Согомонян: В Федерации не понимают, как футбол влияет на престиж Армении

© Sputnik / Aram NersesyanАртур Согомонян в гостях радио Sputnik
Артур Согомонян в гостях радио Sputnik - Sputnik Армения, 1920, 21.12.2024
Подписаться
Эксклюзив
В ближайшие дни у многократного футбольного чемпиона страны - ереванского "Пюника", сменится собственник.
Предприниматель Артур Согомонян решил уйти из спорта высоких достижений в Армении и сосредоточиться на подготовке юных футболистов. В интервью радио Sputnik Армения он рассказал о причинах своего решения и проблемах армянского футбола. Беседовал спортивный обозреватель Хачик Чахоян.
— Почему вы решили продать ФК "Пюник"?
— Ранее я уже не раз говорил, что если ситуация,когда Федерация ведёт себя некорректно по отношению к нашему клубу не разрешится, то я уйду из профессионального футбола. Противоречия наросли до такой степени, что негатив стал отражаться на игроках, тренерском штабе, воспитанниках. Я уже не говорю о том, что из-за расхождения взглядов с руководством Федерации нет результатов от инвестиций в клуб.
— Но вы заявляете, что, оставляя ФК "Пюник", с футболом в целом не прощаетесь. Как это понимать?
— Я рад, что нашелся человек, который заинтересовался "Пюником", и сейчас мы оформляем сделку. Надеюсь, что всё завершится удачно до конца года и мы озвучим имя нового владельца. Важно отметить, что ко мне обращалась беттинговая компания, которая даже поднимала цену, но я принципиально не рассматривал их предложения. Потом появилась информация о покупке клуба металлургическим холдингом, но это неправда. Были контакты со спортивными компаниями, владеющими зарубежными футбольными брендами, которых в итоге актив в Армении не заинтересовал. Одним словом, имя нового владельца "Пюника" болельщикам станет известно буквально на днях и уже ему придётся пересекаться с нынешним руководством Федерации футбола, а я займусь тем, что вне её компетенции. Создам условия разнообразного тренировочного процесса для детей младшей возрастной группы. С некоторых пор эта идея стала для меня целью. Мы значительно отстали от современных технологий подготовки.
— В чём это выразится?
— Приведу показательный пример. Я близко общаюсь с прославленными в прошлом спортсменами, имевшими свой индивидуальный игровой почерк. Футболист Александр Тарханов в детстве ходил в секцию хоккея с мячом и на плавание. Футбол играл во дворе. Его заметили, пригласили на тренировки и в итоге футбол стал для него делом жизни. На поле он отличался невероятным качеством обращения с мячом - приём, обработка, обводка. Навык ставить ногу так, как не научишься ни в одной футбольной школе, он приобрел именно в детстве, на льду. А вот высоченный хоккеист Александр Кожевников отличался тем, что совершал на коньках рывки бегом и такой нестандартной манерой катания обходил соперников. Это тоже привычка с детства, когда он занимался другим видом спорта.
В моём представлении, необходимо раскрывать детские таланты. Дети в раннем возрасте очень восприимчивы, поэтому я планирую создать условия, где будет возможность не только заниматься с мячом, но и плавать, бегать, прыгать, кататься на коньках, бороться… Это касается детей от 6 от 12 лет. Те, кто почувствуют своё будущее в большом футболе уже продолжат тренироваться в Академии ФК "Пюник", а у остальных талант может раскроется в других видах и может даже не спортивных. Важно, что этот период всё равно для них не будет напрасным. Кроме того, намерен активно проводить международные турниры для детей, чтобы ребята могли помериться силами со своими зарубежными сверстниками. Так, что моя борьба за развитие армянского футбола продолжится на этой ниве.
— При этом на вас наложена годичная дисквалификация?
— Абсурдная ситуация - мне запретили приходить на стадионы и наблюдать, как работают мои же инвестиции в развитие армянского футбола. Дело в том, что владельцы ФК "Ноа" начали формировать свои детско-юношеские команды путём переманивания игроков из других школ. Увели к себе и некоторых наших воспитанников. Очевидно, что им не хотелось тратить годы на работу с новичками, вот и решили по-быстрому создать свою академию, за счет опытных ребят. Я лично поднял эту проблему. Многие другие клубы не решались и даже подумывали распустить свои фарм -клубы, так как они лишились очень перспективных детей, на которых рассчитывали в ближайшем будущем. Возможно, я выступил в жёсткой форме, но удивительно, что Федерация не заступилась за детей, а заняла сторону ФК "Ноа" и применила санкции ко мне. Это опасная тенденция, так как всё что касается детей – очень тонкая и чувствительная сфера. Главное не то, что представляется в теории, а как это осуществляется.
