Думаете, вы правильно отмечаете? Армянские традиции празднования Нового года

© Sputnik / Асатур ЕсаянцАрмянский дед Мороз - Каханд пап
Армянский дед Мороз - Каханд пап - Sputnik Армения, 1920, 01.01.2025
Подписаться
За окном холод и снег, в доме убранная огоньками и игрушками елка, на столе разносолы, фрукты и сладости. Веселый ажиотаж в доме и ощущение праздника, который обязательно принесет только хорошее и доброе.
Новый год, который мы ждем и отмечаем по давно сложившимся “стандартным” традициям. Но так было не всегда…

Навасард, оставивший стадо

В стародавние, дохристианские времена армяне отмечали Новый год не один раз. Первый Новый год – Навасард, праздновался тогда, когда ярко светило и припекало солнце – с 11 августа по 9 сентября. Этот праздник имел еще одно интересное название - Нахратох, что дословно означает "оставивший стадо". Легенда гласит, что как-то во время празднования Нового года пастуху по имени Навасард поручили охранять стадо, которое он оставил на произвол судьбы и пошел на праздник. После этого праздник стали также называть Нахратох.
Само слово Навасард означает Новый год и символизирует битву прародителя армян Айка с титаном Бэлом в местности Айоц дзор (дословно – Армянское ущелье), в ходе которой Айк убивает из лука вражеского исполина. Согласно легенде, именно 11 августа Айк убил Бэла, подарив свободу своему роду. Считается, что это произошло до Рождества Христова в 2492 году.
Фольк-фестиваль в Лори - Sputnik Армения, 1920, 11.08.2023
Почему у древних армян было 13 месяцев в году, или Неслучайная дата для Навасарда
После принятия Арменией христианства первый день Навасарда – 11 августа – армяне стали также отмечать как день, когда к горам Араратским пристал Ноев ковчег. Доподлинно не известно, в каком тысячелетии произошло это библейское событие, но факт остается фактом, что армяне уже давно отмечают его именно 11 августа.
В древности Навасард отмечали с большим размахом: c участием царского двора и народа, с жертвоприношениями богам, богатыми угощениями, военными парадами и турнирами, театрализованными представлениями, скачками. Также было принято запускать в небо голубей. Все без исключения накрывали столы, выставляли часть своего урожая и имущества и делились с другими, раздавали сладости. Навасард также считался праздником молодежи и свадебных обрядов.

Например, в ночь праздника обрученные или девушки на выданье завязывали в свои головные платки подарки или сладости и на веревке спускали через дымоход в дом жениха или возлюбленного. Родня жениха, в свою очередь, старалась поймать девушку. Если это удавалось, ее угощали и с подарками отправляли домой. А те семьи, где не было обрученных молодых, попросту спускали платки с подношениями в дымоходы своих родственников.

К сожалению после христианизации Армении церковь запретила праздновать Навасард: под запрет подпали все связанные с ним крупные торжества и этот праздник перешел в разряд семейных.

Сладкая старость – старушкина радость

Главным блюдом стола была ариса или как ее называли "кяшка" – каша из дзавара (пшеничной крупы) с мясом. Ее ставили ночью на слабый огонь и оставляли вариться до утра. Арису нельзя было перемешивать, к ней не должен был прикасаться половник, чтобы год прошел без ссор и драк. "Кахцр паравес Навасарди пес" (Сладко старься как Навасард) говорили в дни праздника друг другу люди.
Отголоски осеннего Навасарда сохранились до сих пор. Например, в армянских селах Марнеульского муниципалитета Грузии до сих пор отмечают праздник – День сладкой старухи. В первое воскресенье декабря сельские жители ходят друг к другу в гости и угощают друг друга чурчхелами, сухофруктами или другими сладостями, говоря друг другу "чтобы сладко старился" (кахцр паравес).
Караундж - Sputnik Армения, 1920, 11.08.2017
1 января или 11 августа: армяне отметили Навасард в Караундже
Таинство праздника заключается в том, чтобы жизнь была радостной и счастливой. А потому люди дарят друг другу сладости и желают если и состариться, то только в сладости и радости.

