https://am.sputniknews.ru/20250101/dumaete-vy-pravilno-otmechaete-armyanskie-traditsii-prazdnovaniya-novogo-goda-84086772.html
Думаете, вы правильно отмечаете? Армянские традиции празднования Нового года
Думаете, вы правильно отмечаете? Армянские традиции празднования Нового года
Sputnik Армения
За окном холод и снег, в доме убранная огоньками и игрушками елка, на столе разносолы, фрукты и сладости. Веселый ажиотаж в доме и ощущение праздника, который... 01.01.2025, Sputnik Армения
2025-01-01T12:00+0400
2025-01-01T12:00+0400
2025-01-01T17:55+0400
новый год
новогодние традиции
аманор
навасард
праздник навасард
колонка
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/162/09/1620984_0:0:1600:901_1920x0_80_0_0_907abbc98afe3c0099c46dfde851b4dc.jpg
Новый год, который мы ждем и отмечаем по давно сложившимся “стандартным” традициям. Но так было не всегда…Навасард, оставивший стадоВ стародавние, дохристианские времена армяне отмечали Новый год не один раз. Первый Новый год – Навасард, праздновался тогда, когда ярко светило и припекало солнце – с 11 августа по 9 сентября. Этот праздник имел еще одно интересное название - Нахратох, что дословно означает "оставивший стадо". Легенда гласит, что как-то во время празднования Нового года пастуху по имени Навасард поручили охранять стадо, которое он оставил на произвол судьбы и пошел на праздник. После этого праздник стали также называть Нахратох.Само слово Навасард означает Новый год и символизирует битву прародителя армян Айка с титаном Бэлом в местности Айоц дзор (дословно – Армянское ущелье), в ходе которой Айк убивает из лука вражеского исполина. Согласно легенде, именно 11 августа Айк убил Бэла, подарив свободу своему роду. Считается, что это произошло до Рождества Христова в 2492 году.После принятия Арменией христианства первый день Навасарда – 11 августа – армяне стали также отмечать как день, когда к горам Араратским пристал Ноев ковчег. Доподлинно не известно, в каком тысячелетии произошло это библейское событие, но факт остается фактом, что армяне уже давно отмечают его именно 11 августа.В древности Навасард отмечали с большим размахом: c участием царского двора и народа, с жертвоприношениями богам, богатыми угощениями, военными парадами и турнирами, театрализованными представлениями, скачками. Также было принято запускать в небо голубей. Все без исключения накрывали столы, выставляли часть своего урожая и имущества и делились с другими, раздавали сладости. Навасард также считался праздником молодежи и свадебных обрядов.К сожалению после христианизации Армении церковь запретила праздновать Навасард: под запрет подпали все связанные с ним крупные торжества и этот праздник перешел в разряд семейных.Сладкая старость – старушкина радостьГлавным блюдом стола была ариса или как ее называли "кяшка" – каша из дзавара (пшеничной крупы) с мясом. Ее ставили ночью на слабый огонь и оставляли вариться до утра. Арису нельзя было перемешивать, к ней не должен был прикасаться половник, чтобы год прошел без ссор и драк. "Кахцр паравес Навасарди пес" (Сладко старься как Навасард) говорили в дни праздника друг другу люди.Отголоски осеннего Навасарда сохранились до сих пор. Например, в армянских селах Марнеульского муниципалитета Грузии до сих пор отмечают праздник – День сладкой старухи. В первое воскресенье декабря сельские жители ходят друг к другу в гости и угощают друг друга чурчхелами, сухофруктами или другими сладостями, говоря друг другу "чтобы сладко старился" (кахцр паравес).