в этом году рост был в основном обусловлен развитием ювелирного сектора.В среднесрочной перспективе здесь, вероятно, можно будет увидеть некую стабилизацию объёмов, а в долгосрочной перспективе — замедление роста. Однако в промышленном секторе наблюдаются и другие тенденции, такие как рост в горнодобывающей промышленности. Некоторые месторождения начали разрабатываться, а в следующем году, например, ожидается запуск Амулсара, что может повысить темпы роста в промышленности.Что касается строительства, то я согласен, что, с прекращением программы возврата подоходного налога для погашения процентов по ипотечному кредиту, произойдет некоторое замедление темпов роста. Но я также думаю, что этот фактор принимался во внимание при составлении бюджета. По крайней мере, в последние годы у нас был рост в строительной сфере на 13–18%, а в последующие годы также прогнозируется рост, хотя и сравнительно небольшой: по прогнозам правительства, в следующем году он составит 6%.По части услуг также наблюдается некоторое замедление, но оно сохранится на уровне роста ВВП, то есть прогнозируется рост услуг примерно на 5%.— Эксперты ЕАБР также прогнозируют незначительное снижение курса драма, обосновывая это значительным снижением ставки рефинансирования со стороны ЦБ и, как следствие, ожидаемым снижением ставок на финансовом рынке.В этой связи ЕАБР также прогнозирует рост объёмов импорта и приток финансов, в том числе благодаря туризму.Учитывая опыт 2022–2024 годов и то обстоятельство, что основным "поставщиком" как туристических потоков, так и денежных переводов в Армению является Россия, можем ли мы предположить, что специалисты ЕАБР таким образом прогнозируют определенные благоприятные факторы, связанные с РФ?— Думаю, что прогнозы ЕАБР основаны на данных международных структур о российской экономике. На 2025 год для России прогнозируется стабилизация экономического роста на уровне 1,5–1,8%, а на 2026–2027 годы — низкий рост; следовательно, ожидать большого экономического роста и значительных потоков из России не стоит.Если к концу этого года мы уже замечаем определённое ослабление курса драма, которое вызвано не только потоками внутри Армении, но и событиями в странах региона, то в последующие годы, если не будет других потрясений, курс драма будет демонстрировать очень медленную тенденцию к ослаблению, а уровни курса валют значительно не изменятся.На данный момент нет рисков, вызывающих шоковые колебания. Если даже будут наблюдаться какие-либо тенденции, то они будут представлять собой медленные изменения в определённом направлении, вероятно, в сторону обесценивания.— Прогнозируя риски, ЕАБР отмечает возможные сценарии ухудшения региональной и геополитической ситуации. Помимо глобальных процессов, нет ли в экономике Армении внутренних рисков?— Конечно, существуют и другие риски. В сценарии, заложенном в основу государственного бюджета, учитываются риски в нескольких направлениях. Помимо региональных, это также внутренние риски, связанные с нестабильной ситуацией, которые могут привести к отклонениям от прогнозируемых показателей, в частности, в отношении экономического роста, инфляции и развития секторов экономики.В основном они могут быть связаны с изменениями потоков населения и капитала. Например, если начнется отток капитала, население начнёт покидать страну и так далее.Другой риск — возможная нестабильность на международных финансовых рынках, которая отчасти также упоминается в рамках рисков, предусмотренных прогнозом ЕАБР. Но в результате этого могут произойти негативные изменения финансовых условий, что отрицательно скажется на экономике Армении и показателях бюджета.Ещё один риск связан с недовыполнением капитальных расходов государственного бюджета, что может негативно повлиять на экономический рост, если они будут выполнены значительно ниже ожидаемого уровня.В связи с этим хочу отметить, что, хотя в последние годы проблема недовыполнения действительно существует, планируемые объёмы также ежегодно увеличиваются. Что касается фактически выполненных капитальных расходов, например, за январь–октябрь этого года, то мы имеем рост на 29,5% по сравнению с прошлым годом.То есть недовыполнение всё ещё существует, но объёмы реализованных расходов на 29,5% выше, чем в прошлом году. Ситуация была аналогичной и в прошлом году, когда капитальные расходы оказались на 27% выше, чем годом ранее, и так далее.И, наконец, рискованно также недовыполнение показателя налогов к ВВП, заложенного в бюджет в административных и законодательных целях.Однако все эти риски, которые я упомянул, а также риски, представленные ЕАБР, количественно оценены и присутствуют в бюджетных документах; следовательно, предусмотрены и определённые механизмы для управления ими.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Нелли Даниелян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/325/20/3252000_0:0:1424:1424_100x100_80_0_0_7312d3475e662172c028d85f806649d2.jpg
Нелли Даниелян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/325/20/3252000_0:0:1424:1424_100x100_80_0_0_7312d3475e662172c028d85f806649d2.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/07/83731752_135:0:1556:1066_1920x0_80_0_0_4270903101d275f33ee9a2a5b11eac2a.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Нелли Даниелян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/325/20/3252000_0:0:1424:1424_100x100_80_0_0_7312d3475e662172c028d85f806649d2.jpg
армения, новости армения, экономика, бюджет, еабр, интервью, минфин
армения, новости армения, экономика, бюджет, еабр, интервью, минфин
Прогноз ЕАБР и связанные с ним риски прокомментировал
Sputnik Армения преподаватель Российско-Армянского университета, начальник Управления макроэкономической политики министерства финансов РА Гарик Петросян.
