Экспансия Турции обрела угрожающие масштабы: эксперты о сценариях для Кавказа
22:13 09.12.2024 (обновлено: 02:05 10.12.2024)
© AP Photo / FEDERICO GAMBARINIПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибывает в аэропорт Кельна (29 сентября 2018). Германия

© AP Photo / FEDERICO GAMBARINI
Подписаться
Ереван не должен отказываться от естественных союзников и разрушать прежние системы безопасности, считают политологи.
ЕРЕВАН, 9 дек — Sputnik. Вслед за Сирией новым направлением турецкой политической интервенции может стать Южный Кавказ, говорят опрошенные Sputnik Армения политологи. По их мнению, Кавказский регион — еще одно направление, где Анкара попытается ударить по интересам Москвы и Тегерана, в первую очередь путем агрессии против Армении.
Как отметил директор аналитического центра "Восканапат", политолог Грант Мелик-Шахназарян, после 44-дневной войны 2020 года Анкара решила свои основные задачи, став не только политическим фактором в регионе, но и разместив свои войска на территории Азербайджана. Сейчас перед ними стоит одна задача — обеспечить сухопутную связь с Азербайджаном.
В Турции, по его словам, внимательно следят за ситуацией в мире, чтобы использовать удобный момент для решения этого "вопроса".
"Стремление восстановить свое влияние на территории бывшей Османской империи — на сегодняшний день это последовательная политика Турции. Поэтому Армении и Южному Кавказу в целом угрожает опасность", — сказал эксперт.
Армения, по его словам, должна организовать правильную дипломатическую работу и прекратить разрушать существующие системы безопасности, какими бы уязвимыми они ни казались. В частности, по мнению Мелик-Шахназаряна, Армения не может идти по пути выхода из ОДКБ и надеяться, что Турция этим не воспользуется.
"Нужно активно работать с естественными союзниками, как бы они ни были заняты другими вопросами. И нельзя быть авантюристами, каковыми, к сожалению, на сегодня являются власти Армении", — отметил Мелик-Шахназарян.
Безусловно, ситуация в Сирии не будет безоблачной для Турции. Между Анкарой и западными столицами могут возникнуть противоречия в курдском вопросе. Однако, по мнению эксперта, эти противоречия не настолько сильны, чтобы говорить о каком-то разрыве между Турцией и западными союзниками. И резкие заявления турецких чиновников не должны вводить в заблуждение.
Под прикрытием различных заявлений страны преследуют свои реальные интересы. К примеру, Израиль и Турция резко критикуют друг друга, однако это не мешает им делить зоны влияния в Сирии.
Турецкая экспансия на Ближнем Востоке направлена против Ирана и России, считает научный сотрудник "APRI Армения" Сергей Мелконян.
Если рассматривать ситуацию с точки зрения антииранской политики Анкары, то возможные следующие направления ударов — это Йемен, Ирак и Южный Кавказ. Удары по этим направлениям, по мнению Анкары, должны "разобрать" иранскую "ось сопротивления".
Для Армении, конечно же, наибольшую угрозу представляют турецкие амбиции в контексте коридора через Сюник. Условно говоря, можно не бить по Ирану, а ударить по Армении, закрыв выход Ирана на север.
"Ударив по "Хезболле" и Асаду, Иран лишили доступа к Средиземному морю. Теперь противники Ирана могут попытаться по тому же сценарию закрыть ему выход в Россию и Европу через Армению, превратив последнюю в зону влияния Турции", — сказал Мелконян агентству Sputnik Армения.
По его словам, схожая ситуация и по части России. Сирия была для России точкой роста, не столько на Ближнем Востоке, сколько в Африке. Для России, понятно, сейчас основное направление — это Украина, однако не стоит думать, что стратегическое поражение Москве хотят нанести только на Украине. Стратегическое поражение на то и стратегическое, что является комплексным. Это поражение не может быть только на украинском направлении; оно может быть и на Южном Кавказе, и в Центральной Азии, и на Ближнем Востоке.
Что касается сирийского кризиса, то, разумеется, ситуация несет в себе множество рисков и подводных камней для самой Турции. Во-первых: в Сирии множество группировок, которые нужно консолидировать. Во-вторых: нужно возвращать сирийских беженцев, находящихся в Турции, и она, естественно, захочет их вернуть. В-третьих: необходимо восстановить инфраструктуру и взять на себя определенную ответственность. В-четвертых: это проблема с курдами.
"Проблем в Сирии много. Вопрос в том, будет ли Турция это все одна решать? Скорее нет, чем да. Она может оставить их на долгосрочную перспективу и сосредоточиться на том, а что можно сделать сейчас", — говорит Мелконян.
Возвращаясь к Армении, эксперт отметил, что не видит со стороны армянского руководства действенных шагов по усилению страны, какой-то дипломатической и военно-политической активности.
Напомним, 27 ноября вооруженные оппозиционные группы начали масштабное наступление на позиции сирийской армии в провинциях Алеппо и Идлиб. К вечеру 7 декабря они взяли под контроль несколько ключевых городов, включая Алеппо, Хаму, Дераа и Хомс. Уже 8 декабря силы оппозиции вошли в Дамаск, откуда правительственные войска Сирии были вынуждены отступить.
Глава сирийского правительства аль-Джаляли объявил о готовности к мирной передаче власти. В официальном заявлении МИД России сообщается, что президент Сирии Башар Асад сложил свои полномочия и покинул страну, поручив провести процесс передачи власти мирным путем.