Таинство праздника заключается в том, чтобы жизнь была радостной и счастливой. А потому люди дарят друг другу сладости и желают если и состариться, то только в сладости и радости.Дед Каханд – армянский дедушка МорозВторой армянский Новый год – это Аманор. В XVIII веке католикос Симеон Ереванци, используя неподвижный постоянный календарь, восстановил и привел в порядок святцы армянской церкви, согласно которым армяне начали встречать Новый год 1 января. Январь олицетворяет рождение новой жизни. Рождество Христово даровало человечеству надежду на вечную жизнь в Царствии Небесном и избавление от ада. Вот почему январь стал началом нового года. 1 января – первый день месяца, в котором родился наш Спаситель. В этот день во всех армянских церквях служится Св. литургия.Со временем понятия Аманор, Каханд и начало года приобрели одно и то же значение. Кстати, Новый год по-армянски дословно — Аманор (Ам - год и нор - новый). Согласно народной традиции, на Аманор украшали дерево, которое символизировало райское Древо Жизни.Перед Аманором хозяйки начинали убираться во дворе и в доме: в этом им помогали все члены семьи. Вечером 1 января принесенной из родника водой, сидя у очага, умывалась вся семья. Эти ритуалы (уборка и омовения) символизируют очищение: телесное и духовное обновление перед новым годом, новым отсчетом времени.Какую елку выбрать - натуральную или искусственную?>>В Лорийской области бабушки мазали губы членов своей семьи медом (чтобы год был сладким), а амшенские армяне (Амшен — юго-восточное побережье Черного моря) запрещали в это время есть острую, кислую пищу и говорить "горькие", обидные слова друг другу. Этот обычай был связан с верой в магию слова: считалось, что в день Нового года любое бранное или злое слово может осквернить чистоту этого переходного дня и принесет несчастье семье на весь год. Также в этот день было принято мириться со своими врагами, облачаться в новую одежду (чтобы год приносил обновы), а также печь свежий хлеб.Древо жизни – Кенац царВ ночь накануне Аманора (ее еще называли Ночь Каханда) в домах разжигался очаг, в котором должно было гореть очень большое полено — старшим членам семьи надо было позаботиться о том, чтобы огонь поддерживался неделю (до Святого Рождества), чтобы весь год не угасала удача в доме."Долгоиграющее " полено в новогоднем очаге по стародавним армянским традициям считалось символом прочной семьи. На этом огне готовились рождественские кушанья, а приходящие гости также должны были подкидывать поленья в этот очаг.И конечно же какой Новый год без елки. Правда у армян вместо нее были другие деревья – абрикос, олива или ладанное дерево, на которых развешивали свежие плоды и сухофрукты, сладости. По одной из версий, само слово Каханд произошло от слова "кахел" (вешать). Почитание деревьев у армян корнями уходит в глубь веков, и с древних времен армяне на Новый год вместо ели или сосны украшали другие деревья.В новогоднюю ночь свежеиспеченный хлеб украшали оливковой ветвью. Ее называли Дерево Каханда (Каханди цар). Члены семьи украшали ветку колосьями и зернами 7-и растений (фасоль, нут и т.д.), выпечкой в форме людей и животных, талисманами, отгоняющими злых духов.После этого глава семьи относил ветвь в церковь, где ее освящали, а затем приносил домой и прикреплял к полену (символу семьи). Каждая семья украшала оливковую ветвь по-своему и создавала свое Дерево Каханда, которое, уже после христианизации Армении, стало отождествляться с Древом жизни – Кенац цар.
