Мегринские "казаки", история N 1: дед Жора и его подарок Рубену Варданяну на берегу Аракса
21:14 14.12.2024 (обновлено: 23:26 14.12.2024)
© Sputnik / Aram NersesyanАвтор подвесного моста Хндзореска Жора Алексанян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Подписаться
В голодное послевоенное детство у Жоры Саркисяна родилась мечта: построить дом с садом, где каждый сможет насладиться природой и видом на Аракс во всей его красе. Теперь "Казакашен" деда Жоры знают далеко за пределами его родного Мегри.
Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Прозвище "Казак" прочно закрепилось за Жорой Саркисяном еще в послевоенные годы. В те времена в Мегри привезли знаменитый фильм "Кубанские казаки", и местные мальчишки, вдохновившись героями ленты, прозвали так своего 8-летнего друга. Все из-за азарта, с которым он в поисках яблок и огурцов увлекал товарищей то в горы, то в колхозные сады и поля. Только так ребята могли хоть как-то утолить свой голод.
Именно тогда у Жоры зародилась мечта: построить дом и разбить вокруг него сад, где каждый мог бы чувствовать себя желанным гостем.
Спустя более 60 лет он воплотил ее в жизнь. Сегодня дом и сад деда Жоры известны не только в Мегри, но и далеко за его пределами под названием "Казакашен".
© Sputnik / Aram GareginyanВид на реку Аракс из сада "Казакашен" Жоры Мкртчяна в Мегри
Вид на реку Аракс из сада "Казакашен" Жоры Мкртчяна в Мегри
© Sputnik / Aram Gareginyan
Десятилетия спустя
Своего отца Жора никогда не видел: тот ушел на фронт и пропал без вести. Овдовевшая мать переехала из села Карчеван в Мегри, устроившись работать на консервный завод. Он был известен на всю республику — здесь производили знаменитое инжирное варенье, в том числе по спецзаказу для летчиков. Но времена были такие, и о том, чтобы унести что-то домой, не могло быть и речи.
Жили бедно, еды едва хватало, однако Жора, что называется, жил – не тужил: пропадал целыми днями то в садах, то еще невесть где.
"Раздобыли мы откуда-то телефонную трубку с обрывком провода, и я с ней бегал по камням да оврагам, своему "отряду" приказы отдавал. Тогда ребята по-дикому играли: швырялись камнями – кровь, синяки… Но, слава Богу, по плохой дороге не пошeл и о мечте своей не забыл", — вспоминает Жора.
В конце 60-х он решил переехать в Ленинград. В большом городе он прожил и проработал больше 45 лет, но в 2011 году сказал детям и внукам, что хочет вернуться на родину. Для дома он выбрал место, которое облюбовал еще в детстве, — на высоком берегу Аракса.
Работы предстояло немало. Вначале пришлось расчистить участок от строительного мусора, который сюда свозили в 90-х. Потом нужно было засыпать участок землей, которой в каменистом Мегри практически нет. Помогли строители местной больницы — привезли грунт из котлована. Воду к дому провел глава дорожной компании. Без помощи этих и других людей скопленных денег бы не хватило, признается дед Жора.
Берегитесь, мечты сбываются
С 2011 года в саду 83-летнего деда Жоры побывали десятки тысяч людей: кто-то взирал на эти красоты с изумлением, кто-то с восторгом. Многие приезжали просто ради "кайфа", но иногда, увы, — в самом худшем смысле этого слова.
Изумляться действительно есть чему: с неприметной обочины дороги вы вдруг попадаете в настоящий райский уголок, где вдоль дорожек растут инжир, гранат, хурма и всевозможные цветы. Дорожки ведут к смотровой площадке, откуда Аракс простирается перед вами, словно на ладони.
"Как тут не разгуляться от восторга?!", — с горькой иронией восклицает дед Жора и рассказывает о двух недавних случаях.
© Sputnik / Aram GareginyanСады Жоры Мкртчяна в Мегри
Сады Жоры Мкртчяна в Мегри
© Sputnik / Aram Gareginyan
Первый произошел совсем недавно ."Гости" вышли и, не тратя времени на приветствия хозяину, стали гулять по саду, фотографируя красивые деревья и вид на реку. Одна из туристок сорвала с дерева спелый гранат.
"На здоровье, только поздоровались бы хоть", — бросил ей вслед дед Жора.