— В госбюджет Армении на 2025 год заложен прогноз экономического роста в 5,1%, тогда как прогноз экспертов ЕАБР более оптимистичен — 5,5%. На чем основан этот прогноз и насколько он реалистичен, особенно учитывая, что армянские экономисты ставят под сомнение даже прогноз по бюджету?
— На данном этапе мы наблюдаем замедление темпов экономического роста. То есть в предыдущие годы у нас был достаточно высокий экономический рост, который сейчас замедляется, так как факторы, обеспечивающие этот рост, постепенно теряют силу.
Это было учтено как в прогнозе ЕАБР, так и в показателях, заложенных в основу госбюджета со стороны правительства Армении. Соответственно, можно сказать, что подходы тут созвучны: в обоих случаях речь идёт о замедлении роста до уровня роста, основанного на внутреннем потенциале экономики.
Разница в 0,4% может быть связана с расхождением в экспертных оценках, но вряд ли за этим стоят значимые факторы.
— Тем не менее, эксперты ЕАБР, кажется, более оптимистичны.
— Да, и это нормально, поскольку Минфин должен быть более сдержанным в своих прогнозах, так как на их основе формируется расходная часть бюджета, и все риски должны быть учтены.
— В более долгосрочной перспективе — на 2026 и 2027 годы — ЕАБР прогнозирует экономический рост на уровне 5,3% и 5,0% соответственно, объясняя это тем, что основными факторами роста экономики останутся формальный рост обрабатывающей промышленности, а также рост в секторах услуг и строительства.
Однако армянские экономисты, напротив, указывают на то, что рост обрабатывающей промышленности основан на реэкспорте золота и драгоценных камней, следовательно, учитывая их зависимость от внешних факторов, они рискованны. Рискованным считается также и строительный сектор.
— По оценкам Центрального банка, министерства финансов и различных экспертов, потенциал экономического роста Армении за последние годы несколько увеличился: с прежних 4,5% он поднялся до диапазона 5–5,5%.
Это связано, главным образом, с притоком рабочей силы и капитала в страну, что привело к росту числа занятых на рынке труда. Также это связано с увеличением государственных капитальных расходов, которые способствуют росту потенциала.
Конечно, в этих факторах также присутствуют риски, которые, если они проявятся, могут изменить долгосрочные оценки. Однако на данный момент прогнозы показывают, что в среднесрочной перспективе экономический рост стабилизируется на уровне около 5%.
Что касается отраслей, способствующих росту, то да, здесь действительно много неопределённости. В частности, по линии обрабатывающей промышленности, как вы правильно отметили, в этом году рост был в основном обусловлен развитием ювелирного сектора.
В среднесрочной перспективе здесь, вероятно, можно будет увидеть некую стабилизацию объёмов, а в долгосрочной перспективе — замедление роста. Однако в промышленном секторе наблюдаются и другие тенденции, такие как рост в горнодобывающей промышленности. Некоторые месторождения начали разрабатываться, а в следующем году, например, ожидается запуск Амулсара, что может повысить темпы роста в промышленности.