https://am.sputniknews.ru/20230811/pochemu-u-drevnikh-armyan-bylo-13-mesyatsev-v-godu-ili-nesluchaynaya-data-dlya-navasarda-64312251.html
https://am.sputniknews.ru/20170811/1-yanvarya-ili-11-avgusta-armyane-otmetili-navasard-v-karaundzhe-8238061.html
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Ирина Аброян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/06/19/28079943_399:52:1147:800_100x100_80_0_0_68ca52d91a080c3c2118dfb23c78692d.jpg
Ирина Аброян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/06/19/28079943_399:52:1147:800_100x100_80_0_0_68ca52d91a080c3c2118dfb23c78692d.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/162/09/1620984_23:0:1447:1068_1920x0_80_0_0_53ca1f2aeaf4de52991afe543d77b93f.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Ирина Аброян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/06/19/28079943_399:52:1147:800_100x100_80_0_0_68ca52d91a080c3c2118dfb23c78692d.jpg
новый год, новогодние традиции, аманор, навасард, праздник навасард, колонка
новый год, новогодние традиции, аманор, навасард, праздник навасард, колонка
Думаете, вы правильно отмечаете? Армянские традиции празднования Нового года
12:00 01.01.2025 (обновлено: 17:55 01.01.2025) За окном холод и снег, в доме убранная огоньками и игрушками елка, на столе разносолы, фрукты и сладости. Веселый ажиотаж в доме и ощущение праздника, который обязательно принесет только хорошее и доброе.
Новый год, который мы ждем и отмечаем по давно сложившимся “стандартным” традициям. Но так было не всегда…
Навасард, оставивший стадо
В стародавние, дохристианские времена армяне отмечали Новый год не один раз. Первый Новый год – Навасард, праздновался тогда, когда ярко светило и припекало солнце – с 11 августа по 9 сентября. Этот праздник имел еще одно интересное название - Нахратох, что дословно означает "оставивший стадо". Легенда гласит, что как-то во время празднования Нового года пастуху по имени Навасард поручили охранять стадо, которое он оставил на произвол судьбы и пошел на праздник. После этого праздник стали также называть Нахратох.
Само слово Навасард означает Новый год и символизирует битву прародителя армян Айка с титаном Бэлом в местности Айоц дзор (дословно – Армянское ущелье), в ходе которой Айк убивает из лука вражеского исполина. Согласно легенде, именно 11 августа Айк убил Бэла, подарив свободу своему роду. Считается, что это произошло до Рождества Христова в 2492 году.
После принятия Арменией христианства первый день Навасарда – 11 августа – армяне стали также отмечать как день, когда к горам Араратским пристал Ноев ковчег. Доподлинно не известно, в каком тысячелетии произошло это библейское событие, но факт остается фактом, что армяне уже давно отмечают его именно 11 августа.
В древности Навасард отмечали с большим размахом: c участием царского двора и народа, с жертвоприношениями богам, богатыми угощениями, военными парадами и турнирами, театрализованными представлениями, скачками. Также было принято запускать в небо голубей. Все без исключения накрывали столы, выставляли часть своего урожая и имущества и делились с другими, раздавали сладости. Навасард также считался праздником молодежи и свадебных обрядов.
Например, в ночь праздника обрученные или девушки на выданье завязывали в свои головные платки подарки или сладости и на веревке спускали через дымоход в дом жениха или возлюбленного. Родня жениха, в свою очередь, старалась поймать девушку. Если это удавалось, ее угощали и с подарками отправляли домой. А те семьи, где не было обрученных молодых, попросту спускали платки с подношениями в дымоходы своих родственников.
К сожалению после христианизации Армении церковь запретила праздновать Навасард: под запрет подпали все связанные с ним крупные торжества и этот праздник перешел в разряд семейных.
Сладкая старость – старушкина радость
Главным блюдом стола была ариса или как ее называли "кяшка" – каша из дзавара (пшеничной крупы) с мясом. Ее ставили ночью на слабый огонь и оставляли вариться до утра. Арису нельзя было перемешивать, к ней не должен был прикасаться половник, чтобы год прошел без ссор и драк. "Кахцр паравес Навасарди пес" (Сладко старься как Навасард) говорили в дни праздника друг другу люди.
Отголоски осеннего Навасарда сохранились до сих пор. Например, в армянских селах Марнеульского муниципалитета Грузии до сих пор отмечают праздник – День сладкой старухи. В первое воскресенье декабря сельские жители ходят друг к другу в гости и угощают друг друга чурчхелами, сухофруктами или другими сладостями, говоря друг другу "чтобы сладко старился" (кахцр паравес).