Ноль реакции!
Туристы уехали так же молча, как и приехали, не сказав ни слова благодарности.
Второй случай произошел в мае. В сад заехал автобус со школьниками. Увидев на дереве незрелые абрикосы, они с азартом начали их срывать. Правда, вскоре выяснилось, что это вовсе не абрикосы, а незрелые нектарины, которые оказались очень горькими. Оборвав примерно полкило плодов и бросив их на землю, дети побежали в автобус. Вдобавок кто-то из них сломал ветку на одном из деревьев.
"Я не выдержал, сел в свою машину, поехал за ними. Нагнал их в Мегри, у городского супермаркета, подхожу и говорю: "Что ж вы натворили, ребята? Кто из вас это сделал?" А одна девочка, эдак напоказ, говорит: "Я сделала". Тут мальчики стали перед девочками петушиться, каждый говорит громко: "Я сделал, я сделал". И никто из взрослых им и слова поперек не сказал", — вспоминает дед Жора.
А у реки - гуляют девки, гуляют мужики
Следует уточнить, что "персонажи" этих эпизодов были местными — из Масиса и Капана. Но, как говорит дед Жора, таких "кадров" хватает со всей Армении. Среди них — и любители задумчиво подымить, глядя на Аракс, и такие, кто не упускает возможности оставить свой "след" в виде окурков, плевков или оберток от сигаретных пачек. И, конечно же, охочие до ночных гулянок с девушками граждане.
© Sputnik / Aram GareginyanВид на реку Аракс из садов Жоры Мкртчяна в Мегри
Вид на реку Аракс из садов Жоры Мкртчяна в Мегри
© Sputnik / Aram Gareginyan
В какой-то момент терпение деда Жоры лопнуло, и он стал выгонять таких гостей за ворота. Замечания он теперь делает даже тем, кто, наслаждаясь видом на Аракс и поедая гранат, персик или мушмулу, выбрасывает остатки прямо на косогор.
"С 2011 года у меня побывало, если не соврать, тысяч 40–50 человек. Но больше половины из них — такие", — вздыхает дед Жора.
Видя все это, он стал особенно чутко замечать хорошее — как на своем берегу, так и на иранском, который у него весь день перед глазами.
"Там меньше мусорят и воровать боятся. Своими глазами видел: если скот забредет к соседу, его сразу гонят обратно, чтобы не попортил чужое поле. А у нас скажут: "Вот и славно, пусть попасется за чужой счeт". Конечно, и там воры есть, и у нас честные люди встречаются. Просто мы, кажется, не привыкли уважать ни свои законы, ни свою страну", — добавляет дед Жора.
И снова о матери
Говоря: "И хорошие люди есть, как же без них", — дед Жора сразу вспоминает свою мать. В ее родном Карчеване, рассказывает он, дома славились чистотой: хозяйки почти каждый день натирали стены и ступени песком.
— Спасибо ей, что немного этой чистоты и в меня вложила!
Вспоминает он и своих гостей, которые преодолевают сотни километров из разных уголков Армении и из-за границы, чтобы сказать ему доброе слово и насладиться природой.
"Приедут — и стоят, смотрят, лица счастливые… Глянешь на них — и все плохое сразу забываешь. А если закрою ворота, для кого тогда все это будет?" — вопрошает он.
Подарок Рубену Варданяну
Есть у деда Жоры гость, которого он ждет с особым трепетом. Это — Рубен Варданян (бизнесмен и меценат, экс-госминистр Арцаха, находится в бакинской тюрьме — ред.) Четыре года назад, осознав, что его родные сюда жить не приедут, дед Жора решил продать свой "Казакашен". Запросил он ровно столько, сколько сам вложил в дом и сад. Варданян, который не раз бывал здесь и всегда с большим удовольствием, согласился. Но с одним условием.
"Он сказал мне: "Пока ты жив, ты тут за генерал-губернатора. Если что нужно, сразу говори", — с улыбкой вспоминает дед Жора.
© Sputnik / Aram NersesyanЖитель Ширакамута Жора Мелконян
Житель Ширакамута Жора Мелконян
© Sputnik / Aram Nersesyan
Теперь он строит для Варданяна беседку в самом красивом уголке сада. И единственное, о чем он мечтает, — дожить до того дня, когда дорогой гость, а теперь уже и новый хозяин, вернется и увидит приготовленный для него подарок.