Что касается строительства, то я согласен, что, с прекращением программы возврата подоходного налога для погашения процентов по ипотечному кредиту, произойдет некоторое замедление темпов роста. Но я также думаю, что этот фактор принимался во внимание при составлении бюджета. По крайней мере, в последние годы у нас был рост в строительной сфере на 13–18%, а в последующие годы также прогнозируется рост, хотя и сравнительно небольшой: по прогнозам правительства, в следующем году он составит 6%.
По части услуг также наблюдается некоторое замедление, но оно сохранится на уровне роста ВВП, то есть прогнозируется рост услуг примерно на 5%.
— Эксперты ЕАБР также прогнозируют незначительное снижение курса драма, обосновывая это значительным снижением ставки рефинансирования со стороны ЦБ и, как следствие, ожидаемым снижением ставок на финансовом рынке.
В этой связи ЕАБР также прогнозирует рост объёмов импорта и приток финансов, в том числе благодаря туризму.
Учитывая опыт 2022–2024 годов и то обстоятельство, что основным "поставщиком" как туристических потоков, так и денежных переводов в Армению является Россия, можем ли мы предположить, что специалисты ЕАБР таким образом прогнозируют определенные благоприятные факторы, связанные с РФ?
— Думаю, что прогнозы ЕАБР основаны на данных международных структур о российской экономике. На 2025 год для России прогнозируется стабилизация экономического роста на уровне 1,5–1,8%, а на 2026–2027 годы — низкий рост; следовательно, ожидать большого экономического роста и значительных потоков из России не стоит.
Если к концу этого года мы уже замечаем определённое ослабление курса драма, которое вызвано не только потоками внутри Армении, но и событиями в странах региона, то в последующие годы, если не будет других потрясений, курс драма будет демонстрировать очень медленную тенденцию к ослаблению, а уровни курса валют значительно не изменятся.
На данный момент нет рисков, вызывающих шоковые колебания. Если даже будут наблюдаться какие-либо тенденции, то они будут представлять собой медленные изменения в определённом направлении, вероятно, в сторону обесценивания.
— Прогнозируя риски, ЕАБР отмечает возможные сценарии ухудшения региональной и геополитической ситуации. Помимо глобальных процессов, нет ли в экономике Армении внутренних рисков?
— Конечно, существуют и другие риски. В сценарии, заложенном в основу государственного бюджета, учитываются риски в нескольких направлениях. Помимо региональных, это также внутренние риски, связанные с нестабильной ситуацией, которые могут привести к отклонениям от прогнозируемых показателей, в частности, в отношении экономического роста, инфляции и развития секторов экономики.
В основном они могут быть связаны с изменениями потоков населения и капитала. Например, если начнется отток капитала, население начнёт покидать страну и так далее.
Другой риск — возможная нестабильность на международных финансовых рынках, которая отчасти также упоминается в рамках рисков, предусмотренных прогнозом ЕАБР. Но в результате этого могут произойти негативные изменения финансовых условий, что отрицательно скажется на экономике Армении и показателях бюджета.
Ещё один риск связан с недовыполнением капитальных расходов государственного бюджета, что может негативно повлиять на экономический рост, если они будут выполнены значительно ниже ожидаемого уровня.
В связи с этим хочу отметить, что, хотя в последние годы проблема недовыполнения действительно существует, планируемые объёмы также ежегодно увеличиваются. Что касается фактически выполненных капитальных расходов, например, за январь–октябрь этого года, то мы имеем рост на 29,5% по сравнению с прошлым годом.
То есть недовыполнение всё ещё существует, но объёмы реализованных расходов на 29,5% выше, чем в прошлом году. Ситуация была аналогичной и в прошлом году, когда капитальные расходы оказались на 27% выше, чем годом ранее, и так далее.
И, наконец, рискованно также недовыполнение показателя налогов к ВВП, заложенного в бюджет в административных и законодательных целях.
Однако все эти риски, которые я упомянул, а также риски, представленные ЕАБР, количественно оценены и присутствуют в бюджетных документах; следовательно, предусмотрены и определённые механизмы для управления ими.