ФК "Ноа" имеет средства и тратит их, как хочет. Родители наших бывших воспитанников говорили, что они сейчас получают приличные деньги. Получается, что в сознании детей формируются подобные представления о законах жизни. Я уверен, что они, даже при наличии невероятного таланта,уже в больших футболистов не вырастут. Футбол - не просто игра в мяч, спорт закаляет характер. Преданность это ключевое качество человека, а обратная сторона преданности – измена. И то, что произошло – сильнейший удар по армянскому детско-юношескому футболу.
— Интересно, что у Федерации проблемы именно с теми клубами, которые имеют передовые в Армении футбольные академии...
— Да, это "Пюник", "Урарту" и "Ширак". Конфликт из-за того, что мы видим непрофессиональный подход Федерации в деле подготовки спортивного резерва и не молчим. Например, какие принимаются кадровые решения по тренерским штабам возрастных национальных команд, как формируется состав проекта под именем ЦСКА – это всё губительно для футбола. Или как объяснить пятикратное повышение стоимости лицензии? У нас и так дефицит детских тренеров, а тут поднимается порог взноса. Другая проблема – собственные стадионы. Их имеют только два клуба - "Ширак" и "Урарату". Все остальные зависят от Федерации, арендуя у нее арены. Поэтому другие клубы и не решаются примкнуть к нам. Вынужденно соблюдают нейтралитет или выступают на стороне Федерации. По мне это не логично. Если ты положительно оцениваешь ее деятельность, то должен отмечать конкретные достижения. Но их нет. Есть только упущения.
— Вы организовывали в Ереване матчи ветеранов с участием звезд. Недавно действующие футболисты с мировыми именами посетили Баку и участвовали в политически окрашенных мероприятиях. Выходит, футбол не просто игра, а мощный инструмент для продвижения национальных интересов?
— Когда я приезжаю по делам в Европу, например, в Германию и между делом речь заходит о футболе, то говорю, что Мхитарян — воспитанник моего клуба. Партнеры приятно удивляются, признаются, что болеют за "Боруссию" и завязываются более открытые и непринуждённые отношения. Это тоже показательно, что Генрих сейчас не имеет отношений с Федерацией и не играет за сборную. Уверен, что футбол мог бы принести много пользы в деле повышения престижа страны в мире, если об этом заботились руководители Федерации. Похоже, у них для этого просто не хватает решительности и компетенций.
— После обидного поражения от сборной Фарерских островов в Ереване, фанаты пошли к зданию Федерации и потребовали встречи с руководством, а когда она не состоялась – её отставки. Почему их не слышат?
—Футбол, в первую очередь, для болельщиков, и они продемонстрировали, что не безразличны. Руководство Федерации намерено растянуло ситуацию до зимней паузы в сезоне, в надежде на передышку, после которой гнев фанатов утихнет. Но, думаю, что их решительность не изменится. Как-то в Болгарии я оказался свидетелем, как в результате кризиса в национальном футболе, возмущённые фанаты вызвали на разговор главу Федерации. После встречи он подал в отставку. Фанаты оценили, назвав его человеком с достоинством. Это идеальный пример преодоления критической ситуации. Есть и другой вариант, как случилось на Украине. Там прокуратура начала проверку освоения средств, выделенных ФИФА. Выявились факты, ставшие основанием для задержания президента Федерации. Спустя месяц содержания под стражей, он подал в отставку. К сожалению, в Армении реален такой сценарий.
По информации из открытых источников, с 2019 года до начала 2024 года, Федерация футбола Армении освоила 32 млрд 320 миллионов драмов (это $100 млн). На что были израсходованы эти средства? Неужели, на несколько полей и торжества по случаю 30-летия армянского футбола? На такие деньги можно было построить современные академии в нескольких регионах. Я семь лет был в профессиональном армянском футболе и за это время 7 компетентных деятелей ушли из него. Но я вижу свет. На детском турнире в Москве наши при победном счёте 6:0 продолжали биться изо всех сил, применяли прессинг. Они приехали не играть, а бороться! И мы через некоторое время непременно увидим очень сильную сборную, из тех мальчишек, кто стал футболистом в Армении.
Лента новостей
0