Таинство праздника заключается в том, чтобы жизнь была радостной и счастливой. А потому люди дарят друг другу сладости и желают если и состариться, то только в сладости и радости.
Дед Каханд – армянский дедушка Мороз
Второй армянский Новый год – это Аманор. В XVIII веке католикос Симеон Ереванци, используя неподвижный постоянный календарь, восстановил и привел в порядок святцы армянской церкви, согласно которым армяне начали встречать Новый год 1 января.
Январь олицетворяет рождение новой жизни. Рождество Христово даровало человечеству надежду на вечную жизнь в Царствии Небесном и избавление от ада. Вот почему январь стал началом нового года. 1 января – первый день месяца, в котором родился наш Спаситель. В этот день во всех армянских церквях служится Св. литургия.
Аманор в древности также называли Каханд. В старинной армянской традиции символом Нового года был не Дед Мороз, а Дед Каханд, который являлся с посохом и в овечьем тулупе.
Со временем понятия Аманор, Каханд и начало года приобрели одно и то же значение. Кстати, Новый год по-армянски дословно — Аманор (Ам - год и нор - новый). Согласно народной традиции, на Аманор украшали дерево, которое символизировало райское Древо Жизни.
Перед Аманором хозяйки начинали убираться во дворе и в доме: в этом им помогали все члены семьи. Вечером 1 января принесенной из родника водой, сидя у очага, умывалась вся семья. Эти ритуалы (уборка и омовения) символизируют очищение: телесное и духовное обновление перед новым годом, новым отсчетом времени.
В Лорийской области бабушки мазали губы членов своей семьи медом (чтобы год был сладким), а амшенские армяне (Амшен — юго-восточное побережье Черного моря) запрещали в это время есть острую, кислую пищу и говорить "горькие", обидные слова друг другу. Этот обычай был связан с верой в магию слова: считалось, что в день Нового года любое бранное или злое слово может осквернить чистоту этого переходного дня и принесет несчастье семье на весь год. Также в этот день было принято мириться со своими врагами, облачаться в новую одежду (чтобы год приносил обновы), а также печь свежий хлеб.
В ночь накануне Аманора (ее еще называли Ночь Каханда) в домах разжигался очаг, в котором должно было гореть очень большое полено — старшим членам семьи надо было позаботиться о том, чтобы огонь поддерживался неделю (до Святого Рождества), чтобы весь год не угасала удача в доме.
"Долгоиграющее " полено в новогоднем очаге по стародавним армянским традициям считалось символом прочной семьи. На этом огне готовились рождественские кушанья, а приходящие гости также должны были подкидывать поленья в этот очаг.
Очаг был очень важным компонентом верований армян, поскольку по их представлениям там обитали духи их предков. На Новый год также не запирали двери, не гасили свет и дарили подарки – в основном старшие члены семьи одаривали детей.
И конечно же какой Новый год без елки. Правда у армян вместо нее были другие деревья – абрикос, олива или ладанное дерево, на которых развешивали свежие плоды и сухофрукты, сладости. По одной из версий, само слово Каханд произошло от слова "кахел" (вешать). Почитание деревьев у армян корнями уходит в глубь веков, и с древних времен армяне на Новый год вместо ели или сосны украшали другие деревья.
В новогоднюю ночь свежеиспеченный хлеб украшали оливковой ветвью. Ее называли Дерево Каханда (Каханди цар). Члены семьи украшали ветку колосьями и зернами 7-и растений (фасоль, нут и т.д.), выпечкой в форме людей и животных, талисманами, отгоняющими злых духов.
После этого глава семьи относил ветвь в церковь, где ее освящали, а затем приносил домой и прикреплял к полену (символу семьи). Каждая семья украшала оливковую ветвь по-своему и создавала свое Дерево Каханда, которое, уже после христианизации Армении, стало отождествляться с Древом жизни – Кенац цар.