Дед Каханд – армянский дедушка Мороз

Второй армянский Новый год – это Аманор. В XVIII веке католикос Симеон Ереванци, используя неподвижный постоянный календарь, восстановил и привел в порядок святцы армянской церкви, согласно которым армяне начали встречать Новый год 1 января.
Январь олицетворяет рождение новой жизни. Рождество Христово даровало человечеству надежду на вечную жизнь в Царствии Небесном и избавление от ада. Вот почему январь стал началом нового года. 1 января – первый день месяца, в котором родился наш Спаситель. В этот день во всех армянских церквях служится Св. литургия.
Аманор в древности также называли Каханд. В старинной армянской традиции символом Нового года был не Дед Мороз, а Дед Каханд, который являлся с посохом и в овечьем тулупе.
Со временем понятия Аманор, Каханд и начало года приобрели одно и то же значение. Кстати, Новый год по-армянски дословно — Аманор (Ам - год и нор - новый). Согласно народной традиции, на Аманор украшали дерево, которое символизировало райское Древо Жизни.
Перед Аманором хозяйки начинали убираться во дворе и в доме: в этом им помогали все члены семьи. Вечером 1 января принесенной из родника водой, сидя у очага, умывалась вся семья. Эти ритуалы (уборка и омовения) символизируют очищение: телесное и духовное обновление перед новым годом, новым отсчетом времени.
Какую елку выбрать - натуральную или искусственную?>>
В Лорийской области бабушки мазали губы членов своей семьи медом (чтобы год был сладким), а амшенские армяне (Амшен — юго-восточное побережье Черного моря) запрещали в это время есть острую, кислую пищу и говорить "горькие", обидные слова друг другу. Этот обычай был связан с верой в магию слова: считалось, что в день Нового года любое бранное или злое слово может осквернить чистоту этого переходного дня и принесет несчастье семье на весь год. Также в этот день было принято мириться со своими врагами, облачаться в новую одежду (чтобы год приносил обновы), а также печь свежий хлеб.

Древо жизни – Кенац цар

В ночь накануне Аманора (ее еще называли Ночь Каханда) в домах разжигался очаг, в котором должно было гореть очень большое полено — старшим членам семьи надо было позаботиться о том, чтобы огонь поддерживался неделю (до Святого Рождества), чтобы весь год не угасала удача в доме.
"Долгоиграющее " полено в новогоднем очаге по стародавним армянским традициям считалось символом прочной семьи. На этом огне готовились рождественские кушанья, а приходящие гости также должны были подкидывать поленья в этот очаг.

Очаг был очень важным компонентом верований армян, поскольку по их представлениям там обитали духи их предков. На Новый год также не запирали двери, не гасили свет и дарили подарки – в основном старшие члены семьи одаривали детей.

И конечно же какой Новый год без елки. Правда у армян вместо нее были другие деревья – абрикос, олива или ладанное дерево, на которых развешивали свежие плоды и сухофрукты, сладости. По одной из версий, само слово Каханд произошло от слова "кахел" (вешать). Почитание деревьев у армян корнями уходит в глубь веков, и с древних времен армяне на Новый год вместо ели или сосны украшали другие деревья.
В новогоднюю ночь свежеиспеченный хлеб украшали оливковой ветвью. Ее называли Дерево Каханда (Каханди цар). Члены семьи украшали ветку колосьями и зернами 7-и растений (фасоль, нут и т.д.), выпечкой в форме людей и животных, талисманами, отгоняющими злых духов.
После этого глава семьи относил ветвь в церковь, где ее освящали, а затем приносил домой и прикреплял к полену (символу семьи). Каждая семья украшала оливковую ветвь по-своему и создавала свое Дерево Каханда, которое, уже после христианизации Армении, стало отождествляться с Древом жизни – Кенац цар.
Лента новостей
0